Доклад «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»
Оценка 4.8

Доклад «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»

Оценка 4.8
docx
14.12.2023
Доклад «Словарная работа на уроках  русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»
Словарная работа на уроках русского языка с учащимся с нарушением интеллекта.docx

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Словарная работа на уроках  русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3-4

Глава I

Теоретические вопросы организации словарной работы в начальных

классах с учащимися с нарушением интеллекта

1.1. Цели и задачи словарной работы …………………………………..5-6

1.2. Требования к проведению словарной работы …………………….7

1.3.Методика работы над словарными словами………………………..8-10

Глава II

Коррекционная работа при изучении словарных слов

2.1. Виды диктантов, используемых при изучении словарных слов…..11-15

2.2. Коррекционные игры и упражнения, используемые

при работе со словарными словами………………………………………16-22

Заключение…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Одной из главных работ на уроке письма  с умственно отсталыми учащимися (нарушением интеллекта) является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа в коррекционной школе должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку  учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) является коррекция мышления и речи. Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой[№ 1, 96 с.].

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения  других предметов и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

1.1. Цели и задачи словарной работы.

Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости.

В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может:

- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;

- преследовать грамматические цели;

-проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом:

обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов;

уточнение словаря, т.е. углубления понимания уже известных слов;

активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков. [№ 3, 23 с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Требования к проведению словарной работы

Существуют общие требования к проведению словарной работы.

1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов.

3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.

4. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем.

6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.

7. Для облегчения работы целесообразно расположить слова, подлежащие изучению, по возрастающей трудности. Сначала изучать слова, которые содержат одну непроверяемую гласную, а затем постепенно включать слова с двумя и более непроверяемыми гласными.

8. Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока [№ 6, 54 с.]

 

 

 

 

 

 

1.3. Методика работы над словарными словами.

1) Введение нового слова (через картинку, загадку, ребус и т.д.)

При введении нового слова необходимо использовать иллюстрации или натуральные объекты. Если у слова абстрактное значение, то рекомендуется использовать загадки, стихотворения, короткие рассказы.

2) Чтение слова с доски или с карточки. Зрительное и слуховое восприятие слова.

Необходимо, чтобы учащиеся видели написание слова, оно должно быть записано чётко, каллиграфически правильно.

- чтение слова учителем;

- чтение слова учащимися «про себя»;

- проговаривание слова вслух.

3) Объяснение значения слова (детьми и учителем)

Учитель выслушивает объяснение учащихся и дает научное объяснение. Можно предложить детям найти научное объяснение в толковом словаре.

Основным приемом раскрытия значения новых слов или уточнения уже известных в коррекционной школе является показ соответствующего предмета или действия.

Организуемые наблюдения учащихся в процессе демонстрацией наглядных пособий должны быть активными. Учитель предлагает детям самостоятельно назвать части, признаки предмета или явления. При этом помощь, оказываемая детям, может быть различной: направляющие вопросы учителя, план наблюдения. Показ другого, резко отличного предмета при сравнении двух сходных и др.

Другим весьма действенным приемом объяснения значения слов является прием использования контекста, в котором находится это слово.

4) Орфографическая работа над словом:

- постановка ударения;

- выделение непроверяемого написания;

-  звукобуквенный анализ слова;

- деление слова на слоги и на слоги для переноса;

5) Запись слова в тетрадь или в орфографический словарик. Целесообразно вести один словарь с первого по четвёртый класс. Дети к концу обучения в начальных классах будут иметь у себя все изученные слова и смогут выполнять с ними разнообразную работу.

6) Закрепление правописания данного слова:

- подбор родственных слов;

- составление словосочетаний, предложения с этим словом;

- подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом;

- разбор по составу (с 5 класса).

7) Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

8) Задание на дом – выучить написание слова.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.

Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [№ 5, 105 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II   

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

1.1. Виды диктантов, используемые при изучении словарных слов.

    В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы: упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти). Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети.

В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предметах).

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть кратковременны, в среднем 5-10 минут. В таких упражнениях каждый ребёнок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повториться.

В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задание (ответа).

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это - диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

Картинный диктант

1.Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2. Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют.

3. Закрывается только безударная гласная, дети записывают слова, затем буква открывается.

Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки-слова, либо слова на слух.

1. Карточки-картинки.

- Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2. Карточки–слова.

- Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "о", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную "а".

3. Письмо по слуху.

