РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Подготовила:
Харисеева А.Г..
педагог -воспитатель
МКОУ «Прогимназия №10«Сказка» г.Хасавюрт
Проблемавоспитательногопотенциалауроказатрагиваетразличныестороныфункционированияклассно-урочно-предметнойсистемысовременнойшколы. Базойразвитияивоспитанияребенкапродолжаютоставатьсяфундаментальныезнания, которыеонполучаетвходеобразовательногопроцесса. Однакообразованиеличностидолжнобытьсориентированонетольконаусвоениеопределеннойсуммызнаний, ноинаразвитиесамостоятельности, личнойответственности, созидательныхспособностейикачествчеловека, позволяющихемуучиться, действоватьиэффективнотрудитьсявсовременныхэкономическихусловиях. НаэтоориентируетнасЗаконобобразованиивРоссийскойФедерации (2012г.), определяяприоритетностьвоспитаниявпроцесседостиженияновогокачестваобразования. Иотсюдавысвечиваетсярольурокакакэлементавоспитательнойсистемы. Болеетого, отметивназначениеурокавпередачеиовладениинаучныхзнанийожизни, педагогнеможетиначесмотретьнаурок, какнаэлементвоспитанияличности, познающейзакономерностижизниистроящейсвоюжизньсучетомданныхзакономерностей. Объективностьнаучныхсведенийгарантируетреальностьпланируемогорезультата. Втакомракурсеосвещенияурокобретаетсвоюогромнуюрольвстановлениииразвитииличностимладшегошкольника.
Содержаниесовременныхучебныхпрограммобладаетзначительнымвоспитательнымпотенциалом. Егореализациязависитотцеленаправленногоотборасодержанияучебногоматериала, представляющегоученикамобразцыподлиннойнравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализмучителязаключаетсянестольковметодическойграмотности, скольковуменииотбиратьматериалкуроку, определятьегообразовательныеивоспитательныевозможности.
Талантпедагога–втонкомчувствованиивозможностейсвоегопредметавформированииморальных, интеллектуальных, волевых, эмоциональныхкачествличности. Апедагогическийегопрофессионализм, входящеговместесдетьминавершинукультуры–это:
* знаниефилософских, психологическихбиологическихзакономерностейразвитияребенка;
* системапрофессиональныхуменийсотрудничествасдетьми, обеспечивающихорганизациюжизнедеятельностиребенкакакактивноговзаимодействиясокружающиммиром;
* системамировоззренческихотношенийкмируисистемамотношенийценностямжизниназемле;
* системаумений«прикосновениякличности»ребенка.
Содержаниеучебногопредметанауроке - мощныйинструментвоздействиянаструктуруличностиребенка. Новнестипозитивныеизменениявэтуструктурусможеттолькототпедагог, которыйсампрекрасноосвоилэтотинструментипонимаетеговоспитательныевозможности.
В.А. Сухомлинскийназывалтакихучителей«умеющимивоспитыватьзнаниями». Онписал: «Уучителя, умеющеговоспитыватьзнаниями, этизнания…выступаюткакинструмент, спомощьюкоторогоученикисознательноосуществляютновыешагивпознаниимира» [4].
Реализациявоспитательногопотенциаласодержанияучебныхпрограммдостигаетсяприусловии:
- решениявоспитательныхзадачвходекаждогоурокавединствесзадачамиобученияиразвитияличностишкольника;
- целенаправленногоотборасодержанияучебногоматериала, представляющегоученикамобразцыподлиннойнравственности;
- использованиясовременныхобразовательныхтехнологий;
- организациитворческойисследовательскойдеятельностиучащихсянаурокеивовнеурочноевремя.
Какправило, большинствосовременныхобразовательныхтехнологийпредполагаютнаурокахактивнойдеятельностиучащихсянаразныхуровняхпознавательнойсамостоятельности. Именновэтомзаключаетсяважнейшееусловиереализациивоспитательногопотенциаласовременногоурока. Конечно, наодномурокеудетейневозможновоспитатьчестностьимилосердие, илимужествоивежливость, иликакое-либодругоекачество. Однакоставитьтакиезадачииреализовыватьихнеобходимо. Нравственнаяситуациянаурокезаставляетучениказадуматьсяосвоихотношенияхктоварищам, ксебе, кродителям, кшколе. Возникаютчувства, которыепобуждаютегокнравственнойоценкесвоегоповеденияивзглядов. Чемчащеэтавозможностьреализуется, темсильнеевоспитывающеевлияниеучебногоматериаланадетей. Рассмотримвоспитательныевозможностиурокаматематики.
