Доклад "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы."
Оценка 4.7

Доклад "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы."

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
русский язык
Взрослым
12.11.2021
Доклад "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы."
Современные образовательные технологии - это целая сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Внедрение их в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
ДОКЛАД Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.docx

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

 

Деткова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Основная школа имени А. Майкутова »

с. Молодёжное г. Аркалык  Костанайская область

 

"Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время учителя должны не столько давать знания, сколько учить школьников  самостоятельно находить источники пополнения знаний. Учебник долгие годы был главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования. Но в настоящее время печатная продукция сдаёт свои позиции. На её место приходят информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Задачи современных педагогических технологий  акцентируются на воспитании подлинно свободной личности,  формировании у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

     Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания. Мастерство учителя – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои  хитрости, приемы. Новых информационных технологий очень много, но  часто хороший профессионал активно пользуется всего тремя –  четырьмя «секретами».

 Современные же  образовательные технологии  - это целая сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

    Внедрение их  в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель  мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР (электронные образовательные ресурсы) на уроках русского языка и литературы  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда текст сопровождается  демонстрацией  учащимся красочных схем, для пояснения используются различные  звуки  и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал. 

 Остановимся  на тех ресурсах, которые чаще всего я применяю  на уроке.

Это презентации.  Использую  их  при объяснении  нового материала ,  при выполнении творческих заданий,  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности:  рисунки,  схемы, тесты, видео. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным методом,  дающим  возможность  получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.

Анимации и иллюстрации применяю при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также данные ресурсы можно использовать для организации творческой работы при составлении  рассказов  на основе картинок .

На уроках обобщения и повторения часто  использую интерактивные таблицы, схемы.  С помощью их  дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как они  бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

 В своей практике я внедряю  наиболее эффективные  методы, повышающие интерес к урокам русского языка и литературы , такие как:

- Привлекательная цель.

- Удивляй! (Тема «Корень слова». Существуют слова, которые не имеют корня.  Например, глагол вынуть.)

- Фантастическая добавка (представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)

- Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам  сформулировать и задать недостающие  вопросы.)

- Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)

- Мозговой штурм (предлагают  идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждаемая идея позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни.)

- Театрализация (благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как   играть того или иного героя, необходимо «почувствовать» пьесу и всех героев.)

- Проблемное обучение.

    При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных компьютерных  технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя теперь заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

     Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Одним из самых важных личностных показателей является речь человека. В современной жизни, в условиях интенсивно растущих межличностных контактов возрастают требования к речевой культуре человека, к культуре владения языком – этим важным орудием мышления, познания, общения, творческого самовыражения личности. Овладение языком в тех пределах, которые устанавливает современная общественная жизнь, выступает как требование государственной важности.

Основная ответственность в реализации этого требования лежит на учителе-словеснике.

    В системе школьного обучения на всех возрастных уровнях введены специальные уроки развития речи. Нам, учителям русского языка и литературы, известно, что эти уроки – одни из самых сложных. Это объясняется и многогранностью задач, и особой подготовкой урока такого типа: урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитием школьников, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира.

Сегодня методикой и практикой образования накоплен огромный опыт проведения уроков развития речи. Уже обязательными в моей работе стали уроки-семинары, диспуты, дискуссии, викторины, уроки-блоки, уроки-панорамы и другие формы работы, которые носят креативный характер и требуют того, чтобы активность учащихся не носила бы репродуктивный (воспроизводящий) характер, а продуктивный, творческий. На этих уроках в контексте художественных произведений, как правило, решаются коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения. Это очень важно, потому что здесь дети самовыражаются, активно подключая свой речевой арсенал, не дублируя друг друга, хотя у всех получается, конечно же, по-разному. Выразить собственную позицию по проблеме обсуждения – это задача непростая: ведь нужно обладать богатой лексикой, знать предмет работы, т.е. сам текст художественного произведения, а увлечь ребят чтением – это в современных условиях – задача для словесника трудная (телевидение, занятия у компьютера занимают 80% пространства жизнедеятельности современных школьников). Развитие коммуникативных способностей можно существенно усилить на уроках русского языка, если учесть различия в их природных задатках и способностях. Каждый ребёнок уникален, один схватывает на лету, другому нужно достаточно много времени, третий воспринимает с трудом.

  На уроках русского языка я применяю разные приёмы и методы, помогающие обучающимся учиться правильно выражать свои мысли. Вместе с ребятами мы разработали требования к устному ответу. Этот приём используется на этапе закрепления материала, где ребёнок учится говорить правильно, кратко, выразительно.

 

Новые подходы в обучении (стратегии)

 

Памятка-табличка тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления.

