Тема: «Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности»
1 слайд В современном обществе постоянно меняются подходы к образованию. Мы, педагоги, должны развивать способности учащихся, научить детей применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Поэтому, одной из важных задач в современной школе является развитие у детей функциональной грамотности.
2 слайд Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. А забота о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру ложится на плечи учителя. Все формы и методы работы, используемые педагогом на своих уроках, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности. Это, прежде всего, грамотность в чтении и письме, в естественных науках, грамотность математическая, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, а также юридическая грамотность.
Хотелось бы уделить внимание развитию математической грамотности у учеников начальной школы. Что же такое математическая грамотность?
3 – 4 слайд Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
5 слайд Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;
-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
6 слайд Первый компонент
Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Для этого мы предлагаем различные жизненные ситуации.
7 слайд Вычислить, на каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Так что, если ребенок забудет, на каком этаже живет его друг или бабушка, математика поможет. Можно предложить рассчитать количество квартир в своём доме. Сравнить, где квартир больше и от чего это зависит.
С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока?
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
8 слайд Второй компонент Чтобы его сформировать, нужно давать детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий, перевести информацию из текстовой формы в табличную.
9 слайд Дети учатся анализировать, классифицировать информацию, работать с ней. Можно спросить, что мы можем узнать из этой таблицы, где можно применить такую запись в жизни.
Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи. Для этого практикуем деление при чтении на смысловые части. Отделяем их вертикальной чертой.
10- 11 слайд Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, используются задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.
12 слайд Формированию математической грамотности также способствуют:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
13 -14 слайд Немаловажную роль в формировании математической грамотности играет проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, открытия новых знаний позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное.
Поэтому надо включать в работу нестандартные формы уроков: знакомство с профессиями банкира, фермера, продавца и др., расчёт материалов для ремонта, времени для разных событий, пресс конференции, когда один выполняет роль учёного ( академика, министра и т. Д.) остальные журналисты, задающие вопросы, деловые игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни.
Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.
Также необходимо обратить внимание на формы работы: групповые, работа в паре.
Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
15 слайд Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс Учебнике, Учи.ру где составили подборку заданий на формирование математической грамотности.
Таким образом, формирование математической грамотности на уроках путем развития логического мышления, комплексного подхода к изучению материала – это важная составная часть педагогического процесса.
Слайд 11. И закончить свой доклад я хочу стихотворением Самуила .Яковлевича Маршака
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недешево.
Спасибо за внимание.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.