Доклад "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС"
Оценка 4.6

Доклад "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС"

Оценка 4.6
docx
13.09.2020
Доклад "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС"
4Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС.docx

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по ФГОС

Проблема орфографической грамотности является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, умело применять орфографические правила? Необходимость изучения орфографии продиктована временем.

Условия формирования орфографической зоркости:

 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап. Прежде всего необходимо научить слушать звуки,      определять            их количество в слогах, а затем в словах.

В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции ,т.е.однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е.может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:

1.Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)

2.Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.

3Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран).

4.Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.

5.Исключение звука из слова: роса-оса.

6.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

      2 этап. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно   научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

     3 этап. Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные - а, о, и, е, я;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Так, учащиеся начальных классов уже знают из практики, что в приставке вообще ничего проверять не нужно - достаточно только убедиться, что “под-” - это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставок “пад-” и “пот-” в русском языке нет.

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой.

Игра «Найди опасное место»:учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.

«Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора», как только найдёте в слове «опасное место».

«Дырявое письмо»:если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет – пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).

«Кто больше насобирает орфограмм?»

«От значения слова к правильной букве».Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность.

Для каждого школьника важно овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов. Точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо, владение разными видами чтения воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Источники:

1)           https://infourok.ru/doklad-na-temu-formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-fgos-3099536.html

2)           https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/razvitiie_orfoghrafichieskoi_zorkosti_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_sistiemie_fg

3)           https://multiurok.ru/index.php/files/formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-na-uroka.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по

Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь)

Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020