Вотличииотмногихдругихдисциплинматематикаимеетпредметомсвоегоученияневещииявленияреальногомира, аабстрагированныеотнихколичественныеотношенияипространственныеформы. Сдревнихвременматематикарассматриваласькаквысшаямудрость. Так, древнегреческийученыйПлатонсчиталматематикунеобходимойдлябольшинствалюдей. Онуказывална«…огромныеразвивающиевозможностиматематики; …онапробуждаетум, придаетемугибкость, живостьипамятливость…».
Основныевоспитательныефункциипредметаматематики:
- должнывоспитыватьуучащихсялогическуюкультурумышления, строгостьистройностьвумозаключениях;
- расширятькругозоручащихся, подниматьихобщийкультурныйуровеньчерезсодержаниематематическихзадач.
Наурокахматематикиученикутребуетсякаждыйшагсвоегорешенияаргументироватьидоказыватьсвоемнение. Такжеуучащихсявырабатываетсяпривычкактому, чтоневнимательностьприрешениизадачиприведеткошибке, алюбаянеточностьвматематике–кневерномурешениюзадачи. Поэтомузанятияматематикойдисциплинируют.
Крометого, благодаряточномуответувматематическихзадачах, каждыйученикможетпослевыполнениязаданиядостаточноточноиобъективнооценитьсвоизнанияимеруусилий, вложенныхвработу, тоестьдатьсебесамооценку, стольважнуюдляформированияличности. Занимаясьматематикой, каждыйучениквоспитываетвсебетакиеличностныечертыхарактера, каксправедливостьичестность; привыкаетбытьпредельнообъективным. Честнаяидобросовестнаяработанаурокахматематикитребуетнапряженнойумственнойдеятельности, внимания, терпимостивпреодоленииразличныхтрудностей. Поэтомуурокиматематикивоспитываютвученикахтрудолюбие, настойчивость, упорство, умениесоглашатьсясмнениемдругих, доводитьделодоконца, ответственность. Наэтихурокахформируетсяуважениекдостижениямчеловеческогогения, убежденностьвважностиматематическихзнанийвпрактическойжизниребенка, признаниерадостиеготворческоготрудакакоднойизосновныхчеловеческихценностей.
Содержаниемногихтекстовыхзадач, включенныхвучебникиматематики, даетбогатыйматериалдлянравственноговоспитанияучащихся, темболее,чтонарешениезадачотводитсябольшаячастьучебноговремени. Поэтомуприподготовкекурокуучителюследуетобращатьвниманиенасюжетзадачидлятого, чтобывпроцессерешенияонсмогнайтинесколькоминутдляпроведениякраткойцеленаправленнойбеседы.
Школанетолькоучит, онаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни, формируетихкакличность, поэтомубеседынравственногохарактераоченьважны.
Например.
Задача. Рабочийделаетзасмену 8 деталей, аегоученикв 2 разаменьше. Сколькодеталейсделаютонивдвоемзасмену?
- Каквыдумаете, почемуученикработаетмедленнее, чемрабочий? Да, вкаждомделенеобходимоумение. Ачтобыегоприобрести, нужнонемалопотратитьтрудаивремени. Чембольшеученикпроявляетусердия, тембыстреестанетнастоящиммастером.
Задача. Вклассе 30 учеников. Сколькограммовхлебаокажетсявпищевыхотходахпослепосещенияклассомстоловой, есликаждыйоставитполкусочкахлеба, амассавсегокусочка 50 г?
Беседа. Погубленацелаябуханка! Асколькоихзанеделювыбросилкласс? Аведьвшколенеодинклассишколанеоднавгороде! Сколькожехлебамывыбрасываем. Этонеуважениектрудумногихлюдей, кхлебу, потомучтохлебвжизничеловекавсемуголова, каквыпонимаетеэтународнуюмудрость?
