Утверждено на методическом совете
«__»_____________________________20_г
Зам. дир. по УВР Верзилина Н.В
____________________________________
Доклад
НА тему; «Приемы технологии критического мышления в начальной школе»
Мышление развивается в проблемной
ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )
Учитель ;Высоцкая Рамина Альмировна
«Приёмы технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.»
Технология РКМ возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В ней собраны идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии КМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – «ВЫЗОВ», у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Второй этап – « ОСМЫСЛЕНИЕ», происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются:
- активное получение информации,
- соотнесение нового материала с уже известным,
- систематизация, отслеживание собственного понимания,
- работа по реализации выработанного пути решения.
Третий этап - «рефлексия». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, активное переосмысление собственных представлений с учётом приобретённых знаний.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы:
- ориентироваться в источниках информации;
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
Технология « Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Возникает острая проблема - как учить мыслить?
Вот некоторые приемы технологии развития критического мышления на уроках.
Приём «Ассоциации»
Дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
- Почему именно так называется произведение?
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
Приём «Мозговой штурм».
Позволяет активизировать мышление при разрешении проблем и формирует возможность высказывания «необычных» мыслей. В данном приёме не предусмотрено разделение ответов на правильные и неправильные. Учеником может быть высказана любая мысль, которая может оказаться выходом из сложившейся ситуации или привести к нему. Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого предмета на любом этапе обучения.
- Групповая «мозговая атака» по теме.
- Вспомнить все, что известно по этой теме (важно вспомнить все, что знаете или думаете, что приходит вам на ум по теме; не имеет значения, правильно то, что вспомнили, или нет). Появляются непохожие точки зрения, которые на этом этапе не обговариваются.
- Записать все мысли на доске.
- Классифицировать информацию.
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Корзина идей» Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница»
1-й вариант Напишите, что вы знаете об утках?
2-й вариант Напишите, что вы знаете о лягушках?
Приём «Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Предположения.
- Что может произойти в тексте с таким названием?
- Что будет дальше?
- Чем закончится текст?
Правила работы:
ствол дерева – тема,
ветви – предположения, («возможно» и «вероятно»),
листья – обоснование этих предположений, аргументы.
Приём «Чтение с остановками»
1. Первоначальные стимулы для прогноза – название и картинка.
Определите место и время действия
Определите характеры
Определите тип рассказа
Как вы думаете, о чём будет рассказ?
2. Первая остановка во время чтения.
Характеры и место действия определились (подтверждено или опровергнуто предположение?)
Завязывается сюжет. Стартовый момент. Проблема. Реакция/ последствия
Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что, как вам кажется, произойдёт дальше?
3. Вторая остановка во время чтения.
Подтверждаются ли ваши предположения?
Дети к этому времени должны «раскусить» сюжет и дать точные прогнозы.
Каковы ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что как вам кажется, произойдёт дальше?
4. Третья остановка во время чтения.
Подтверждаются ли ваши предположения?
Поднимите вопросы о развязке и теме.
Каковы были ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что как вам кажется произойдёт дальше?
5. Завершающий этап чтения.
Подтверждение предположений. Развязка. Размышление по теме рассказа.
Что мы узнали из этого рассказа? Что хотел сказать нам автор?
Прием «Инсерт»
Можно было построить изучение данного вопроса, используя прием Инсерт.
1. Прочтите статью. Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях:
“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.
2. Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте на следующие вопросы:
-Какие Ваши знания подтвердились?
-Какие Ваши представления не подтвердились?
Возможно, что Вам понадобится прочесть текст еще раз.
3. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:
“V” |
“– “ |
“+“ |
“?” |
4. Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей аудитории для обсуждения. Выпишите, в каких источниках можно почерпнуть дополнительную информацию по данной теме.
Данный прием эффективен при изучении материала, как по параграфу учебника, так и по дополнительным литературным источникам.
Приём технологии «Кластер» (гроздья), пучок. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.
Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
Например, центр – название текста, Смысловые единицы – деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз.
Иногда кластер называют «наглядным мозговым штурмом»
Этапы грозди:
-Написать центральное слово (словосочетание или фразу посредине листа, доски, слайда).
-Записать слова и фразы, которые приходят на ум ученикам по данной теме, записать столько идей, сколько позволит время, или пока они не будут вычерпаны.
-Когда все идеи записаны, установить, там, где возможно, связи между понятиями.
Приём «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов
• В первой строчке тема называется одним словом.
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Приём «Письмо другу» о прочитанном произведении
Когда закончена работа по ознакомлению с произведением, предлагается рассказать о нем своему ближайшему другу. На первых порах -это устный рассказ, а затем, когда дети уже обладают достаточными навыками письма, предлагается письменная форма изложения- письмо другу.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица
«тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие»
вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого
ответа.
Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще
встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы
нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от
него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни
детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный
ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно
(Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие
неоднозначные ответы.
Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу, где в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Толстые ? |
Тонкие ? |
|
дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... |
кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно ли... |
|
Ромашка Блума
Простые вопросы – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти (Что?, Когда?, Где?)
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. (Почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – «Как вы относитесь…»
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?», «Что будет, если…»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» «Как можно применить?»
Приём «Кубик Блума»
Методическая стратегия, которая даёт возможность понимать явление разносторонне.
Приём даётся на стадии осмысления для закрепления знаний в соответствии с полученной новой информацией. На каждой грани кубика пишется вопрос или задание:
«Почему», «Предположи»,
«Объясни», «Придумай»
«Назови», «Поделись».
Прием «ПОПС»
Позиция – «Я считаю, что…»
Обоснование – «Потому что…»
Пример – «Я могу это доказать на примере…»
Суждение – «Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что…»
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Итог работы. Работая по КМ я отмечаю следующие преимущества:
•
учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся
слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется
их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно
насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность; развивает активное слушание;
•повышает самооценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.