доклад "современные образовательные технологии на уроках химии"

  • docx
  • 16.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала современные образовательные технологии на уроках химии.docx

«Современные образовательные технологии на уроках химии в школе»

 

Современная школа стремительно меняется, объем информации, которую необходимо обработать и использовать, постоянно растет. Школа нацелена на решение жизненно важных проблем, на достижение нового качества образования. Какими же умениями и навыками должен овладеть выпускник современной школы? Выпускник школы должен быть  компетентным и социально адаптированным. Данную модель выпускника можно реализовать при использовании образовательных технологий по ФГОС нового поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

- владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.   

 

 Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат – научить учиться.

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

 

  Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Что же такое педагогическая технология?

 

(Слайд 2) Педагогическая технология — это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.

 

Химия как наука довольна специфична, сложна для восприятия. И именно здесь необходиморазнообразить деятельность педагогическими приемами и методами. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся:

1)Технология личностно-ориентированного обучения.

Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.

Цель личностно ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Данная технология позволяет сформировать у ребят умения размышлять, анализировать, опираясь на личный опыт. Так на уроках очень интересными, познавательными для учащихся являются вопросы, касающимися самого человека, его окружения. Например,

•          Как вывести пятна ржавчины на одежде?

•          Почему при отравлениях используют активированный уголь?

•          Почему рану промывают раствором перекиси водорода ?

Эти и другие вопросы возникают у самих учащихся при изучении химии, а то, что интересно, то запоминается.

В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить:

 

разноуровневое обучение,

коллективное взаимообучение,

модульное обучение,

технологию проектного метода,

игровые технологии

информационно-коммуникативные технологии,

технологию сотрудничества.

технология развития критического мышления

технология развивающего обучения

технология проблемного обучения

технология интегрированного обучения

технологии уровневой дифференциации.

здоровьесберегающая технология

 

 

 

(Слайд 3) 1)Технология уровневой дифференциациифактически предлагается введение двух стандартов:

1)стандарта для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику)

 

2)стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

 

В обучении химии разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.

 

 

Уровневую дифференциацию осуществляю через:

• дифференциацию учащихся по степени обученности;

А)применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний,

Б)Взаимообучение и взаимоконтроль в условиях работы пар.

В)Выполнение практических заданий разного уровня.

 

Г)Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам.

 

• дифференциацию домашних заданий (Учащимся задается определенное количество заданий. Из них он может выполнить обязательный минимум, а также свыше этого минимума. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученику, и предмет становится ему интереснее).

 

• дифференциацию заданий для контроля знаний

А) Дифференцированные  контрольные работы (Обучающиеся получают индивидуальные карточки, ученики со слабыми знаниями выполняют задания невысокого уровня сложности ( 2 или 3 задания). Более сильные ученики решают четыре или пять заданий карточки, позволяющих проверить не только практические, но и теоретические знания. Соответственно, уровень 1 оценивается на 3 балла, уровень 2 – 4 балла, уровень 3 – 5 баллов. Но обучающиеся могут получить и более высокую оценку, ответив устно, или выполнив дополнительные задания);

Б) Работа с разно уровневыми тестами.

 

В) Зачет по проверке базовых знаний в различных формах.

 

 

• организацию проектной деятельности.

 

 

 

(Слайд 4) 2. Информационно – коммуникационная технология

Любая педагогическая технология – это информационная технология таккак, основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это

Необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации,  формирование информационной поддержки образовательной среды; внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);  качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;  глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов).

 Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.ИКТ помогает показать опыты, при не понимании опыт можно повторить несколько раз.Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

 

- при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

 

На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании химии

 

по следующим направлениям:

 

1.Подготовка печатных дидактических материалов (карточек для самостоятельных работ, индивидуальных работ).

2. Подготовка печатных дидактических материалов (карточек для лабораторных, практических работ).

3.Тесты.

4. Кроссворды.

5.Для подведения итогов своей работы за определенные периоды я также применяю следующие формы информационно-коммуникативных технологий включающие текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы.

6. Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформления стендов, папок.

7. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

8. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, планирование и т.п.), отчетов.

9. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною созданы серии презентаций к занятиям.

10. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

 

(слайд 5) Технология  проблемного обучения

            «С педагогической точки зрения – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала» )Лернер И.Я. «Проблемное обучение», М., 2004 г, с.3).

Сущность проблемного обучения в том, что педагог проектирует проблемные ситуации в ходе урока, требующие от детей проявления инициативы, творческого поиска, слаженного взаимодействия и работы в команде. Он же  и  управляет  поисковой деятельностью детей по усвоению новых знаний  путём решения проблемных задач.Проблема – задача, не имеющая стандартного решения.

Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учителю необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

При решении проблемной ситуации можно использовать наиболее оптимальные методы:

эвристический,

исследовательский

проблемного изложения.  