Стратегии технологии развития критического мышления

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

·         Инвентаризация

·         Верите ли вы…

·         Ключевые слова

·         Читаю – думаю

·         Кластер

·         Таблица ЗХУ

·         ИНСЕРТ

·         Заполнение таблиц

·         Дневник двойной записи

·         Эффективная лекция

·         «Тонкие» и «толстые» вопросы

·         Зигзаг (мозаика)

·         Фишбоун (рыбья кость)

·         Поиск в тексте ответов на вопросы

·         Ответы на вопросы

·         Синквейн, диаманта, хайку

·         Таблицы, кластеры, фишбоуны

·         Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

·         Последнее слово за мной

·         Перекрёстная дискуссия

·         Общая полемика

·         Десятиминутное сочинение

·         Выходная карта

·         Применение

 

Метод «Карусель» Формируемые навыки:

- совместной работы;

- мышления, принятия решений. Сущность метода

Представляет собой структурированное информационно-познавательное, интеллектуальное задание, аккумулирующее совокупность мыслей, выраженных в различных вариантах ответов учеников по конкретному вопросу. Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы. Метод используется в сочетании с методами «Проводник идей» или «Коллекция стикеров»,эффективных для сбора информации в условиях малых групп. Планировка класса и принцип взаимодействия учеников Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе, либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за ними, по истечении времени, установленного для выполнения задания.

Алгоритм реализации метода

1. Ученики распределены по небольшим группам.

2. Каждой группе выдается учебный плакат или лист бумаги формата А3, в верхнем поле которого написан вопрос по избранной теме (вопросы на плакатах не повторяются).

3. Ученики работают в группах, в рамках установленного регламента, для написания своих ответов, мыслей и идей по заданному им вопросу.

4. Каждой группе выдается ручка определенного цвета, отличного от цвета ручки, предназначенной для другой группы для того, чтобы, в дальнейшем, они смогли легко распознать свои ответы.

5. По истечении отведенного для работы времени ученики переходят к следующему плакату с другим вопросом.

6. Ученики знакомятся с ответами предыдущей группы и обсуждают, выражая согласие/несогласие с ними: если согласны – отмечают каким-либо символом; если не согласны – пишут объяснение, обоснование.

7. Далее, ученики записывают свои собственные мысли по данному вопросу. В случае, если их мысли и идеи согласованы с письменными ответами предыдущей группы, они могут соединить их стрелкой.

8. «Карусель» продолжается (если позволяет время) до тех пор, пока каждая группа не ознакомится со всеми плакатами и не ответит на каждый вопрос.

9. Полезным может быть общий опрос после выполнения этого задания.

10. Метод «Карусель» может служить эффективным инструментом оценивания. Предполагаемые вопросы: Что нового Вы узнали сегодня?

Что для Вас стало самым удивительным/ шокирующим/ интересным/ полезным сегодня? Что бы Вы сделали иначе?

Метод «Пять вопросов»

Формируемые навыки:

Мышления, принятия решений, управление информацией

Сущность метода

Метод представляет собой сбор информации, позволяющей ученикам глубоко изучить вопрос или дифференцировать его на небольшие суб-темы или задачи, что предоставляет возможность ученикам овладеть сложными темами. Метод предусматривает изучение разного рода возможностей, которые могут привести к планированию действий и установлению целей.

Сбор информации возможен в сочетании с использованием методов «Лавина идей» и «Коллекция стикеров».

Алгоритм реализации метода

1. Подготовить большой, широкий лист бумаги и маркер.

2. Ученикам задан вопрос с использованием вопросительных слов: «Как» или «Почему».

3. Предложения записываются на учебном плакате.

4. Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения дальнейших идей.

5. Учителя продолжают использовать одинаковые формы вопросов до тех пор, пока идея/предложение не изучено полностью

Алгоритм реализации метода

Метод «Пазл»

Формируемые навыки:

- мышления, принятие решений;

- совместной работы.

Сущность метода

Метод рекомендуется использовать в качестве командного задания, средства сбора информации, введения к определенной теме, или как первый шаг для предстоящего планирования, принятия решений или детальной дискуссии. Метод может активизировать интерес и мотивировать учеников в решении задач.

Возможно применение в сочетании с методом «Подсказки».

Планировка класса и принцип взаимодействия учеников

Ученики в свободном режиме перемещаются по кабинету для поиска обладателя части их пазла. Возможен вариант комплектования своих пазлов группами учеников, находящихся за партами.

1. Организатор предварительно разрабатывает пазл с перечнем зафиксированных на нем задач. Пазл может быть подготовлен на листе формата А4 или на тонком картоне и разрезан на кусочки или в результате использования специальной программы.

2. Ученики получают фрагмент пазла.

3. Ученикам необходимо передвигатья по аудитории в поисках обладателя других фрагментов их пазла.

4. Для удобства рекомендуется окрашивать пазлы в разные цвета.

5. После того, как ученики нашли всех обладателей фрагментов их пазла, они приступают к работе в команде: выстраивают пазл и выполняют задания.

6.Организатор может установить регламент для придания элемента состязательности.

7. После выполнения задания проводится опрос.

Метод «Картины разума» Формируемые навыки: Креативного подхода; мышления, принятия решений; решения проблем.

