Доклад РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.6

Доклад РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оценка 4.6
docx
17.02.2021
Доклад РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
п доклад.docx

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Подготовила:

Харисеева А.Г..

педагог -воспитатель

МКОУ «Прогимназия №10«Сказка» г.Хасавюрт

 

 

Проблемавоспитательногопотенциалауроказатрагиваетразличныестороныфункционированияклассно-урочно-предметнойсистемысовременнойшколы. Базойразвитияивоспитанияребенкапродолжаютоставатьсяфундаментальныезнания, которыеонполучаетвходеобразовательногопроцесса. Однакообразованиеличностидолжнобытьсориентированонетольконаусвоениеопределеннойсуммызнаний, ноинаразвитиесамостоятельности, личнойответственности, созидательныхспособностейикачествчеловека, позволяющихемуучиться, действоватьиэффективнотрудитьсявсовременныхэкономическихусловиях. НаэтоориентируетнасЗаконобобразованиивРоссийскойФедерации (2012г.), определяяприоритетностьвоспитаниявпроцесседостиженияновогокачестваобразования. Иотсюдавысвечиваетсярольурокакакэлементавоспитательнойсистемы. Болеетого, отметивназначениеурокавпередачеиовладениинаучныхзнанийожизни, педагогнеможетиначесмотретьнаурок, какнаэлементвоспитанияличности, познающейзакономерностижизниистроящейсвоюжизньсучетомданныхзакономерностей. Объективностьнаучныхсведенийгарантируетреальностьпланируемогорезультата. Втакомракурсеосвещенияурокобретаетсвоюогромнуюрольвстановлениииразвитииличностимладшегошкольника.

Содержаниесовременныхучебныхпрограммобладаетзначительнымвоспитательнымпотенциалом. Егореализациязависитотцеленаправленногоотборасодержанияучебногоматериала, представляющегоученикамобразцыподлиннойнравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализмучителязаключаетсянестольковметодическойграмотности, скольковуменииотбиратьматериалкуроку, определятьегообразовательныеивоспитательныевозможности.

Талантпедагогавтонкомчувствованиивозможностейсвоегопредметавформированииморальных, интеллектуальных, волевых, эмоциональныхкачествличности. Апедагогическийегопрофессионализм, входящеговместесдетьминавершинукультурыэто:

* знаниефилософских, психологическихбиологическихзакономерностейразвитияребенка;

* системапрофессиональныхуменийсотрудничествасдетьми, обеспечивающихорганизациюжизнедеятельностиребенкакакактивноговзаимодействиясокружающиммиром;

* системамировоззренческихотношенийкмируисистемамотношенийценностямжизниназемле;

* системаумений«прикосновениякличности»ребенка.

Содержаниеучебногопредметанауроке - мощныйинструментвоздействиянаструктуруличностиребенка. Новнестипозитивныеизменениявэтуструктурусможеттолькототпедагог, которыйсампрекрасноосвоилэтотинструментипонимаетеговоспитательныевозможности.

В.А. Сухомлинскийназывалтакихучителей«умеющимивоспитыватьзнаниями». Онписал: «Уучителя, умеющеговоспитыватьзнаниями, этизнаниявыступаюткакинструмент, спомощьюкоторогоученикисознательноосуществляютновыешагивпознаниимира» [4].

Реализациявоспитательногопотенциаласодержанияучебныхпрограммдостигаетсяприусловии:

- решениявоспитательныхзадачвходекаждогоурокавединствесзадачамиобученияиразвитияличностишкольника;

- целенаправленногоотборасодержанияучебногоматериала, представляющегоученикамобразцыподлиннойнравственности;

- использованиясовременныхобразовательныхтехнологий;

- организациитворческойисследовательскойдеятельностиучащихсянаурокеивовнеурочноевремя.

Какправило, большинствосовременныхобразовательныхтехнологийпредполагаютнаурокахактивнойдеятельностиучащихсянаразныхуровняхпознавательнойсамостоятельности. Именновэтомзаключаетсяважнейшееусловиереализациивоспитательногопотенциаласовременногоурока. Конечно, наодномурокеудетейневозможновоспитатьчестностьимилосердие, илимужествоивежливость, иликакое-либодругоекачество. Однакоставитьтакиезадачииреализовыватьихнеобходимо. Нравственнаяситуациянаурокезаставляетучениказадуматьсяосвоихотношенияхктоварищам, ксебе, кродителям, кшколе. Возникаютчувства, которыепобуждаютегокнравственнойоценкесвоегоповеденияивзглядов. Чемчащеэтавозможностьреализуется, темсильнеевоспитывающеевлияниеучебногоматериаланадетей. Рассмотримвоспитательныевозможностиурокаматематики.

