Профориентация в начальной школе.
Ковальчук Ольга Ивановна
Воспитатель ГБОУ школы- интерната№67
СПб, г. Пушкин
За последние несколько лет в нашей стране произошли коренные перемены экономического характера. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века. Общество нуждается в грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Перемены, коснулись и образования: изменилась концепция воспитания и обучения будущего поколения.
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизни. Экономическое будущее нашей страны напрямую зависит от сегодняшнего подрастающего поколения. Страна нуждается в людях творческих, деятельных, юридически и экономически подкованных.
Сегодня чаще всего беседы о дальнейшем трудоустройстве в школах начинают лишь с 8-9 классов, пренебрегая закономерностями психологического развития ребенка. Естественно, ожидать при этом от него осознанного и обдуманного выбора профессии не приходится.
С какого же возраста целесообразно готовить ребенка к осознанному выбору профессии, формировать уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам?
Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников.
Понятие о профессиях у школьника 7-10 лет ограничено скудным жизненным опытом. О видах деятельности ребенок впервые узнает от своих родителей и людей, с которыми он чаще всего видится (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы в магазине, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он смог сделать осознанный выбор, будучи взрослым, его нужно пораньше познакомить с как можно большим количеством профессий. Поможет в этом профориентация в начальной школе. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность является ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях.
Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений представителя профессии. Формы проведения профориентации среди младших школьников различны:
В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. На экскурсиях расширяется кругозор ребенка. Толкование многих слов можно увидеть воочию. Когда то далекие и непонятные термины «конвейер», «складской терминал», «стеклодув» и т.д. обретают в сознании ребенка конкретную картинку. На экскурсиях ученики узнают о новых профессия и тех, что стали редкостью в наше реактивное время. Одним из ведущих видов деятельности ребенка младшего школьного возраста является игра. Игра это то, к чему ребенок готов всегда. Через игру можно и развивать и обучать, потому этот метод прижился на занятиях экономики. В игровой форме мы учимся делать выбор и принимать решение. На занятиях по теме « Открой своё дело», ученики смело составляют бизнес- планы открытия своих виртуальных кондитерских фабрик, магазинов, ресторанов и кафе. Они хорошо усвоили ступени открытия своего бизнеса.
Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду. Цели и задачи профориентации младших школьников Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее). экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал. такие задачи: воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения; формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности; приучать выполнять свою работу качественно; мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик; развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями. В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час; экскурсия; беседа; проект; конкурс; игра. На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.
«Таланты и знаменитости» Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее).
Тема «Откуда берется хлеб» Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, тестоводы, формовщики, пекари, упаковщики и так далее).
Тема «Счастливого пути!» Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия: встречи с родителями учеников (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы); («Профессии конкурсы: рисунков папы и мамы») , поделок («Мой дед – мастер на все руки», «Моя бабушка – рукодельница»), «Ярка профессий» и подобные. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители. Игры Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе. Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя. На прогулке играть в «Профессия на букву ...» (кто назовет больше – тот и победил) .
Беседы с приглашенными специалистами. Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационое занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу.
Проект « Профессиональное портфолио». Ведется учеником, который собирает для него интервью со своими родителями, газетные или журнальные вырезки, собственные письменные заметки и рисунки Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением. Можно включать детям заранее подготовленный видеоматериал или, если в классе есть техническая возможность, смотреть его непосредственно в интернете.
Детская литература о профессиях Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии «Карьера Пресс» «Город добрых дел»(автор – американский детский писатель и художник Р.Скарри) Книга подходит для чтения взрослыми детям. В ней показана жизнь маленького городка, Книга учит уважительному отношению к людям разных профессий.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку, следовательно, и выбирать свою профессию в будущем будет из чего. А значит не ошибиться с выбором, добиться успеха, удовлетворения собственной профессией будет больше.
Так что задача школьного учителя и воспитателя предоставить разнообразие выбора, расширить представления о мире профессий, чтобы ребенок знал, какие профессии есть в современном обществе и из каких профессий выбирать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.