Учащимсяпредлагаетсясамостоятельносоставлятьзадачипорисункам, схемам, краткимзаписям, выражениямобережномотношениикживотномуирастительномумиру, отруде, достиженияхнауки, спорте, здоровье. Такаяработаспособствуетразвитиютворческоговоображениямладшихшкольников, расширениюихкругозора, укреплениюсвязиобучениясжизнью.
Математикавшколепредставляетсобойучебнуюдисциплину, приизучениикоторойучащийсяможетощутитьрадостьмаленькогооткрытия, неожиданногорешениязадачи. Возникающиеприэтомчувстворадостииудовлетворенияоттворческоготрудаоказываютсильноевоспитательноевоздействие, таккакформируютучеловекапотребностьвтворческомтруде.
Урокилитературногочтения являютсяисточникомнравственноговоспитания. Обладаяогромнойсилойпсихологическоговоздействия, художественнаялитератураспособствуетформированиюпредставленийодобреизле, оместеиназначениичеловекавокружающеммире, развиваетвысокиечувстваинравственноесознание, формируетидеалы.
Впоследнеевремяособеннопопулярнойстановитсяидеянепростовоспитаниядетей, авоспитаниечерезискусство, черезлитературу. Вотпереднамивыпускниксреднейшколы, незнающийниоднойпушкинскойстрокинаизусть, всяпрограммасреднейшколыосталасьзакадромегосознания…Атексты, выученныевначальнойшколе, онипомнятпрекрасно. Изимнееутро, изимнийвечер, изимняядорога, иречка, одетаяльдом, - всеживетвдуше.
Урокипоэзиивначальнойшколеимеютисключительнуюважностьвразвитииэмоциональнойсферыребенка, открываютдоступкбесконечномуисточникукрасоты, правды, источникучистойрадостииблагихпорывов. Умениепониматьипереживатьпрекрасноенедаетсячеловекуотрождения, его, какивсякуючеловеческуюспособность, необходиморазвивать.
Изучениестихотворенийвшколесоставляетосновнуючастьвоспитательногопроцесса. Ведьэтототродлитературы, которыйформируетдуховныймир, тонкоиглубоковлияяначеловека. ЧудесныестихиА.С. Пушкина, Ф. Тютчеваидругихпоэтов–классиковпозволяютдетямяснееуслышатьпервыйзвонкапели, остреепочувствоватьблагоухание, свежестьлетнегоутра, ощутитьрезкоедыханиеметели. Чуткостьвосприятиякрасотывдетскиегодынесравненноглубже, чемвболеепозднийпериодразвитияличности.
Огромныйвоспитательныйпотенциалуроковпоэзиимывидимвформированииэмоциональнойкультурыкакодноизслагаемыхкультурыобщения, котораявсвоюочередь, являетсякомпонентомкультурыличности.
Границышкольногоурокаблагодатнорасширяютсяприорганизацииинтересныхвнеклассныхзанятий, накоторыхшкольникипроявляютсебя, свободновысказываютсвоимыслиисравнивают. Такиезанятия, как«Утровживописи, поэзии, музыке», «Цветывживописи, поэзии, музыке», «Весна–праздникцветовидеревьев», «Праздникпервогоснега»идругиеприносятучащимсярадостьинадолгоостаютсявпамяти.
«Хочешьнаукойвоспитатьученика, - писалЛ.Н. Толстой, - любисвоюнаукуизнайее, иученикиполюбяттебяинауку, итывоспитаешьих, ноежелитысамнелюбишьее, сколькобытынезаставлялучить, науканепроизведетвоспитательноговоздействия» [2].
Списоклитературы
1. Божович, Л. И. Личностьиееформированиевдетскомвозрасте. - М., 1968.
2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстойовоспитанииобучении / Академияпед. наукРСФСР, Инт-ттеориииисториипедагогики. - М.: Акад. пед. наукРСФСР, 1968.
3. Санникова, А. И. Развитиетворческогопотенциалаучащихсявобразовательномпроцессе. - М.: Флинта, 2001.
4. Сухомлинский, В. А. Овоспитании. - М., 1975.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.