 Вотличииотмногихдругихдисциплинматематикаимеетпредметомсвоегоученияневещииявленияреальногомира, аабстрагированныеотнихколичественныеотношенияипространственныеформы. Сдревнихвременматематикарассматриваласькаквысшаямудрость. Так, древнегреческийученыйПлатонсчиталматематикунеобходимойдлябольшинствалюдей. Онуказывална«…огромныеразвивающиевозможностиматематики; онапробуждаетум, придаетемугибкость, живостьипамятливость…».

 Основныевоспитательныефункциипредметаматематики:

- должнывоспитыватьуучащихсялогическуюкультурумышления, строгостьистройностьвумозаключениях;

- расширятькругозоручащихся, подниматьихобщийкультурныйуровеньчерезсодержаниематематическихзадач.

Наурокахматематикиученикутребуетсякаждыйшагсвоегорешенияаргументироватьидоказыватьсвоемнение. Такжеуучащихсявырабатываетсяпривычкактому, чтоневнимательностьприрешениизадачиприведеткошибке, алюбаянеточностьвматематикекневерномурешениюзадачи. Поэтомузанятияматематикойдисциплинируют.

Крометого, благодаряточномуответувматематическихзадачах, каждыйученикможетпослевыполнениязаданиядостаточноточноиобъективнооценитьсвоизнанияимеруусилий, вложенныхвработу, тоестьдатьсебесамооценку, стольважнуюдляформированияличности. Занимаясьматематикой, каждыйучениквоспитываетвсебетакиеличностныечертыхарактера, каксправедливостьичестность; привыкаетбытьпредельнообъективным. Честнаяидобросовестнаяработанаурокахматематикитребуетнапряженнойумственнойдеятельности, внимания, терпимостивпреодоленииразличныхтрудностей. Поэтомуурокиматематикивоспитываютвученикахтрудолюбие, настойчивость, упорство, умениесоглашатьсясмнениемдругих, доводитьделодоконца, ответственность. Наэтихурокахформируетсяуважениекдостижениямчеловеческогогения, убежденностьвважностиматематическихзнанийвпрактическойжизниребенка, признаниерадостиеготворческоготрудакакоднойизосновныхчеловеческихценностей.

Содержаниемногихтекстовыхзадач, включенныхвучебникиматематики, даетбогатыйматериалдлянравственноговоспитанияучащихся, темболее,чтонарешениезадачотводитсябольшаячастьучебноговремени. Поэтомуприподготовкекурокуучителюследуетобращатьвниманиенасюжетзадачидлятого, чтобывпроцессерешенияонсмогнайтинесколькоминутдляпроведениякраткойцеленаправленнойбеседы.

Школанетолькоучит, онаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни, формируетихкакличность, поэтомубеседынравственногохарактераоченьважны.

Например.

Задача. Рабочийделаетзасмену 8 деталей, аегоученикв 2 разаменьше. Сколькодеталейсделаютонивдвоемзасмену?

- Каквыдумаете, почемуученикработаетмедленнее, чемрабочий? Да, вкаждомделенеобходимоумение. Ачтобыегоприобрести, нужнонемалопотратитьтрудаивремени. Чембольшеученикпроявляетусердия, тембыстреестанетнастоящиммастером.

Задача. Вклассе 30 учеников. Сколькограммовхлебаокажетсявпищевыхотходахпослепосещенияклассомстоловой, есликаждыйоставитполкусочкахлеба, амассавсегокусочка 50 г?

Беседа. Погубленацелаябуханка! Асколькоихзанеделювыбросилкласс? Аведьвшколенеодинклассишколанеоднавгороде! Сколькожехлебамывыбрасываем. Этонеуважениектрудумногихлюдей, кхлебу, потомучтохлебвжизничеловекавсемуголова, каквыпонимаетеэтународнуюмудрость?

Учащимсяпредлагаетсясамостоятельносоставлятьзадачипорисункам, схемам, краткимзаписям, выражениямобережномотношениикживотномуирастительномумиру, отруде, достиженияхнауки, спорте, здоровье. Такаяработаспособствуетразвитиютворческоговоображениямладшихшкольников, расширениюихкругозора, укреплениюсвязиобучениясжизнью.

Математикавшколепредставляетсобойучебнуюдисциплину, приизучениикоторойучащийсяможетощутитьрадостьмаленькогооткрытия, неожиданногорешениязадачи. Возникающиеприэтомчувстворадостииудовлетворенияоттворческоготрудаоказываютсильноевоспитательноевоздействие, таккакформируютучеловекапотребностьвтворческомтруде.

Урокилитературногочтения являютсяисточникомнравственноговоспитания. Обладаяогромнойсилойпсихологическоговоздействия, художественнаялитератураспособствуетформированиюпредставленийодобреизле, оместеиназначениичеловекавокружающеммире, развиваетвысокиечувстваинравственноесознание, формируетидеалы.

 Впоследнеевремяособеннопопулярнойстановитсяидеянепростовоспитаниядетей, авоспитаниечерезискусство, черезлитературу. Вотпереднамивыпускниксреднейшколы, незнающийниоднойпушкинскойстрокинаизусть, всяпрограммасреднейшколыосталасьзакадромегосознанияАтексты, выученныевначальнойшколе, онипомнятпрекрасно. Изимнееутро, изимнийвечер, изимняядорога, иречка, одетаяльдом, - всеживетвдуше.

Урокипоэзиивначальнойшколеимеютисключительнуюважностьвразвитииэмоциональнойсферыребенка, открываютдоступкбесконечномуисточникукрасоты, правды, источникучистойрадостииблагихпорывов. Умениепониматьипереживатьпрекрасноенедаетсячеловекуотрождения, его, какивсякуючеловеческуюспособность, необходиморазвивать.

 Изучениестихотворенийвшколесоставляетосновнуючастьвоспитательногопроцесса. Ведьэтототродлитературы, которыйформируетдуховныймир, тонкоиглубоковлияяначеловека. ЧудесныестихиА.С. Пушкина, Ф. Тютчеваидругихпоэтовклассиковпозволяютдетямяснееуслышатьпервыйзвонкапели, остреепочувствоватьблагоухание, свежестьлетнегоутра, ощутитьрезкоедыханиеметели. Чуткостьвосприятиякрасотывдетскиегодынесравненноглубже, чемвболеепозднийпериодразвитияличности.

Огромныйвоспитательныйпотенциалуроковпоэзиимывидимвформированииэмоциональнойкультурыкакодноизслагаемыхкультурыобщения, котораявсвоюочередь, являетсякомпонентомкультурыличности.

Границышкольногоурокаблагодатнорасширяютсяприорганизацииинтересныхвнеклассныхзанятий, накоторыхшкольникипроявляютсебя, свободновысказываютсвоимыслиисравнивают. Такиезанятия, как«Утровживописи, поэзии, музыке», «Цветывживописи, поэзии, музыке», «Веснапраздникцветовидеревьев», «Праздникпервогоснега»идругиеприносятучащимсярадостьинадолгоостаютсявпамяти.

«Хочешьнаукойвоспитатьученика, - писалЛ.Н. Толстой, - любисвоюнаукуизнайее, иученикиполюбяттебяинауку, итывоспитаешьих, ноежелитысамнелюбишьее, сколькобытынезаставлялучить, науканепроизведетвоспитательноговоздействия» [2].

Списоклитературы

1. Божович, Л. И. Личностьиееформированиевдетскомвозрасте. - М., 1968.  

2. Вейкшан, В. А. Л.Н.Толстойовоспитанииобучении / Академияпед. наукРСФСР, Инт-ттеориииисториипедагогики. - М.: Акад. пед. наукРСФСР, 1968.

3. Санникова, А. И. Развитиетворческогопотенциалаучащихсявобразовательномпроцессе. - М.: Флинта, 2001.

4. Сухомлинский, В. А. Овоспитании. - М., 1975.  

 


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО

Содержаниеучебногопредметанауроке - мощныйинструментвоздействиянаструктуруличностиребенка

Содержаниеучебногопредметанауроке - мощныйинструментвоздействиянаструктуруличностиребенка

Рассмотримвоспитательныевозможностиурокаматематики

Рассмотримвоспитательныевозможностиурокаматематики

Школанетолькоучит , онаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни , формируетихкакличность , поэтомубеседынравственногохарактераоченьважны

Школанетолькоучит , онаготовитучащихсяксамостоятельнойжизни , формируетихкакличность , поэтомубеседынравственногохарактераоченьважны

Изимнееутро , изимнийвечер , изимняядорога , иречка , одетаяльдом , - всеживетвдуше

Изимнееутро , изимнийвечер , изимняядорога , иречка , одетаяльдом , - всеживетвдуше
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2021