Доклад: «Современные формы и методы в начальной школе».
Существенным элементом педагогических технологий являются методы обучения. По мнению классика отечественной педагогики Ю.К. Бабанского методы обучения представлены способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Требования к методам обучения обусловлены научностью подходов и их результативностью. Научность методов обучения обусловлена доступностью подхода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения представлена его направленностью на прочное овладение учебным материалом, на выполнения воспитательных задач школьников и необходимостью систематического изучения и использования в своей работе инновационных методов обучения.
Выбор используемых педагогом методов обучения зависит от ряда факторов:
Важное значение имеет, и оценка особенностей современного урока. По мнению Л.С. Выготского [3] современный урок- свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится. Организационно – педагогическими условиями для урока должны стать доброжелательная атмосфера, где формируется высокий уровень мотивации и придаётся большое значение способам учебной работы. Важное значение имеет придания специального внимания развитию у школьников начальной школы умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.
Организационные основания урока предполагают работу всех и каждого. Создается условия для повышения интереса к мнению и успехов каждого. Все ученики благодарны каждому за его участие задача педагога создать доверие к нему как к руководителю групповой работы, где каждый имеет право на инициативное предложение. Важно, что каждый ученик имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
В этом аспекте ученик становится активным субъектом образовательного процесса, показывающий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, на фоне уверенности в себе и демонстрации целеустремленности. В свою очередь педагог — это консультант, наставник, партнер, имеющий задачу определить направление педагогической работы, создать условия для инициативы обучающихся и грамотно организовать их деятельность.
Выявленные на основе исследования трудов классиков педагогики [6]особенности современных методов обучения в начальной школе представлены следующими характеристиками:
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду и при этом успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Рекомендуемые организационно – педагогические условия эффективного формирования компетенций учащегося:
Для обеспечения эффективной познавательной активности и познавательный интереса у учащихся на различных этапах урока, предлагаются использовать активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными, по нашему мнению, считаются:
Для более полного формирования предусмотренных ФГОС компетенций необходимо применять разнообразные методы и находить новые. Образовательная организация, по мнению Л.Н. Толстова [8], должна быть педагогической лабораторией, в стенах которой педагог в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Рассмотрим каждый метод в отдельности с точки зрении эффективного его использования в начальной школе.
Анализ игровых технологий на занятиях в начальной школе.
Как отмечено С. Френе [10] ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям. В начальной школе наиболее удачно применяются дидактические игры, вызывающие живой интерес к процессу познания, активизирующие деятельность учеников, помогающие легче усвоить учебный материал и ролевые игры, разыгрываемые учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
На уроках математики, для развития активности и внимания, нами рекомендуется проводить устный счет с элементами игры.
Групповой метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у учащихся умения принимать общую образовательную цель, разделять обязанности и согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров и принимать участие в сравнении цели и работы.
Для работы над темой урока рекомендуется использовать для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках.
Использование проблемных методов способствует развитию у учащихся интеллектуальной и предметно-практической мотивационной сфер личности. В рамках данного метода используется проблемный вопрос, требующий интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Использование проблемной ситуации как сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения и проблемного задания, ставящего перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, на основе реализации принципа сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».
Основные этапы проектной деятельности
В конце работы ученик должен ответить на вопросы, указывающие на рефлексию:
Метод дискуссии развивает умение у ученика общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
Применение ИКТ методов учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:
Метод незаконченного рассказа используется в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, необходимо на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, учащийся обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Учащиеся учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Методы релаксации используются в случае если педагог чувствует, что обучающиеся устали, делает паузу, проговаривает аспекты о восстанавливающей силе релаксации!
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе, позволяющие преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствующие лучшему усвоению знаний и вызывающие интерес к познанию. Отдельные методы формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.