ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 154
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 154)
Доклад
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Разработчик: мастер производственного обучения Чаплыгина Ольга Сергеевна
Оренбург, 2024
Выбранная тема является актуальной, так как в современном мире безработица и тунеядство сочетается с большим количеством свободных рабочих мест. Для общества в целом или отдельным его членам отсутствие работы приносит исключительно негативные последствия. Одно из последствий является рост преступности, так как в числе безработных в первую очередь оказываются социально слабые слои населения, а это беженцы, женщины с детьми, пожилые работники, а так же лица, освобожденные из исправительных учреждений.
Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий и организаций, дополнительных рабочих мест, особый режим труда. Но если мы говорим о бывших заключенных, ситуация более плачевная, так как они при поиске работы не соответствуют жестким требованиям работодателей. Во-первых отсутствует наличие образования, во-вторых отсутствует опыт работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютерными технологиями и тому подобное. В итоге безденежье приводим к новым преступлениям.
Все эти трудности возникают из-за отсутствия взаимодействия служб исправительных учреждений и социальных служб города. Для успешной ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо поднять значимость социально-педагогического потенциала профессионального образования в исправительном учреждении.
Ресоциализация осужденных – это целенаправленный процесс возвращения осужденного и приобретения им необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права.
Для формирования у осужденного способностей и возможностей вернуться в обычные условия жизни в обществе, необходим полный комплекс юридических, психологических, медицинских и педагогических мер. В местах заключения не надо платить за жилье, еду и одежду, а современный мир будет обязывать бывшего осужденного примерять на себя разные роли, думать о завтрашнем дне. Большое значение имеют требования к условиям отбытия наказания, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Это важно особенно в первый месяц для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества.
Функция исполнения наказания в виде лишения свободы двойственна. С одной стороны необходимо выполнить наказание и принудить к выполнению режимных правил, лишить свободы перемещения и своеволия. С другой стороны места заключения должны корректировать и исправлять поведение, а значит менталитет осужденного и социализировать к современному миру с целью лишить осужденного преступных навыков. И тут возникает социальная проблема – как соединить эти стороны, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Тема является актуальной, так как средствами обучения создаются условия для исправления и социализации осужденных.
Для того чтобы современные исправительные учреждения, стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности исправительные учреждения можно указать следующие:
- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного,
- выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;
- разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;
- всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций;
- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
- организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;
- широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.
- повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации;
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
В настоящее время идея ресоциализации преступников становится ведущей в ряде отделов службы исполнения наказаний. Так, осужденные получают образование, получают профессию, а значит при освобождении у него есть шанс человеческой самореализации.
Принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду осужденных, отбывающих лишение свободы, сформулированы в международных правовых актах по обращению с осужденными. В ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) подчеркивается, что работа или служба лиц, находящихся в местах лишения свободы по законному приговору суда, не относится к принудительному или обязательному труду. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отмечается, что труд заключенных не должен приносить им страданий, на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Обеспечиваемая заключенным работа должна быть по мере возможности такой, чтобы повышать или давать им квалификацию, позволяющую им заняться честным трудом после освобождения. Европейские пенитенциарные правила (2006 г.) в п. 26.3 устанавливают, что характер предоставляемой работы должен поддерживать или развивать навыки, которые позволят заключенному зарабатывать себе на жизнь после освобождения.
Указанные положения позволяют сформулировать следующие международные принципы организации труда осужденных к лишению свободы:
1. обязательность труда;
2. общественная полезность труда;
3. труд не должен приносить осужденным физических страданий;
4. сочетание труда и профессионального обучения;
5. признание труда в качестве средства исправления;
6. использование осужденными полученных в местах лишения свободы трудовых навыков после освобождения.
Большинство из них закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве как в нормах Общей части УИК РФ (ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 12), так и в специальных нормах гл. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», определяющих основания и формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. Обычно на собственных производствах исправительных учреждений, на предприятиях учреждений, исполняющих наказания или на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их. Кроме того, по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и СИЗО. Осужденные имеют условия и оплату их труда, а также деятельность администрации исправительных учреждений по его организации.
В связи с этим, осужденным необходимо получать профессиональное образование.
Правовое регулирование профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы осуществляется на основе: Конституции Российской Федерации, Статьи 43:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства:
1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Статья 108. Профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы
1. В исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
3. Отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.
5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено
Концепции развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р
· определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
· совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных;
· осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
· участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
· разработка программ профессиональной подготовки с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
· создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
· широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
· разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
· дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными среднего профессионального образования, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы» (в части, не противоречащей действующему законодательству в области образования).
Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации
- от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Одним из видов профессионального обучения осужденных к лишению свободы является обучение непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена либо краткими сроками лишения свободы, либо невозможностью открытия ФКП ОУ в исправительном учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами. Так, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.
К обучению привлекаются осужденные, как правило, не имеющие специальности либо имеющие специальность не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы.
Предлагаю на рассмотрение три метода обучения:
Курсовой метод применяется в том случае, когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности (например, электромонтера, слесаря-наладчика и т. д.).
Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля.
Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. В этом случае обучаемый, после прохождения теоретического цикла, на время практики, прикрепляется в качестве ученика к наиболее квалифицированному рабочему.
При этом необходима всесторонняя помощь администрации исправительного учреждения, обеспечивая создание и содержание учебно-материальной базы ФКП ОУ для качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа осужденных, с учетом реальных потребностей производства, рынка труда и интересов осужденных. На сотрудников исправительного учреждения возлагается обеспечение безопасности работников ФКП ОУ во время нахождения их на территории исправительного учреждения, а также контроль за соблюдением этими лицами режимных требований, установленных в учреждениях, исполняющих наказания.
Профессиональное обучение и профессиональная подготовка обязательны для лиц:
а) не имеющих никакой профессии (специальности);
б) не имеющих профессии (специальности), по которой можно работать в исправительном учреждении.
С одной стороны необходимо дать осужденному профессию, по которой ему может быть предоставлена работа в исправительном учреждении, с другой стороны, обеспечить его профессией, востребованной на рынке труда после освобождения. И здесь возникает закономерное противоречие: образование организуется в благих целях (для исправления осужденного), а воспринимается им как дополнительное наказание, через призму кары. Отрицательное отношение к образованию, естественно, сказывается на его результативности. Таким образом, на работников образовательного учреждения ложится ответственность за оказание позитивно-воспитательного воздействия по восприятию осужденными профессионального обучения, способствующего ресоциализации. Поскольку осужденные работников образовательных учреждений воспринимают лучше, чем сотрудников, то каждый педагогический работник и руководители образовательного учреждения в обязательном порядке входят в совет воспитателей отряда, где они:
- оказывают содействие начальникам отрядов в ведении учета осужденных не имеющих профессии, с целью их обязательного привлечения к профессиональному обучению;
- ведут учет осужденных, находящихся в отряде;
- проводят с осужденными отряда, не имеющими профессии, профориентационную работу;
- проводят с осужденными отряда, обучающимися в ФКП, индивидуальную воспитательную работу, в том числе по профилактике пропусков учебных занятий без уважительной причины, отказов от получения профессии;
- вносят в дневники индивидуальной воспитательной работы с осужденными информацию о содержании воспитательной работы, проведенной с ними;
- представляют руководству исправительного учреждения ходатайства о применении мер поощрения в отношении обучающихся, не имеющих нарушений учебной и производственной дисциплины, успешно осваивающих профессии;
- представляют ходатайства руководству исправительного учреждения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении осужденных, отказывающихся от получения профессии, а так же систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины.
Руководители, преподаватели и мастера производственного обучения ФКП ОУ проводят работу по обеспечению полного охвата профессиональным образованием осужденных, не имеющих специальности. Возникает необходимость проведения профориентационной работы с осужденными, не имеющими профессии, с целью получения данными осужденными профессии до наступления сроков перевода в колонию-поселение или предоставления условно-досрочного освобождения.
По окончании обучения осужденные приобретают профессию и после освобождения из исправительного учреждения у выпускников нашего образовательного учреждения увеличиваются шансы трудоустроиться по полученным профессиям.
Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, но и способностью к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональным самореализации и саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Таким образом, структура ресоциализации осужденного к лишению свободы включает такие компоненты, как профессионально-личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация. В связи с этим, лицу, отбывающему наказание, важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Профессиональное образование позволяет осужденному к лишению свободы оценить и создать перспективы развития собственной личности, повышая значимость таких ценностей, как образование, интересная работа, материальная самообеспеченность. Мало дать осужденному, отбывающему наказание, «в руки» профессию, его необходимо нацелить на потребность трудоустройства по полученной профессии.
Реализация субъектного подхода при образовании осужденного к лишению свободы позволяет преподавателю сформировать положительное отношение и стремление осужденного к образованию, что может служить основой для успешной его ресоциализации после освобождения от наказания.
Для успешной ресоциализации неотъемлемой задачей является восстановление смысла жизни, часто теряющегося при отбывании уголовного наказания. Обоснованная методика организации образования в исправительном учреждении позволяет обеспечить ускоренное становление ресоциализации осужденного, достижение каждым осужденным положительного эмоционального настроя при взгляде в собственное будущее путем повышения результативности его деятельности.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. И чтобы решить эту глобальную проблему – нужна государственная программа помощи бывшим осужденным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.