- В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто?

4. Выписать из текста словарные слова.

Урожай!  урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

 

Диктант "Молчанка" - контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета

Диктант с использованием загадок.

1. Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем записывают ее.

2. Учитель читает детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3. Подбор загадок, требующих хорового ответа.

Например:

Трещала с самого утра:

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

Такая с ней морока,

Когда трещит …… (Сорока).

4. «Загадай товарищу».

- Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищу.

Диктант по памяти.

1.Запись по памяти слов, обозначающих названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2. Запись слов, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

3. Слова записаны на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются - дети пишут их по памяти.

4. Текст записывается  на доске.

- Назовите из текста все словарные слова, запомните их.

Текст закрывается, дети пишут слова по памяти.

Например: "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать

Диктант с комментированием.

Учитель диктует слова из "Словаря", один ученик комментирует их написание, все записывают.

Творческий диктант.

1. Замените развернутое определение одним словом.

Например:

а) сшитые листы чистой бумаги (тетрадь);

б) маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал);

2. Учитель показывает детям картинку, например, с изображением лисицы, медведя. 

-  Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3.На доске - предложения с пропущенными словами.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда;

б) лисица, … - это звери, а … , … - это птицы;

в) тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты [№ 11, 34 с.].;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Коррекционные игры и упражнения, используемые  при работе со словарными словами

Игра "Не подведи свой ряд".

На доске записаны слова с пропущенными гласными в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

Игра "Догадайся".

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки

От слов начало откусили,

Их мышки в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

 

Игра "Угадай слово".

к.п.ст.      (капуста)

в.р.б.й     (воробей)

м.с.ц        (месяц)

г … д       (город)

д … вня   (деревня)

Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

л . сица

м . роз

р . бята

м . шина

за .ц

Рядом – яблоня, на ней яблоки, на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

- Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

Игра "Буквы заблудились".

- Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Игра «Ученик – учитель».

К доске выходят 2-3 ученика. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

Сочетание словарной работы с минуткой чистописания.

При написании строчных букв записываются словарные слова, начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.  

Подбор слов, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е).

- Вставьте одну букву (карандаш, молоко и т.д.).

 Группировка слов по темам "Одежда", "Мебель", "Звери", "Птицы".

- Выпишите слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) учитель диктует слова, ученики их записывают;

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают;

3) называют слова вслух и записывают;

4) на доске - слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

Группировка по буквам.

- Запишите слова, начинающиеся на букву "к":

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова, начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова, в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной.

- Выпишите слова, начинающиеся на букву "к";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

Использование перфокарт. Перфокарты позволяют проверить знания всех учащихся при малой затрате времени. [№ 8, 27с.].

Работа с кроссвордом.

1. Узнайте, какие слова надо вписать. Запишите словарное слово.

2. Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова".

3.Кроссворды типа "Заполните таблицу".

4.Составь свой кроссворд, предложи его товарищу.

Шутливые стихи.

Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли?

 В звуках нету смысла

Что за мон?

Но едва шепнут лимон –

сразу станет кисло.

При изучении слова "топор"-  считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор

С топором пошел во двор

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

Творческое домашнее задание.

Подобрать загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

Подобрать пословицы, считалки в которых встречаются слова из "Словаря".  

Задание "Ответь на вопросы":

1. Кто живет в лесу?

2.Кто следит за чистотой в классе?

3.Что дает нам корова?

Такое задание выполняется по-разному:

1) уровень сложности - учитель диктует вопрос, дети записывают полные ответы;

2) уровень сложности - 3-4 вопроса написаны на доске,  дети записывают полные ответы, опираясь на слова вопроса;

3) уровень сложности -  учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы - словарные слова.

Задание "Допиши предложение"

1. Весело чирикает … (воробей);

2.В лесу живут … и … (заяц и медведь);

Такой вид работы тоже проводится по-разному.

а) на доске записываются 3-4 предложения,  ученики вместо точек дописывают словарные слова;

б) слова для вставок записываются на доске;

в) ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

Задание "Цепочка слов"

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коньки и т.д.

 

Задание «Столбики слов». Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать:

- коллективно;

- самостоятельно.

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики - в тетради.

Составление по опорным словам рассказа и его озаглавливание.

1.Зима, мороз, коньки, каток.

2.Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

Вставка словарных слов в текст.

