Доклад
на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
«Пути повышения профессиональной компетентности учителей в системе работы по ФГОС. Адаптация пятиклассников».
Учитель :Коцур Л.И.
2019 г
Изменения в области целей образования, происходящие в мире, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в нем, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Компетентностный подход — как одно из оснований обновления образования.
Под компетентностью понимается следующее:
- это способность действовать в ситуации неопределенности ( Лебедев подход в образовании)
- умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической и научной деятельности (ФГОС)
Главное для учителя это конкурентоспособность - решение проблемы в нестандартных ситуациях, непрерывное образование, компетентность - требует постоянного обновления профессиональной компетенции.
В психолого-педагогической литературе используется много понятий для характеристики педагогической деятельности. Это — “профессиональная компетентность”, “педагогическое мастерство”, “профессионализм”. Они трактуются многими авторами в различных смыслах. Мы будем понимать качество в контексте профессионального труда педагога как совокупность объективных и субъективных предпосылок к выполнению деятельности, сам процесс деятельности и его результаты, находящиеся в различных степенях соответствия или несоответствия с нормами профессионально-педагогической деятельности. Разными авторами разработаны различные варианты и модели профессионально-значимых качеств личности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире, предполагающую непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Безусловно, первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
- Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие
- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
- быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
- самостоятельно учиться;
принимать решения и нести за них ответственность;
- адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
- нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. выделяет следующие: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, профессиональная компетенция учителей начальных классов
«Ценностно-смысловая компетенция».
В современном меняющемся мире, мире информационных технологий, система образования должна формировать, с одной стороны, такие новые качества, как инициативность, мобильность, гибкость, а с другой стороны, способствовать духовно-нравственному становлению личности, так как востребованными становятся прежде всего субъектные свойства личности, определяющие ее самостоятельность, целостность, способность к самореализации и саморегуляции. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции».
К ключевым, жизненно важным компетенциям, реализуемым на метапредметном содержании относятся, наряду с другими и ценностно-смысловые, представляя собой сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие. Они охватывают целый спектр личностных качеств : от бытовых до смысловых и мировоззренческих.
Автор произведения – «носитель проникновенного слова, т. е. такого слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать свой собственный голос». Иными словами, мы читаем не только для того, чтобы понять писателя, но и для того, чтобы понять самих себя. Таким образом, работа с художественным текстом обладает огромным потенциалом в формировании рефлексивного мышления, личностных и ценностно-смысловых компетенций.
На уроках литературы дополнительным стимулом к включению в осмысление художественного текста может стать та или иная проблемная ситуация, когда намеренное столкновение каких-то противоречащих друг другу явлений, фактов побуждает читателя к осознанию собственной позиции. Для моделирования проблемной ситуации можно использовать различные приемы: соотношение вариантов произведения, изучение авторской правки, изменение названия произведения, обращение к жизненному опыту учащихся.
Психологи отмечают, что обесценивание, игнорирование жизненного опыта ведет к порождению феномена «запуганного сознания», когда ученик замыкается, теряет интерес к диалогу с учителем и к предмету. Тогда в сознании возникает раздвоенность: художественная картина мира никак не связана окружающей действительностью. Чтобы преодолеть это противоречие, необходимо всячески подчеркивать важность наблюдений ученика, его умение связать восприятие и проживание художественного текста с собственным опытом. При этом особенно важную роль в личностном восприятии художественного текста играет эмоциональное проживание произведения. Именно оно может стать исходной точкой для дальнейшего осмысления текста.
Так, например, при изучении стихотворений в 5 классе ученикам было дано задание представить в виде рисунка художественный мир одного из стихотворений, («Утес», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...») выразив через зрительные образы (цвет, расположение предметов, художественные детали, общий колорит) своё эмоциональное состояние от восприятия художественного слова. Затем нужно было представить свою работу (монологическое высказывание), объяснив, какой смысл несёт та или иная деталь, тот или иной образ. Этот вид работы интересен тем, что позволяет, с одной стороны, развивать эмоциональную сферу, а с другой стороны, создаёт условия для развития концептуального мышления. Происходит своего рода восхождение: эмоции - образ-концепция. Таким образом, формируется целый ряд личностных, ценностно-смысловых компетенций : умение сопереживать, умение целостно видеть мир, выстраивать собственные концепции, соотнося с ними предшествующий жизненный опыт.
Интересно в этом плане как представление работ, так и последующее обсуждение. Если ученик, выполнивший работу, не смог выстроить целостную концепцию, даёт поверхностное толкование образов, на помощь ему приходят другие ученики. Они могут увидеть те художественные детали, которые есть в работе, но остались вне общей картины. При изучении темы «Религиозные мотивы в стихах русских поэтов» на одном из рисунков по стихотворению «Молитва» среди других художественных деталей был изображён цветок. Ученики увидели, что это не деталь обстановки, а символический образ, который несёт определённую идею, связанную с пониманием художественного текста: благодатная сила молитвы, её живительная энергия («...есть сила благодатная в созвучьи слов живых...») настолько велика, что всё живое растет и крепнет. Некоторые обратили внимание на то, что росток очень тонкий, нежный, ранимый, как душа ребёнка. Под влиянием высшей духовной силы («...и дышит непонятная святая прелесть в них...») душа человека раскрывается, отношения с миром гармонизируются, лирический герой испытывает состояние очищения («...с души как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко»).
Важную роль в осмыслении художественного текста может сыграть также попытка отыскать в произведении темы, мотивы, образы, наиболее актуальные для сознания современного человека. Причём речь идёт не о формальном осовременивании произведения, а о личностном проживании текста.
Таким образом, личностное эмоциональное проживание художественного текста, опора на жизненный опыт, использование видов работ, предполагающих выстраивание собственной концепции, позволяет активизировать диалог читателя с художественным текстом, а значит, вносит существенный вклад в формирование ценностно-смысловых компетенций.
«Особенности адаптации пятиклассников»
Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.
Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. Е. Мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.
В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоотношений класса, формируется статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей . О нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Физиологические проблемы пятиклассников
· изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
· быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
· изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий.
· Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Организации правильного питания ребенка. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
· Забота родителей о закаливании ребенка.
· Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка.
Психологические проблемы адаптации пятиклассников
· Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
· Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
· Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
· Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
· Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
· Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей
· Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
· Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
· Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
· Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть - иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
·
Помни!
Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя,
родителей, учителей, друзей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.