ДОКЛАД
Тема: «Цели и задачи обучения русскому языку в национальных дошкольных учреждениях»
с.Унцукуль
ДОУ №2 «Ласточка»
Магомедова
Софияханум Максудовна
Тема: Цели и задачи обучения русскому языку в национальных дошкольных учреждениях.
Систематическое обучения русскому языку следует начинать с 5 летнего возраста. Основной задачей изучения русского языка в национальных детских садах является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. В процессе изучения русского языка, дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь и говорить по-русски в пределах доступной для них тематики, усваиваемых слов, грамматических форм и разных образцов связи связанных связанной речи. Можно выделить семь основных задач в обучении русскому языку:
1. Развитие словаря -дать запас слов. В дошкольном возрасте усваивают дети слова из основного словарного фонда языка. Отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире. Воспитатель прежде всего ориентирует детей на те слова, которые нужны для нормального общения ребёнка с окружающими. Воспитатель добивается, чтобы дети не только понимали смысл слов, но и активно использовали их в своей речи.
Словарная работа осуществляется при ознакомление окружающим, то есть слова сообщаются тогда, когда знакомят детей с этим предметом или явлением.
2. Формирование грамматической стороной речи. Что ребёнок усваивает грамматический строй языка практически в процессе общения, кроме того воспитатель дает специальные упражнения, дидактические игры, цели усвоения детьми наиболее сложных грамматических форм.
Например: «Отгадай чего не хватает у куклы?» – повести её погулять (косынка, пальто, носки и тд.). Здесь упражняется в употреблении существительных в родительном падеже.
Игра: «Я начну, а ты закончи».
Здесь упражняюсь в распространение предложений. Мы взяли зонтик, потому что идёт дождь. Мы одели пальто, потому что холодно.
3. Воспитание звуковой культуры речи. Ребёнок должен овладеть звуковым строем языка, правильным произношением всех звуков. Дети усваивают систему ударения в словах, интонацию подражая взрослым. Воспитатель должен работать над выразительностью разговорной речи.
4. Формирование разговорной речи. То есть умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребёнка и от того насколько он оплатил грамматическим строем языка.
5. Обучение рассказыванию.
Решение этой задачи очень важно для подготовки детей в школе. Связанная речь способствует развитию мышления. Дети учатся пересказывать прослушанное, составлять простейшие рассказы. Надо воспитывать умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли.
6. Ознакомление с художественной литературой. Воспитатель формирует некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях, запоминать и выразительно читать стихи. Воспитатель должен пробудить у детей интерес к книгам, и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой.
7. Подготовка к обучению грамматике. За год по русскому языку надо провести занятие, сентября по май. Каждую неделю проводить два занятия по русскому языку. Из них одно занятие за счёт по рисованию, и одно занятие по развитию речи.
Таким образом остается в неделю одно занятие по рисованию и одно занятие по развитию речи. Упражнения над выразительностью речи проводится преимущественно в процессе разучивания стихотворение. Работ по звуковой культуре речи проводится в основном в процессе свободного речевого общения, воспитатель исправляет ошибки походу и в произношении звуков, и в интонационной выразительности. Исправляй ошибки воспитатель должен показать образец правильного произношения. Отработка произношения детей проводится и на специальных занятиях, специальные занятия всегда имеют конкретные задачи:
1. Постановка дыхания,
2. Усвоение ритма слова,
3. Усвоение артикуляции слогоразделения отдельных звуков речи,
4. Работа на отдельными элементами интонации.
Что специальные занятия по звуковой культуре речи проводятся один раз в месяц, как самостоятельные, а чаще всего эта работа планируется, как часть занятия по развитию речи или по русскому языку и отводится на это 5 минут.
При обучении детей к русскому языку и в работе звукопроизношении воспитатель учитывает особенность родных звуков а именно
1. Звук О, отсутствует во всех дагестанских языках, за исключением аварского и кумыкского языка. В кумыкском языке О может быть только в первом слоге слово.
2. Звук Ы, отсутствует во всех горских языках Дагестана. В кумыкском языке Ы более задние и более нижнего подъема, чем русского.
3. Звук В, большинстве языке, кумыкском, аварском, даргинском губно губной, то есть близок неслоговому У.
4. Звук ОР, отсутствует язык Дагестана да исключением лезгинского и табасаранского.
5. Звук Щ, отсутствуют в ряде языков Дагестана, аварская и русская Щ не совсем совпадает по произношению.
6. Звук Л, лезгинском и даргинском языке, чем в русском мягче, поэтому допускают ненужные смягчения. После гласных и, е, согласные л, как правила в кумыкском и аварском языке произносится мягко. Воспитатели необходимо учесть также, что слова с состячением согласных не свойственным дагестанским языкам. Долго не дается детям Дагестана правильное произношение мягких согласных, в особенности пед Е, Ё, Ю, Я.
Например люблю – говорят лублу.
Требуется тренировка у детей произношение У, Ю, О, Ё, так как их дети Дагестана путают. В большинстве дагестанских языков Е, после гласных в конце слово произносится как я, или совсем не произносится. Дети дагестанцы неправильно произносит мягкий согласный перед Е, Ё, Ю, Я. Это происходит потому средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к небу. Или наоборот при твердых согласных дети смягчают звук (спинка языка слишком приподнята) милая – говорят мылая.
Воспитатель подбирает речевой материал, где сопоставляются мягкие и твёрдые согласные. Например: рад – ряд; был – бил; кон – конь; мыло – мило; жар – жарь; сено – сеня; редко – редька; горько – горкое; банка – банька; галка – галька, шар – шарь. Какие требования к педагогу.
1. Дети успешно будут усваивать звуки родного языка у воспитателя внятной, ясной и отчётливой речи, чётко произносящие фразы и каждый звук в отдельности, то их педагогов хорошие детей.
2. Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношение, устраняет свои речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно составить ударение в слова благодаря правильному использованию информационных средств выразительности сила голоса, темп, логическое ударение, пауза, ритм, тембр, мелодии, воспитатель выражает тончайшие оттенки и смысла.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенная, богата интонациями, достаточно громка и нетороплива. Как мы уже говорили о добавке занятий раньше при моем чтении, теперь я расскажу, что в летние месяцы воспитатель закрепляет знания по русскому языку вне занятий и на других занятиях. С новыми словами воспитатель знакомит детей в основном в начале занятия, но иногда и в ходе занятий, например: при проведении экскурсии, дидактических играх, он вводит новые слова и в начале, и в ходе игры. При рассматривании картин воспитатель должен объяснить прежде всего незнакомые названия предметов изображенных на картинке. Потом приступить к разбору содержание картины. Тоже самое надо при проведении чтения, беседы. Прежде чем разучить стихотворение воспитатель знакомит детей содержанием его на родном языке, затем знакомит с новыми русскими словами встречающиеся в тексте по стихотворения. Читают на русском языке, задаёт вопросы по содержанию, а затем приступает к разучиванию стихотворения. Хоровое разучивать стихотворение не рекомендуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.