1.Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель…. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2.Таня пошла в огород за овощами для борща. Она принесет… (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Восстановление деформированного текста или предложения.

ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины.

Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

Шёл, ар-буз, ба-ра-бан, ав-то-мо-биль.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно. Учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой [№ 7, 84 с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти

На основании изученной теоретической и методической литературы можно сделать следующие выводы.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарная работа на уроках русского языка носит эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.

В качестве наиболее эффективных в методической литературе предлагаются следующие приемы работы со словарными словами: группирование, составление связного текста, словарные диктанты, проверяющие не только правописание, но и понимание значения используемых слов, тесты, этимологический анализ слова. Главное, чтобы эта работа велась систематически, с учетом уровня учебных возможностей учащихся и их возрастных особенностей.

Подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к русскому языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас [№ 10, 55 с.].

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.    Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.    Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с.

3.    Барская, Н.М. Обучение русскому языку в 1 – 9 классах специальной (коррекционной) школы [Текст]: учебное издание  / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. – М.: Изд. «Просвещение», 2011. – 126 с.

4.    Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов пед. Институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2008. — 416 с.

5.    Галунчикова, Н.Г.  Рабочая тетрадь  по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 1 – 4 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  [Текст] : учебное издание / Н.Г. Галунчикова,  Э.В. Якубовская. – М. : Изд. «Просвещение», 2018. – 42 с.

         6.  Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных

 (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.

             7. Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников
       [Текст]: теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.:
       КАРО, 2005. – 240 с.  

8. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы

       [Текст] / В.Г. Петрова. – М.: Просвещение, 2001. – 199 с.

9.Программы специальных (коррекционных) образовательных

        учреждений VIII вида [Текст]: 1 – 4 кл.: В 1 сб. / Под ред. В.В.                              Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – С. 5 – 28.

10. Шишкова, М.И. Современные подходы к проведению урока

коррекционной школе [Текст] / М.И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007. - № 6. С. 12-15.

               11.Якубовская, Э.В. Дидактический материал для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. – М.: «Просвещение», 2008. – 95 с.

              12. Якубовская, Э..В. Русский язык 2 класс [Текст]: учебник  для учащихся  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /   Э.В. Якубовская. – М.: Изд. «Просвещение», 2018 – 263 с.

    

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»

Доклад «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах с учащимися с нарушением интеллекта»

Оглавление Введение…………………………………………………………………

Оглавление Введение…………………………………………………………………

Введение Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта

Введение Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную

Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые…

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые…

Требования к проведению словарной работы

Требования к проведению словарной работы

Методика работы над словарными словами

Методика работы над словарными словами

Орфографическая работа над словом: - постановка ударения; - выделение непроверяемого написания; - звукобуквенный анализ слова; - деление слова на слоги и на слоги для переноса;…

Орфографическая работа над словом: - постановка ударения; - выделение непроверяемого написания; - звукобуквенный анализ слова; - деление слова на слоги и на слоги для переноса;…

Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане

Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане

Глава II КОРРЕКЦИОННАЯ

Глава II КОРРЕКЦИОННАЯ

Учитель показывает детям карточку – слово с выделенной безударной гласной

Учитель показывает детям карточку – слово с выделенной безударной гласной

В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто? 4

В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто? 4

Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря"

Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря"

Учитель показывает детям картинку, например, с изображением лисицы, медведя

Учитель показывает детям картинку, например, с изображением лисицы, медведя

Коррекционные игры и упражнения, используемые при работе со словарными словами

Коррекционные игры и упражнения, используемые при работе со словарными словами

Игра "Волшебные яблоки". На доске написаны слова: л

Игра "Волшебные яблоки". На доске написаны слова: л

При написании строчных букв записываются словарные слова, начинающиеся с этой буквы

При написании строчных букв записываются словарные слова, начинающиеся с этой буквы

Использование перфокарт. Перфокарты позволяют проверить знания всех учащихся при малой затрате времени

Использование перфокарт. Перфокарты позволяют проверить знания всех учащихся при малой затрате времени

Поищи и ты топор. Творческое домашнее задание

Поищи и ты топор. Творческое домашнее задание

Задание "Цепочка слов" Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего

Задание "Цепочка слов" Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего

Петя с вечера собирается в школу

Петя с вечера собирается в школу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Текст] / В.Г. Петрова. – М.: Просвещение, 2001

Текст] / В.Г. Петрова. – М.: Просвещение, 2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2023