Рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Введение
Актуальность. В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля Дистервег, П.Ф. Каптерев.в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский.
Рейтинговая система как один из современных методов оценки ЗУН.
Система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.; проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.
Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.
В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.
В связи с этим была сформулирована тема курсовой работы: «Рейтинговая система оценки успеваемости студентов»
Объект: Методы оценки
Предмет исследования: Применение, использование Рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Цель исследования: определение условий использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения успеваемости студентов.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «рейтинговой системы».
2. Охарактеризовать сущность рейтинговой системы как одной из современных методов оценки знаний, умений и навыков.
3. Разработать технологию рейтинговой оценки учебной успешности студентов
4. Проанализировать учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний;
Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.
В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешной деятельности студентов.
1. Рейтинговая система как один из современных методов оценки знаний, умений и навыков
1.1 Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Письменная проверка
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы.
Поурочный балл
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала
Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Контрольные работы
Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Проверка домашних работ учащихся
Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
1.2 Сущность рейтинга, цели, принципы, содержание
Понятием «рейтинг» пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности.
Рейтинг в широком смысле – это некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. Часто рейтинг используется как индивидуальный числовой показатель оценки достижений (например, при проведении диагностики или научного исследования). Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принята и такая трактовка: рейтинг – это индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме оценок).
В контексте средств и методов оценивания обученности под рейтингом может пониматься:
– средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения (некоторая числовая величина, выраженная как правило, по многобалльной шкале.
– метод оценивания, основанный на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев);
– метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений.
– форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом; (В.С. Аванесов).
В обучении рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, по 20 – балльной или 100 – балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие, год).
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.
Данная система позволяет:
1. Определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса.
2. Получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения.
3. Дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг и т.д.).
4. Отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.
5. Повысить объективность знаний.
Говоря о рейтинге как о форме организации контроля и оценивания, обычно имеют в виду рейтинговую систему оценивания, которая представляет собой «совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности», позволяющем присвоить персональный рейтинг каждому обучающемуся индивиду по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин (М.П. Батура, Л.В. Ломако).
И так рейтинг в образовательном процессе включает следующие ключевые понятия:
– рейтинговая оценка (средство оценивания);
– метод рейтинговых оценок (метод оценивания);
– рейтинговая система (форма контроля и оценивания).
В практике обучения рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:
– рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу обучающегося и его результаты на экзамене (зачете);
– совокупный рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данной четверти, полугодии, семестре;
– заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
– интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий индивидуальную успеваемость в целом в течение какого-то периода обучения.
При использовании рейтинговой системы оценки знаний в учебном заведении можно применять любой из вышеуказанных видов рейтинга.
Цель рейтинговой системы в учебном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
– весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
– по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль с оценкой в баллах;
– в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.
Для обеспечения непрерывного контроля за работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:
– разделить весь учебный материал на структурно – логические самостоятельные модули;
– определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
– в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули;
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:
1. отдельная тема или раздел (теоретический курс);
2. лабораторные работы;
3. работы физического практикума;
4. решение задач;
5. домашние задания, вводимые в курс для закрепления теоретического материала;
6. письменные контрольные и самостоятельные работы;
7. тестирование;
8. индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в научных конференциях, олимпиадах, творческих работах).
Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений, навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50 процентов от максимального балла.
Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности неравнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности.
В.Н. Зубарев выделил три основных вида деятельности: 1 – теория; 2 – лабораторные и практические работы; 3 – решение задач.
Этим видам деятельности были присвоены следующие коэффициенты: теория – 0,5; лабораторные и практические работы – 0,2; решение задач – 0,3. Подсчет набранных баллов ведется с учетом коэффициента значимости, полученное число и составляет рейтинг учащегося за определенный период обучения. Важным условием внедрения рейтинга является информированность учащихся о системе оценок, о результатах по каждому модулю. В конце обучения учитель подсчитывает общий рейтинг каждого ученика за работу в четверти по 100 – балльной шкале, доводит его до сведения учащегося и заносит в журнал.
Можно выделить ряд преимуществ рейтинговой системы оценки результатов обучения перед традиционной:
1. Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.
2. Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в образовательных учериждениях.
3. Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу студентов.
4. Возрастает роль текущего и промежуточного контроля. На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать большое количество баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу студентов.
5. Позволяет обращать внимание на незначительные ошибки при выполнении заданий.
6. Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников и хорошистов. Вместо них появляются «первый» студент, «десятый», «двадцатый». При этом у студента возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16 места на 15-е, и успех вполне возможен.
Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
Основные принципы рейтинговой системы
1. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими
2. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий; дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в высших учебных заведениях, когда учебу студенты начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного студента. Такая система оценки позволяет студенту быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.
В отечественной педагогике этот метод завоевывает все большую популярность и используется во многих вузах.
Процедура проведения рейтинга
Технология рейтинговой системы включает следующие основные элементы:
– определение максимальной рейтинговой оценки (R max);
– определение рейтинговой оценки успеваемости;
– определение учебной успешности.
При непрерывном (текущем) контроле знаний и умений максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:
рейтинг успеваемость студент оценка
R max = (N/2) М,
где N – количество часов, выделяемых на изучение данного предмета, а М – максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Например, если предмет изучается в течение 36 часов, а максимальное количество баллов за одно занятие равно пяти, то R max=90.
Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).
Определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся происходит следующим образом.
1. Устанавливаеися «весомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле (иначе говоря, чем больше часов выделено на изучение предмета, тем он весомее).
2. Рассчитывается учебная успешность (соответствие суммарных рейтинговых оценок тому или иному уровню успешности изображается в форме таблицы, которой следует руководствоваться, переводя суммарные баллы в уровни успешности или в традиционные оценки по пятибалльной шкале).
3. Определяются и нормируются «контрольные точки»: оцениваемые виды учебных заданий и результаты деятельности обучающихся. При этом определяется количество баллов, начисляемых за каждое выполненное задание и количество штрафных баллов, снимаемых за те или иные отрицательные результаты. Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащегося. Контрольные точки могут охватывать не только работу на уроке, но и домашние задания, внеурочную работу по предмету, дисциплину, пропуски уроков и опоздания и т.д.
2. Рейтинговая система в высшей школе
2.1 Рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов – система организации процесса освоения основной образовательной программы по специальности (направлению) высшего профессионального образования, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оценивается в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения по дисциплине.
Целями внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов являются: – повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
– усиление регулярного контроля за работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности (направлению);
– повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;
– усиление учебной дисциплины студентов;
– активизация самостоятельной и индивидуальной работы студентов.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов базируется на следующих принципах: – структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;
– открытость результатов оценки текущей успеваемости студентов;
– неизменность требований, предъявляемых к работе студентов;
– регулярность и объективность оценки результатов работы студентов путем начисления рейтинговых баллов;
– наличие обратной связи, предполагающей своевременную коррекцию содержания и методики преподавания дисциплины.
2.2 Применение рейтинговой системы оценки успеваемости студентов
Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули. Каждый дисциплинарный модуль включает конкретные темы дисциплины, по которым проводятся лекционные, семинарские, (практические) занятия и осуществляется самостоятельная работа студента.
Оценка качества учебной работы студента в рейтинговой системе является кумулятивной (накопительной) и используется для управления образовательным процессом.
Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзаменов или зачетов.
Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на оценке каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах.
Успешность работы студента в семестре по каждой дисциплине оценивается одинаковой максимальной суммой баллов («100-%ный успех»). В целях унификации системы подсчета предлагается использовать 100 баллов как максимальную сумму баллов. Факультеты имеют право, ориентируясь на специфику реализуемых специальностей, разработать собственную методику построения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.
Система зачетных единиц позволяет выводить кумулятивную рейтинговую оценку, в том числе и по дисциплинам, изучаемым в 2–3 семестрах, и за все время обучения.
Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре и рейтинговой оценки на промежуточной аттестации по дисциплине в семестре.
По каждому дисциплинарному модулю устанавливается перечень видов работы студента, обеспечивающих возможность положительного результата итоговой аттестации.
Шкала оценок, т.е. минимальное и максимальное количество рейтинговых баллов за каждый вид работы студента, определяется кафедрой и зависит от структуры дисциплины, количества аудиторных часов и часов, выделяемых на самостоятельную работу студента, значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины. При этом кафедрой устанавливается единая для всех дисциплин шкала оценок различных видов обязательной работы студента.
Максимальная сумма по курсовой работе устанавливается в 100 баллов и, по усмотрению кафедры, распределяется по видам работы. Например, содержательная часть работы – 50 баллов, оформление – 20 баллов, защита – 30 баллов.
Перечень обязательных видов работы студентов по дисциплине и шкала оценок текущего и промежуточного контроля определяется Дополнением к рабочей программе, которое утверждается на заседании кафедры до начала учебного года – для годовых курсов, до начала семестра – для семестровых курсов.
Требования к структуре и содержанию Дополнения к рабочей программе дисциплины определяются данным положением (Приложение 3).
Шкала и критерии оценок, зафиксированные в Дополнении к рабочей программе (Приложение 3) доводятся до сведения студентов преподавателем на первом занятии в начале каждого семестра и не могут меняться в течение учебного семестра. Студент может ознакомиться с рабочими учебными программами на кафедре.
Контроль успеваемости и порядок определения рейтинговых и академических оценок
Итоговая рейтинговая оценка студента по дисциплине формируется на основе данных, полученных в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости по дисциплине.
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем (преподавателями), ведущим лекционные и семинарские занятия. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине.
Преподаватель может использовать дисциплинарные баллы за нарушение сроков выполнения учебной работы, за систематический отказ отвечать на семинарских занятиях и т.д. (Приложение 1).
За блестящее выполнение отдельных видов заданий, за отсутствие пропусков занятий по уважительной причине студенту могут начисляться премиальные баллы. Не рекомендуется превышать сумму всех премиальных баллов более 10. Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки, при этом итоговая сумма баллов, набранная студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать максимальной суммой баллов, определенной факультетом.
За добавочные, не предусмотренные программой виды деятельности студентов (научные доклады, участие и олимпиадах) кафедра может предусматривать дополнительные премиальные баллы («бонусы»). Дополнительные премиальные баллы могут начисляться сверх установленной за текущую работу в семестре максимальной суммы баллов.
Промежуточный контроль успеваемости студентов осуществляется преподавателем по каждому дисциплинарному модулю дисциплины в сроки, установленные графиком учебного процесса. При промежуточном контроле преподавателем выставляется промежуточная рейтинговая оценка, представляющая собой сумму всех рейтинговых баллов, полученных студентом при изучении дисциплинарного модуля. Дополнением к рабочей программе должно быть предусмотрено проведение промежуточных контрольных мероприятий в конце каждого дисциплинарного модуля.
Пропуски контрольных мероприятий, обязательного тестирования по неуважительной причине, как и получение низкой или нулевой оценки за мероприятие, в семестре не восполняются. Возможность повторного контрольного мероприятия, тестирования предусматривается только в конце семестра (во время так называемой «зачетной недели»).
При этом может быть ликвидирована задолженность только по основным контрольным мероприятиям, они могут быть заменены специальной зачетной контрольной работой. При этом суммарный семестровый балл, который проставляет преподаватель отставшим студентам, не должен превышать максимально необходимый для получения допуска к зачету балл (например, 25).
При неявке на контрольное мероприятие по уважительной причине, подтвержденной документально (болезнь студента, необходимость ухода за близким родственником, представление интересов института в спортивных, культурных, творческих мероприятиях), пропущенная работа выполняется в консультационное время преподавателя не позднее, чем через две недели после установленного срока. При этом студент получает баллы без учета штрафа.
Результаты работы студентов фиксируются преподавателем (преподавателями), ведущими лекционные и семинарские занятия, в журнале успеваемости, хранящемся у преподавателя. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, информирует студентов о набранных ими рейтинговых баллах в конце каждого занятия.
Итоговый контроль успеваемости студентов включает в себя получение автоматического зачета или экзамена или сдачу зачета или экзамена по дисциплине и выставление итоговой рейтинговой оценки.
Для получения автоматически зачета (экзамена) по дисциплине, студенту необходимо набрать определенное факультетом количество баллов. В качестве рекомендуемых предлагается учитывать не менее 60 баллов (Приложение 2).
