Доклад "Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с ОВЗ"
Оценка 5

Доклад "Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с ОВЗ"

Оценка 5
docx
05.01.2022
Доклад "Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с ОВЗ"
Доклад Ишниязова Л.Р. .docx

Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с ОВЗ

 

Древняя мудрость гласит:
 «Можно привести коня к водопою,
 но заставить его напиться нельзя»

 
       Да, можно усадить обучающихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.

 Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители . Но, иногда, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы  заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

 Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. (С 2)

Как сформировать учебную мотивацию, т.е. тот процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности на уроках  и на внеурочных занятиях?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или, наоборот, бесполезным в реальной жизни?

 «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. (С 3)

Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельность без мотива не бывает». (С 4)

         Доктор медицины В.Ф. Базарный, исследующий проблемы «школьного нездоровья», задается вопросом: «Что такое «неинтересно на уроке?» - это когда чувство выведено из-под интеллекта», - отвечает он. (С5)

          Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов. (С6)

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - говорил  В.А. Сухомлинский. (С 7)

          Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
         Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. (С 8)

Выделяют пять уровней учебной мотивации: (С 9)

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

При работе с обучающимися мы должны учитывать эти уровни и использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
          Процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности. (С10)
         И именно мотивация обучения и стимулирования учебной деятельности является одной из основных задач педагогов, в том числе и меня.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются: (С 11)
·     содержание учебного материала;
·     стиль общения педагога и обучающихся;
·     характер и уровень учебно-познавательной деятельности. 
     Дети, обучающиеся в одном классе общеобразовательной коррекционной школы, имеют разный уровень развития, индивидуальны в восприятии учебного материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению учебных предметов у обучающихся с умственной отсталостью, образовательный процесс необходимо дифференцировать. Дифференциация лежит в основе личностно ориентированного подхода в образовании, вовлекающего детей в общий труд учения, вызывающего у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Что дает высокая мотивация учения ребенку: (С12)

· Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи.

· Повышение собственной значимости.

· Признание учителей и сверстников.

· Развитие творческих способностей.

· Гордость собой и своими успехами.

· Статус успешного человека.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся? (С 13)

1.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

2.Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для них

4.Обучение должно быть трудным, но посильным.

5.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. В моем классе, когда обучающиеся видят оценку за свою работу, они всегда задают вопрос «Это пять?», «Это четыре?» и у них загораются глаза и появляется желание и дальше получать знания и стремиться к хорошим оценкам. Спрашивают «Это три?», «А почему три?». Тогда я им показываю и еще раз объясняю их ошибки, стараюсь побудить их в дальнейшим на хорошие оценки.

6.Позитивная психологическая атмосфера урока. Когда детям улыбнешься они сразу отвечают тем же.

7.В обучении должны создаваться возможности для творчества. Например, на уроке «Развитие устой речи», когда проходили тему «Солнце» в начале урока обучающимся было предложено нарисовать солнце таким, каким они его представляют. Таким образом  была создана проблемная ситуация, которую обучающиеся решили творчески. Хотя не все дети в классе умеют рисовать, но с этим заданием все справились.

8.Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. В нашем классе учится С.Н. и когда я веду устный опрос или беседу с обучающимися он чаще всех поднимает руку и я всегда даю ему возможность ответить, он произносит просто звук, но я его всегда одобряю и говорю, что он молодец и ответил правильно. У ребенка появляется еще больший интерес к уроку и он начинает слушать еще внимательнее. А если его не замечать, не дать ему ответить интерес к уроку моментально пропадает и Н. начинает заниматься посторонними делами.

Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника (С 14)

1.Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

2. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений обучающихся. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. У школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. И поэтому в начале каждого урока надо стараться заинтересовать обучающихся к получению новых знаний, объяснить им для чего мы проходим эту тему и где можно применить свои знания. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

3.Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Считаю, что заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке даже за малые достижения и успехи  и надо учить обучающихся оценивать работу своих одноклассников. В нашем классе это пока остается проблемой. Когда я спрашиваю «Кто сегодня был самым активным? (лучше всех работал на уроке, самым дисциплинированным итд.)» обучающиеся отвечают «Я!». И перед собой я поставила задачу, чтобы мотивировать обучающихся оценивать с положительной стороны не только себя, а своих одноклассников.

Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке современных педагогических технологий: (С 15)

1.Создание проблемной ситуации: перед обучающимися ставится задание. Например: на уроках «Чтения и развития речи» проблемную ситуацию можно создать по названию произведения. Обучающиеся по названию произведения пытаются угадать о чем этот рассказ или стихотворение, чему нас научить это произведение, кто главные герои. После того, как все дети высказались, перед ними ставится мотивационная задача: «Вы высказали свое мнение, а теперь чтобы узнать правы вы или нет надо внимательно слушать произведение»

2. Создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся; Я стараюсь давать задания по уровню знаний обучающихся. Например: на уроках русского языка и развития речи, если дети умеют писать они сами выполняют задание самостоятельно, тем детям, которые пишут по обводке, тоже стараюсь давать задания учитывая как они пишут (быстро-медленно). А.Р. Всегда готовлю задания на печатной основе, потому, что ему очень тяжело писать в тетради, у него не сформированы навыки письма по обводке в тетради. Пишем «рука в руке». А для самостоятельной работы для Р. печатаю задания крупно в формате А4, такие задания он выполняет с интересом. Таким образом, я создаю мотивацию для самостоятельной деятельности ребенка. В нашем классе учатся дети с легкой (8 детей) и с тяжелой умственной отсталостью (П. Д.).  Я  составила две рабочие программы. В то время пока обучающиеся с лнкгой умственной работают самостоятельно я занимаюсь индивидуально с П. Д.

3. Игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний по предмету.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.

В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.

Игра преследует следующие цели:

·         дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;

·         воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;

·         развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать,сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;

·         социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.

Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

Наша задача – помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в. качестве ее средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Я применяю в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

- на уроках математики: математическую мозаику (если подряд и правильно соединишь все цифры, то получится фигура)

веселые считалки, «Цветочные счеты» и т.д.

- на уроках чтения и развития речи, развития устной речи наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении.

Чтобы “разговорить” всех обучающихся очень играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, использую скороговороки, чистоговороки.

- на уроках русского языка: “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

«Звуковые» игры («Поймай звук» на выделение и определение звука, «Кто больше?» на составление слова с изученным звуком) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В игре  «Доскажите словечко» обучающиеся  не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. Детям нравится игра «Перекличка», предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть определенный  звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка. (Провожу с учителями)

Игры—упражнения. Проводятся на любом уроке, направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, пословиц и поговорок, загадки, лото. Хороший результат дает использование викторин и кроссвордов при подведении итога урока. Можно использовать на уроках развитие устной речи и чтения и развитие речи.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, существуют проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.). С целью преодоления таких проявлений, используем игры, снимающие напряжение ……

Игры-забавы

имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. Особенно интересно проводить такие игры на уроках чтения и развитие речи.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры

«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 1 (2)  единицы больше (меньше); на русском языке: гласная-согласная к нему; на литературе: название персонажей этого произведения.

Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к учебным предметам.

 

4.Дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей ученика.

5. Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

6. Интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры учащихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника познавательный интерес к предмету.

Для того чтобы повысить мотивацию к обучению на уроках и внеурочных занятиях по предмету я приобщаю учеников к в совместному целеполаганию, планированию и прогнозированию результатов, при этом учитываю их индивидуальные психологические особенности. С этой целью на своих занятиях реализую идеи педагогики сотрудничества, технологию проблемного обучения. Применяю разнообразные формы, методы, виды работ. На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся.

Формы и методы, используемые мной на уроках (С 16)

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности  как образовательного , так  и коррекционно-развивающего процесса.

 

1.Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на  овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия)

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие,  способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

С этой целью в  начале урока могут использоваться  различные приветствия (С 17)

 

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться  и включиться в работу.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка» (С 18)

 Установка.

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 

Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка)

На уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяются следующие активные методы обучения:

«Направленное чтение»

Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся  при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. 
 Я приведу пример самых любимых  упражнений релаксации:

«Дирижер» 

«Снежинки»

"Четыре стихии"  (С 19)

Для рук и ног (С 20)

 Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Например: «Солнышко  и туча»  (каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты)

2.     объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

3.      репродуктивный метод -Изложение учебного материала может происходить в процессе упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий

4.     методы самостоятельной работы учащихся;

5.     метод дифференцированного обучения;

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, включаю детей в исследовательскую деятельность. В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок- исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.

Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Такая классификация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы методов: (С 21)

I группа — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

ü    словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний);

ü    индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

ü    репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);

ü    самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II  группа — методы стимулирования и контроля.

III группа — методы контроля и самоконтроля.

Приемы обучения это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности учащихся и педагогов, тем не менее, трудно однозначно определить сущность методов обучения.

Приведу примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся на  уроках.

1.     Дидактические игры.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.

2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит, прежде всего, благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы, к которым я часто прибегаю: участие в интернет-конкурсах,  интернет –олимпиадах, проведение тематических классных часов по предмету и многие другие.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

По словам выдающегося педагога Джорджа Пойа, «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

А теперь о применении отдельных форм работы. (С 22)

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней обучающиеся учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать осторожно и только между обучающимися  с равными возможностями.

В большинстве случаев более полезны групповые соревнованияв которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других  обучающихся). Общий счёт складывается из баллов всех участников.

Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Вывод: (С 23)

Итак, считаю, что успех – важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит успеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Успех в учении – источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления трудностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока и во внеурочное время разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.


 

Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с

Современные формы и методы работы учителя на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с

С 8) Выделяют пять уровней учебной мотивации: (С 9)

С 8) Выделяют пять уровней учебной мотивации: (С 9)

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой

Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности

Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности

П. Д. 3. Игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

П. Д. 3. Игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

Я применяю в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - на уроках математики: математическую мозаику (если подряд и правильно соединишь все цифры, то…

Я применяю в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - на уроках математики: математическую мозаику (если подряд и правильно соединишь все цифры, то…

Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности

Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока…

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока…

Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного

Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного

II группа — методы стимулирования и контроля

II группа — методы стимулирования и контроля

А теперь о применении отдельных форм работы

А теперь о применении отдельных форм работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022