Доклад по теме:
«Организационно-методическая профессиональная компетенция. Формирование мотивации у учащегося».
Современный педагог должен обладать широким кругозором, быть компетентным в своей профессиональной области, мобильным и способным быстро реагировать в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях современного общества. Ведь развитие и форомирование ребёнка во многом зависит от окружающих его значимых взрослых, их личностных качеств. При посещении ребёнком учреждения дополнительного образования, таким значимым взрослым для него становится педагог. доп. образования.
Профессиональная компетенция- это характеристика степени соответствия требованиям профессии, выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических навыков как:
1.Познавательных- способности педагога в постоянном приобретении профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта других преподавателей и новаторов в своей специальности.
2.Организационно-методических– умения реализации учебно- воспитательного процесса, формирования мотивации обучения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, организации самоуправления.
3.Конструктивных– интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов.
4.Проективные умения – обеспечат практическую применимость сформированных компетенций, видение перспектив собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности, проектирования деятельности по ее совершенствованию
Остановимся на организационно-методических компетенциях , в которые не в последнюю очередь входит навык формирования мотивации у ученика.
Повышать учебную мотивацию – значит организовывать учебный процесс так, чтобы у обучаемых появлялось желание учиться и самосовершенствоваться. Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать в музыкальной школе.
Направления работы:
1. Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия». Дети знакомятся с новой музыкой благодаря исполнению педагога, записям известных музыкантов в youtube, rutube, соц. сетях…Узнают, что музыкальное искусство многогранно и имеет много самых различных направлений. Ребёнок начинает понимать , что музыка – неотъемлимая часть нашей жизни, начинает обращать внимание на саундтреки к фильмам, мультфильмам, компьютерным играм и даже рекламе телевизора. Учится находить интересующую его музыку в интернет-пространтстве.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом. Конечно, не все наши воспитанники станут великими музыкантами, певцами, танцорами, художниками. Но наша задача как можно больше развить своих воспитанников в своей области и не только в исполнительском плане, но и личностном, общекультурном. Поэтому необходимо проводить работу не только с детьми, но и с родителями- через классные часы, открытые уроки, материалы в соц. мессенджерах и группах, созданных для общения с родителями.
3. Ориентация на успех.
«Хочется делать то, что получается делать». В педагогике есть такое понятие, как ситуация успеха. То есть обучаемому предлагают такие задания, которые он гарантировано, выполнит, но сам обучаемый об этом, естественно, не знает. Успешно выполняя задание, ребёнок получает позитивные эмоции успеха, которые закрепляются, и сама учебная деятельность начинает ассоциироваться с чем-то приятным. То есть ребёнок начинает хотеть играть, потому что это легко и радостно.
Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика.
Обращение к документально-художественным фильмам, интересным интервью, ознакомление учащихся со всевозможными фестивалями, фондами, творческими школами, в которых обучаются одарённые дети, посещение концертов одарённых детей расширяют кругозор учеников и показывают им путь возможностей в нашей специальности.
4. Ансамблевое музицирование является одним из способов повышения интереса к обучения в музыкальной школе. С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Игра в ансамбле учитель - ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям. Материалом для ансамбля могут служить песни и музыка из мультфильмов, отрывки из музыки к кинофильмам, телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке.
Огромное значение в повышении мотивации обучения учащихся в музыкальной школе является исполнительская практика. Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.
Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре. Регулярно каждый ученик класса может выступать не только на концертных площадках школы, на родительских собраниях перед учащимися и родителями, но и участвовать по записям и в фестивалях и конкурсах. Это огромная возможность современного мира , которую нужно и стоит использовать для формирования уверенности в себе ребёнка, в ощущении значимости своих трудов и целесообразности занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.