МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРАГКАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДОКЛАД
Тема: «Применение метода проектов в средней школе».
( из опыта работы)
Автор: учитель русского языка и литературы,
Гаджиева Лаура Альбертовна
Директор МКОУ «Ярагказмалярская СОШ»
АюбоваФезинаМихралиевна
2019г
Актуальность темы:
Знания – дети удивления и любопытства...
Луи де Бройль
Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз междузнаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
Ø способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
Ø способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
Ø выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
В процессе
проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой
недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи.
2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно
генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта
(учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов
решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-
следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения
взаимопомощи
в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение
находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со
взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки
интервьюирования, устного опроса и.т.п.
6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение
уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение
использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на
незапланированные вопросы.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей. Ребенок задал вопрос, как надо найти время и не оттолкнуть от себя, а, наоборот, продлить этот интерес, найти вместе на этот вопрос ответ, сходить вместе в библиотеку. Работа с родителями: научить отвечать на вопросы детей, а если еще вместе с мамой, оформив проект, найти тот или иной конкурс и участвовать в нем. Так что работы у учителя начальных классов много.
2 этап.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
3 этап.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы…», посвящённую 70-летию нашей школы.
Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
Ожидаемые результаты
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
В процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится
• вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
• работать со справочной литературой, словарями;
• предоставлять результаты в виде публичного выступления.
Также формируется умение выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность;
• Развивается коммуникативность.
Исследовательская деятельность мотивирует детей к учёбе, стимулирует творчество и самостоятельность. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Кроме того, важно вместе с младшими школьниками определить учебные цели: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом их можно приобрести?» Тема проекта должна быть интересна в первую очередь самим учащимся. Нередко такая тема рождается после познавательной экскурсии или поездки. Обучение проектно_исследовательской деятельности в начальной школе целесообразно начинать с тренинговых занятий. Приведём примеры занятий в начальных классах, предназначенных для подготовки к проектной деятельности.
Задание1. «Посмотри на мир чужими глазами».
«Утром небо покрылось чёрными тучами и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…».
Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве …
Задание 2.«Составь рассказ, используя данную концовку».
«…Так я и не выполнил домашнее задание».
«…Моя одноклассница не обратила на это никакого внимания».
Задание 3.«Давайте вместе подумаем». «Почему у зайца глаза косые?»
Задание 4. У тебя имеется: соль, сахар, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?
Работу каждого школьника, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность
Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром.
Таким образом, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступными информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения
Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:
- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
- каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;
- добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;
- у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы;
- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
В своей работе я столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, совершенно меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного материала. Решение этих проблем является необходимостью, так как проектное обучение- альтернатива классно-урочной системы. Я хочу закончить словами из пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые можно считать девизом проектной деятельности.
Памяткадляучителя.
1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
4. Создать психологический комфорт:
5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
7. в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
10. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памяткадляродителей.
1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
6. Не сдерживайте инициативу.
7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
8. Не раздражайтесь.
9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
10. Учите доводить дело до конца.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Правилапрезентациидляученика:
1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
2. Найди удобное положение тела и место для рук.
3. Спокойно посмотри на слушателей.
4. Назови тему.
5. Заинтересуй слушателей выступлением.
6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
9. Логично закончи свое выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации.
1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
2. Почему начали работу над проектом?
3. Решили ли вы проблему?
4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
6. Помогите оценить процесс проектирования.
7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.