Сущность метода

Использование данного метода может быть полезным в процессе объяснения темы учебного занятия, и способствует вовлечению учеников в дискуссию по конкретному вопросу, обмену мнениями. Алгоритм реализации метода

1. Ученики слушают информацию закрытыми глазами.

2. Учитель зачитывает либо какой-либо сюжет, либо разъясняет программу предстоящих действий учеников класса.

3. Ученикам предлагается мысленно представить зачитываемую учителем информацию.

4. Учитель прерывает зачитывание информации и предлагает ученикам продолжить ее с этого момента, развив историю/сцену мысленно на протяжении оставшегося времени.

5. Затем ученики рассказывают либо в условиях малых групп, либо перед всем классом окончание истории, которая завершена была в их «кинокартинах разума».

Метод «Моделирование»

Формируемые навыки:

· Совместной работы;

· Креативного подхода; · мышления, принятия решений.

Сущность метода Метод представляет собой ролевую игру, направленную на вовлечение учеников в процесс обсуждения проблемы/вопроса, обмена информацией. Планировка класса Необходимо место для передвиженияучеников.Алгоритм реализации метода 1. В процессе моделирования ученики решают поставленную проблему в условиях импровизированной среды: имитация ситуаций заседания суда, парламентских слушаний, заседания совета, корпоративной встречи. Подобная ситуация эффективна для содействия ученикам в выражении своих позиций, мнений и системы ценностей, формируя у них готовность к соучастию, сопереживанию. Метод трудоемок и требует значительного времени для подготовительной работы по его реализации. Предполагаемая ситуация должна быть актуальной, легко реализуемой, с достаточным объемом необходимой соответствующей информации с целью предоставления ученикам комфортной зоны для обеспечения уверенности в исполнении своих ролей в условиях группового моделирования.

8. Мнение любого ученика, решительно возражающего против согласованной позиции и полагающего, что его мнение не было учтено в достаточной мере, должно быть записано. 9. После выполнения задания необходимо проведение опроса, с целью определения не только приобретенного учениками объема знания и понимания, но и установления используемых учениками навыков, методов в процессе решения проблем, способов достижения согласованности.

Метод «Снежный ком»

Формируемые навыки:

- совместной работы;

- мышления, решения проблем;

- принятия решений.

Сущность метода

Данный метод направлен на формирование у учеников навыков адекватного реагирования на проблемы, совместного решения установленных проблем, обобщения и систематизации мнений окружающих. Кроме того, метод особенно эффективен в работе с учащимися, у которых слабо развиты коммуникативные навыки, и побуждает их высказывать свое мнение сначала в условиях парной работы, а затем - больших групп. Метод позволит учителю выслушать мнения всех учеников в отношении поставленного вопроса и достичь консенсуса всего класса без общего обсуждения.

 

Невозможно представить современный урок без использования компьютера. Он, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при  контроле за умениями, навыками учащихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить пробелы в знаниях обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

 Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе  позволяют решить ряд проблем:

·               повысить интерес учащихся к предмету;

·                повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

·                сэкономить время на опрос учащихся;

·                дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на уроках, но и в домашних условиях;

·                помогают  учителю повысить уровень своих знаний.

Незаменимы ИКТ - технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе учащихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную,  обрабатывать её , что является наиболее важной задачей. Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать проблемную ситуацию на уроке, чтобы  ученик преобразовал  ее  в  опорную схему, презентацию, тестовое задание по теме .

 Самое элементарное применение компьютера ребятами – это редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,  стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

  Таким образом, использование современных образовательных ресурсов  на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

 

 

 

Список литературы

1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель»,- Волгоград, 2009г.

2. Профессиональное образование, № 8, 2011г., с.44-45.

3. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.

4. Справочные ресурсы Интернета: сайты казахстанских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные персональные сайты учителей-словесников (resolventa.ru; school-collektion.edu.ru; fcior.edu.ru; univertv.ru; peressa2016.narod2.ru)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Современные же образовательные технологии - это целая сеть

Современные же образовательные технологии - это целая сеть

Местоимения» или «Имя существительное»)

Местоимения» или «Имя существительное»)

Одним из самых важных личностных показателей является речь человека

Одним из самых важных личностных показателей является речь человека

Памятка-табличка тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления

Памятка-табличка тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления

Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе, либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за…

Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе, либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за…

Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения дальнейших идей

Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения дальнейших идей

Учитель прерывает зачитывание информации и предлагает ученикам продолжить ее с этого момента, развив историю/сцену мысленно на протяжении оставшегося времени

Учитель прерывает зачитывание информации и предлагает ученикам продолжить ее с этого момента, развив историю/сцену мысленно на протяжении оставшегося времени

Невозможно представить современный урок без использования компьютера

Невозможно представить современный урок без использования компьютера

Список литературы 1. И.В. Никишина

Список литературы 1. И.В. Никишина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2021