Доклад на метод совет Иконникова Т.И.
«Творчество учащейся молодёжи – фактор процветания Казахстана»
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские исследователи. Развитие творческой личности - сложный, многоаспектный процесс, в котором очень тесно переплетаются интересы философии, педагогики и психологии. Каждая из нас наук дает свои видения, свой взгляд данной проблемы и только, представляя их во взаимосвязи, можно увидеть относительно полную картину исследуемой проблемы.
Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий между:
• потребностью в специалистах, ориентированных на самовыражение индивидуальности через проявление художественно-творческих способностей отсутствием теоретического и практического обеспечения практики подготовки системы образования;
• значимостью использования методов художественно-творческой деятельности и отсутствием научно-обоснованного механизма самоактуализации и самореализации личности студента;
• необходимостью развития художественно-творческих способностей студента и отсутствием методических основ, характеризующих ее системную организацию в структуре подготовки.
Очень часто в обыденном сознании творческие возможности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие возможности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие возможности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих возможностей выглядит следующим образом. Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих возможностях, но и о технических творческих возможностях, о математических творческих возможностях, и т.д.
В современных условиях резко возрастает роль творчества в профессиональной деятельности специалистов, занятых в различных отраслях производства. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на самых ранних этапах профессиональной карьеры. На рынке труда востребованы инициативные, творческие, компетентные специалисты.
Подготовка будущего специалиста к творчеству складывается в определённую систему обучения, при этом традиционные учебные технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, не дают должного эффекта. При преобладании традиционных методов обучения в учебном процессе возникает ряд проблем, главными из которых являются:
· низкий уровень навыков общения студентов, усугубляющийся наличием языкового барьера у студентов из отдалённых, особенно северных улусов;
· невозможность получить развёрнутый ответ студента с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса;
· недостаточное включение слушающей ответ аудитории студентов в общее обсуждение.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации учащимся, а меняют её роль. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы студенты использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
Сегодня становление творческой профессиональной деятельности студентов необходимо осуществлять исключительно на личностной основе, с максимальным развитием в них готовности к творчеству, находящему своё воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека. Важнейшим условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности студентов.
Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с использования “сквозных” компонентов обучения по отдельным учебным дисциплинам ориентирующих обучающихся на творческую активность. При этом учебно-исследовательская деятельность на уроках реализуется при решении проблемных и производственных ситуаций, исследовательских задач, проведении дискуссий, выполнении творческих работ.
Особое внимание следует обратить на организацию самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов по учебным дисциплинам. На первых курсах основными видами самостоятельной работы студентов являются подготовка и защита рефератов, составление и защита отчётов об экскурсиях и обследованиях производственных предприятий. В группах старших курсов это выполнение курсовых работ по отдельным и смежным учебным дисциплинам, а в выпускных группах - выполнение и защита студентами выпускных квалификационных работ.
При этом студенты закрепляют навыки публичных выступлений и учатся, аргументировано защищать свою точку зрения. Задача преподавателя заключается в определении рабочих групп студентов, объектов для проведения исследования, разработке инструкционных карт-заданий. У студентов такая работа вызывает интерес и даже более слабые студенты, выполняя творческие работы, не только получают положительные оценки, но получают опыт применения теоретических знаний на практике, обретают уверенность в себе. Обобщение и анализ индивидуального опыта самих студентов в решении наиболее интересных для них учебных и профессиональных проблем традиционно проводится в форме конференций по научно-исследовательской работе студентов, а также научно-практических конференций с участием представителей производственных предприятий и конференций по итогам квалификационной практики, где студенты представляют результаты исследований по индивидуальным заданиям.
Подготовка студентов к выполнению конкретного вида деятельности с соблюдением технологической дисциплины осуществляется на практических занятиях по учебной дисциплине, в процессе учебной практики, а также практики по профилю специальности и квалификационной практики. При проведении практических занятий активно используются такие формы, способствующие развитию творческих способностей студентов, как конкурсы, деловые и ролевые игры.
Развитие профессионального творчества студентов, направленного на создание различных технологических проектов и новых видов продукции осуществляется и на занятиях кружков.
Эта работа получила положительную оценку руководства фирмы, и многие предложения студентов были реализованы на практике.
Также развитию творческих способностей способствует проведение профессиональных конкурсов “Лучший по профессии”, в процессе участия, в которых у студентов формируется стремление к первенству и профессиональному мастерству
Продуманная система подготовки студентов к творчеству обеспечивает профессиональную ориентацию специалистов адекватную складывающейся на рынке труда ситуации, требующей от них повышенной мобильности, самостоятельности, инициативности, способности к быстрой смене вида профессионального труда. Реализация общих творческих установок обеспечивает повышение квалификации и углубление профессионализма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.