Эвристическая беседа представляет систему логически связанных вопросов учителя и ответов обучающихся, эта система  в итоге позволяет решить проблему. Этот метод можно использовать в том случае, если у учащихся имеется  минимальный  объем знаний для активного поиска решения проблемы. Например, использование метода при изучении темы «Гидролиз солей. Определение рН среды», «Как будет меняться цвет индикатора в разных средах»,   «Определение степени окисления химических элементов в сложном веществе», «Почему одни атомы химических элементов отдают элетроны, а другие принимают электроны?»

Проблемное изложение используется в том случае, если учащиеся обладают недостаточным объемом знаний для решения проблемного вопроса. При этом поиском  путей решения вопроса занимается сам учитель, направляя учеников, аргументируя каждый шаг. Например, при объяснении ароматической связи в молекуле бензола через анализ формулы, предложенной Кекуле Ф.А.

Исследовательский метод обучения самый эффективный из методов, поскольку именно он позволяет максимально повысить познавательный интерес обучающихся. Этот метод используется в том случае, когда  имеется достаточная теоретическая база, например, при проведении лабораторных, практических занятий. (Слайд 6,7)

 

 

 

 

(слайд 8) Проектная технология

 

При использовании проектного метода на уроках учащимся самим предоставляется возможность создавать действительность. Они сами формируют обучающую ситуацию, сознательно выбирая методы, осознают свою самостоятельность и тем самым сами берут ответственность за свое обучение.

Данная технология основана на идее повышения уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. Проектная технология способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, содействует сотрудничеству, коллективному созидательному творчеству; она ориентирована на личные способности учащегося, способствует развитию  критического мышления.

 

(Слайд9) Игровая технология

 

Введение в практику работы  дидактических игр является одним из путей повышения познавательной активности. Игра позволяет ярко реализовать все функции образования - образовательную, развивающую и воспитывающую. Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания, развитию мышления, внимания, памяти, наблюдательности, а также формируют умения применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях.

Игры на практике можно использовать информационные – для введения новых знаний; тренировочные – для формирования умений; закрепляющие – для закрепления и обобщения знаний; контрольные – для контроля приобретенных знаний. 

Это могут быть ребусы, шарады, головоломки, чайнворды.  Например, Игра «Термины – синонимы» - соответствие названий кислот и образуемых ими солей , игра «Найди пару» - соотнести  фрагменты химических реакции – реагенты и продукты.Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики», «Найдите соответствие»,«Верю - не верю». «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Отгадай химический элемент» «Химический аукцион», «Химическое лото», «Химия в твоих руках», «Своя игра» и другие. Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения - активность учащихся, а также сопутствующий – общение.

(слайд 10,11.12)

 

(слайд 13) Кейс-технология

 

 Кейс – технология – метод активного обучения на основе  реальных ситуаций. Данная методика базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера - кейсов,  ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. В  ходе обсуждения кейсов  педагогу удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций. Данная  технология является интерактивной, поэтому обеспечивает освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала, формирует интерес и положительную мотивацию по отношению к учебе.

 

 

(слайд 14) Технология интегрированного обучения

Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия.Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Химия относится к естественнонаучным дисциплинам и является трудной для усвоения учащимися в силу того, что является очень логичной наукой и требует выстраивания причинно-следственной связей, но чтобы заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение этому предмету, связать обучение с решением практических задач посредством практической реализации интегративных связей, таких как химия –биология, химия - физика, химия – математика, химия – экология, химия – история, химия – география, химия – литература.

К примеру, межпредметные связи проследить можно при планировании и проведении следующих тем уроков: «Физические явления в химии» (химия-физика), «Сорость химических реакций. Катализ» (химия-биология), «Решение расчетных задач» (химия-математика).

Без физической основы трудно представить разделы химии как «Строение атома» или «Окислительно-восстановительные реакции.

Любая химическая задача, уравнение может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов. Для того чтобы решить химическую задачу, необходимо: определитьчто требуется в задаче, выписать основные химические формулы для рения задачи, а в дальнейшем использование математических знаний для решения химических задач.

На сегодняшний день роль компьютера трудно переоценить. Интернет и различные программы помогают ребятам узнать больше о современном состоянии науки, ученики с удовольствием деляться с учителем новой информацией. Учащиеся должны уметь правильно оформлять свои доклады и рефераты, а в электронной версии этот материал можно дополнить и обработать, а так же развитие информационного пространства повышает интерес учащихся к новым методам и формам обучения.

(слайд 15) Химия непосредственно связана с историей, потому что химия, как наука формировалась ни одно тысячелетие. Таким образом, любое открытие, явление имело свою дату, своего ученого. Экономическая обстановка той или иной эпохи влияло на развитие химии, а зачастую и тормозило важнейшие открытии.