Студенты, желающие повысить свой рейтинг, сдают экзамен (дифференцированный зачет). В случае успешной сдачи экзамена (дифференцированного зачета) студенту начисляются баллы, равные нижнему пороговому уровню оценки. Сдача экзамена в данном случае не может понизить рейтинговую экзаменационную оценку студента.
Сдача (пересдача) студентами зачетов и экзаменов осуществляется в порядке, определяемом Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации в Шадринском государственном педагогическом институте.
В случае пересдачи зачетов и экзаменов студенту начисляется 60 баллов за дисциплину.
Права и обязанности участников образовательного процесса при применении рейтинговой системы оценки успеваемости студентов
Студенты имеют право:
– знакомиться с Дополнениями к рабочим программам по изучаемым дисциплинам;
– знакомиться со шкалой и критериями оценок.
Студенты обязаны:
– выполнять все основные виды работ, предусмотренные Дополнениями к рабочим программам по дисциплине.
Кафедры и преподаватели имеют право:
– вносить предложения по совершенствованию организации применения и содержанию рейтинговой системы в Институте;
– вносить предложения по подготовке Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов на факультете, не противоречащие настоящему Положению;
– распределять баллы на текущий и промежуточный контроль из общего числа баллов, выделенных на эти виды аттестации.
Кафедры обязаны:
– обеспечить разработку и утверждение Дополнений к рабочим программам по дисциплинам, закрепленным за кафедрой в сроки, установленные п. 2.7. настоящего Положения;
– систематически анализировать результаты применения рейтинговой системы, по окончании учебного года вносить коррективы в содержание и методику преподавания дисциплин.
Преподаватели обязаны:
– разработать Дополнение к рабочей программе по дисциплине в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением (или Положением, разработанным на факультете), и иные учебно-методические материалы по дисциплине;
– по окончании учебного года вносить коррективы в содержание и методику преподавания дисциплин;
– сообщать студентам на первом занятии в начале каждого семестра шкалу и критерии оценок за работу на лекционных и семинарских занятиях;
– на каждом занятии выставлять в журнале успеваемости набранные рейтинговые баллы;
– сообщать студентам о количестве набранных рейтинговых баллов в конце каждого семинарского занятия;
– обеспечивать студентам возможность сдачи отработок по промежуточным контрольным мероприятиям в часы установленных индивидуальных консультаций.
Заключение
Итак, проанализировав проблему, и определив сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.
Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
· Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
· Обучение становится личностно-ориентированным;
· Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.
Список литературы
1. Алуйникова И. Рейтинг: мастер на все руки // Управление школой. 2005. – №12 с. 12–14.
2. Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования. // Школьные технологии. – 2004. – №1. – С. 136.
3. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения // Наука школа. _ 2005. – №6. _ С. 2–4.
4. Букатов В.М. Школьная оценка.: М., 2006.
5. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя // Информация и образование. – 2001 – №4.
6. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать // Воспитание школьников. – 2003 – №6.
7. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать // Управление школой. – 2005. – 16–30 ноября (№22). – С. 23–25.
8. Диканская Н.Н. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования. // Стандарт и мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38–42.
9. Касимов Р.Л. Рейтинговый контроль // Высшее образование в России. – 1994. – №2. – с. 83.
10. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000.
11. Кругликов В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса // Высшее образование в России. – 1996. – с. 100.
12. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 1999.
13. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23–30.
14. Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов // Специалист. – 1999. – №7.
15. Оценка «5» от 60 и выше // Образовательное право. – 2006. – №26. – с. 4–5.
16. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей // Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр МАРТ, 2002, 320 с.
17. Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний // Нижегородский государственный педагогический институт. – СПб., 1994. – Вып.V. – С. 57–64.
18. Полозов А.А. Рейтинг ученика в школе // Педагогическая диагностика. – 2006. – №3. – С. 56–75.
19. Рейтинг в учебном процессе // Физика в школе. – 1995. – №1. – с. 68.
20. Русских Г.А. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. – 2004, №12.
21. http://festival. lseptember.ru/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005–2006 учебного года.
22. http://www.ug.ru/03.11/t48.htm – Информационный сайт учительской газеты.
Размещено на Allbest.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.