В основе любого биологического процесса лежит химическое превращение. Таким образом, видна тесная связь между химией и биологией. Примером послужить окисление глюкозы в организме человека.Другая сторона биологического процесса является конечный продукт, который получается при этом. В результате продукты окисления, такие как альдегиды, оказывают отравляющее действие на организм.

Чтение литературных отрывков, стихов на уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление, а так же способствует их эвристической деятельности учащихся на уроке.

Самая эффективная форма интеграции - интегрированные уроки. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету.Пример: «Нахождение массовой доли элемента в веществе» - химия, биология, экология, «Металлы в организме человека» - химия, биология, экология, литература. «Земля - наш общий дом» - химия, география. «Астрологические свойства сплавов» - химия, биология.

 

( слайд 16) Здоровьесберегающая  технология

Здоровьесберегающая технология скорее относится к организационным моделям: она основана на идее создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательногоучреждения.Обеспечение положительной динамики обеспечивается путем строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях; грамотного проектирования уроков;   контроля общих показателей учебной нагрузки;частой смены видов деятельности;создание благоприятного психологического климата в коллективе; регулярное проведение физкультминуток.

1) на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоциональногонастроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенноумственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательнойобстановке утомление наступает быстрее;

 2) чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планированииурока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности:интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;

3) использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения дляглаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятиянапряжения, усиления работоспособности:

4) на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровыйобраз жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход кучащимся с учетом личностных возможностей;

На своих уроках, начиная с 8 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни. Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты, щёлочи.  При изучении тем «Спирты и фенолы» и «Ароматические углеводороды» в разделе органической химии, подробно рассматриваются вопросы о влиянии спиртов, фенолов и других веществ этой группы на здоровье человека и природу. Особенно важно показать учащимся действие алкоголя и наркотиков на подрастающий, развивающийся, молодой организм. К примеру, это могут быть расчетные задачи, в условии которых  явно  прослеживается  тема  медицины  или  здоровья.

 

(слайд 17)Технология формирования критического мышления

Целю данной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание.

Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий: а) стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска; б) стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстомс последующим установлением связей и поиском несоответствий; в) стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений.

Пример использования технологии: 8 кл. Соли в свете ТЭД.

1.Вызов- составление кластера

2.Осмысление-командная работа с исследовательской работой (заполнение таблицы)

3.Рефлексия-дополнить в схеме уравнений реакций

(слайд 18, 19))Любая технология основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», синквейнов, ключевых слов, интеллектуальных разминок, ассоциаций, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.

(Слайд 20)Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.
  2. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.
  3. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
  4. Проектная деятельность для начинающих и не только. (Электронный ресурс). http://proektoriya.siteedit.su/page7

5.      Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2012. №7.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15
  2. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2011. 136 с.
  3. Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты при углубленном изучении химии // Химия в школе. 1994. № 2. С. 61–62.

9.      Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании, Народное образование,2001, №1.

10.  Интеграция предметов естественнонаучного цикла в формировании функциональной грамотности школьников в условиях 12- летнего обучения. Методическое пособие, Астана .2013.

11.  Щербакова С.Г. Интегрированные уроки. Издательство: Учитель. Волгоград, 2008.

12.  Кузнецова Н.Е. Проблемно – интегративный подход и методика его реализации в обучении химии. Журнал «Химия в школе». 1999, №3.

  1. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. – Режим доступа:http://festival.1september.ru (дата обращения: 07. 10. 2019)
  2. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс] / Е. Г. Завгородняя. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 12. 10. 2019).
  3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 2010. С. 17 – 24.
  4. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 – 93.
  5. Фершт, Э. Структура и механизм действия ферментов / Э. Фершт. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 432 c.
  6. Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2 . – С. 102 – 116
  7. Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 – 179.
  8. Шрайвер, Д. Неорганическая химия. В 2 томах. Том 1 / Д. Шрайвер, П. Эткинс. - Москва: Наука, 2015. - 680 c.

21.  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2010. 160 с.

22.   Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем.-М.: Вентана-Граф, 2006.-256с.

23.  Иванова Р. Г. Общая методика обучения химии в школе.-М.: Дрофа,2008.-319с.

24.  Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности.-СПб.: КАРО, 2008.-160с.

25.  Ильина И.Ю., Рыженко Н.В. Интегрированный курс “ Биохимия”.-Химия в школе. 2001г. №3, с.28.

26.  Смирнова В.В., Крюкова Л.Ю. Методы математики при изучении углеводородов.-Химия в школе. 2001.№3.с.37.

27.  Ильина И.Ю., Рыженко Н.В. Интегрированный курс “ Биохимия”. - Химия в школе. 2001г. №3, с.28.

28.  Биктаева А.Р. Интегрированный урок химии и музыки: Прикосновение к творчеству гения. - Химия в школе, 2003. №3. с.46.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru