МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
ДОКЛАД
по теме
«Возможности современных педагогических технологий для повышения уровня мотивации и качества образования при изучении технологических дисциплин»
2020 г.
Доклад «Возможности современных педагогических технологий для повышения уровня мотивации и качества образования при изучении технологических дисциплин»
Подготовлен: Москалюк Г.В. - преподавателем ГПОУ «Донецкий колледж пищевых технологий и торговли», специалистом высшей квалификационной категории.
Изложены виды мотивации, методы активизации обучения, стимулирования, факторы и процессы, побуждающие и направляющие студентов к изучению будущей профессиональной деятельности.
Рецензент:
Ольшанская Л.А. - преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», специалист вышей квалификационной категории.
Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин профессиональных образовательных учреждений.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой
комиссии технологических дисциплин
Протокол №____от__________2020г.
Председатель комиссии __________ Дятлова В.П.
Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища.
А.Франс
Актуальная значимость в формировании положительной мотивации к изучению профессиональных модулей заключается в том, что при переходе к профессиональным стандартам, меняется стиль их взаимодействия преподавателя и студента.
Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать студента активным участником учебного процесса.
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение своего предмета.
Формирование положительной мотивации при изучении технологических спецдисциплин – это залог успеха в их познании.
Часто у обчающихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении некоторые из них испытывают значительные трудности.
Поэтому тема «Возможности современных педагогических технологий для повышения уровня мотивации и качества образования» актуальна в настоящее время.
… Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой студента?
Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»
Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову студента, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни.
Включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии.
Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность обучающихся, а именно:
· включение студентов в коллективистские формы деятельности;
· привлечение их к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
· сотрудничество студента и преподавателя, совместная учебная деятельность;
· создание творческой атмосферы;
· занимательность изложения учебного материала.
Наряду с применением приемов и методов обучения в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов, метапредметного подхода в обучении и информационно-коммуникационных технологий обучения и другие.
Применение технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание обучающегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который используют преподаватели комиссии технологических дисциплин в своей педагогической деятельности- - обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа). Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий. Ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа обучающихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом студент может побывать в роли преподавателя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяем взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Студент при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Проблемное обучение
Цель технологии проблемного обучения – общее развитие обучающегося, который является активным субъектом учебной деятельности; преподаватель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.
Метод проблемного обучения
уметь работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
повысить уровень мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений;
уметь применять полученные знания в практической деятельности;
развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность обуучающихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Указанную технологию преподаватели применяют для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы группе предлагается самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одногруппниками. Насколько глубоко группа изучила тему, видно из тех ответов, как на вопросы студентов, так и на вопросы преподавателя. В оценивании проекта участвуют все: студенты – группа – преподаватель.
Используя технологию метода проектов в обучении, преследуются следующие цели:
· научить студентов самостоятельному, критическому мышлению;
· размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
· принимать самостоятельные аргументированные решения;
· научить работать в команде.
Учебные проекты защищаются студентами в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов.
Такая форма работы формирует и развивает умения:
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение критически осмысливать полученную информацию;
- умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
- умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
- способность брать на себя ответственность и принимать решения.
Студенты с низкой мотивацией к учебе неохотно принимают участие в проектной деятельности, Таким студентам луче предложить выполнение проекта с меньшим объемом работ. В этом случае основное внимание уделяется, например, изготовлению блюда или изделия, а поисково–исследовательский этап сводится до минимума. Это снижает риски отказа от работы над проектом.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) позволяет облегчить процесс усвоения нового материала обучающимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у студентов представление о главных моментах, представленных схематичеки и наглядно в цвете. Это дает возможность студентам иметь краткую, целостную, логически завершенную картину по определенной теме.
Так, в своей деятельности мы используем опорные конспекты, опорные сигналы, рабочие тетради и т.д..
Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа различных производственных ситуаций. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:
- улучшает владение теорией,
- учит правилам ведения дискуссии,
- развивает коммуникативные навыки,
- развивает аналитическое мышление.
Необходимость внедрения информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
Использование информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студента.
Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.
Применение компьютерной техники позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Такие уроки так же позволяют показать связь между различными дисциплинами, учат применять на практике теоретические знания, активизируют умственную деятельность студентов; сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения;
расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Этим достигается мотивационная цель - побуждение интереса к изучению предмета.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения, мотивации к учению.
С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников.
При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Например, по теме «Бутерброды», созданы слайды с видами бутербродов, краткими познавательными сведениями, правилами Т/Б и санитарии, схемами приготовления бутербродов, иллюстрациями. При изучении разделов изготовлены и разработаны инструкционные и технологические карточки по темам: «Первичная обработка овощей и грибов», «Кулинарная обработка мяса, птицы, субпродуктов», «Приготовление порционных и мелкокусковых полуфабрикатов из говядины». При проведении занятий по теме «Супы», применяются разно уровневые карточки – задания. Сейчас существует огромное количество программ для создания самых разных тестов, так как тестирование становится все более популярным.
Все большую популярность как одна из форм обучения с использованием информационных технологий и приема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает использование на уроках мультимедийных презентаций. Как вариант, можно использовать мультимедийные презентации созданные не только самим педагогом, а лучше, предложить создание одним студентом или группой, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Это стимулирует у обучающихся творческую деятельность.
Студенты используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ. С помощью программы PowerPoint они создают презентации для последующего показа во время выступления на семинаре, конференции. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией.
Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Например, по теме «Приготовление холодных и горячих напитков» презентация позволяет преподавателю не просто читать лекцию, но вести беседу со студентами, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания,
полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа «Приготовление напитков и Определение их качества»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление студентов, активизируя их познавательную деятельность. На этих уроках студенты не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели приготовление, оформление и отпуск напитков.
Что касается новых информационных технологий, то большую пользу может принести использование ресурсов Интернета и электронных энциклопедий, а так же обучающей программы «Шеф – эксперт», которую можно использовать для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. На занятиях по спецдисциплинам в этой программе студенты из имеющихся материалов самостоятельно составляют технико - технологическую карту, формируют требование в кладовую, создают план – меню и калькуляционную карту. Готовясь к следующему уроку, студенты подбирают рецептуру, заходят на сайты, где есть фото и видеоматериалы приготовления блюд. Они выбирают блюдо, которое будут готовить на следующем лабораторном занятии (исходя из программного материала), копируют технологическую карту, разработанную в программе, скачивают фото приготовления блюда, конвертируют и сохраняют в папке.
Во время практической работы студентам значительно проще выполнять работу, т.к. вся наглядность максимально близка к реальности и, помимо всего прочего, при возникновении каких-либо затруднений у обучающихся преподаватель оказывает помощь, проводя показ операции или какого-то конкретного действия, движения, корректируя и исправляя неточности обучающихся.
Преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия, создают условия для продвижения обучаюихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно со студентами, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» студенты не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Все постоянно заняты посильным трудом. У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных студентов быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Игровые технологии
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучаюихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Они направлены на расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Метапредметный подход в обучении предполагает, что студент не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию.
Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении урока учитывается: дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (микроклимат, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдается организация учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, подотовка рабочих мест для проведения практическо-лабораторны занятий, применение ИКТ).
Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если студент «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес обучаюегося нужно поддерживать на каждом уроке.
В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Поэтому мы должны очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого преподавателя. Цель которого вовлечение обучающихся в совместную деятельность.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мы у решаем следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: обучающийся и преподаватель – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
а) мне интересно то, чему меня учат;
б) мне интересен тот, кто меня учит;
в) мне интересно, как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности обучающихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. Что создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении.
Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении проеподаватель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед нами, является пробуждение студентов к познанию. При этом на первый план выходит личность преподавателя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными,преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.
Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”. Это особенно актуально для изучения технологических дисциплин, поэтому мы и стараемся использовать в свое деятельности инновационные педагогические технологии. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:
•привлекать пассивных слушателей;
•делать занятия более наглядными;
•обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
•приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;
•обеспечивать моментальную обратную связь;
•повышать интенсивность учебного процесса;
•воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;
•активизировать познавательную активность обучающихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
•объективно оценивать действия обучающихся;
•накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
•реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
•дисциплинировать самого преподавателя, формировать его интерес к работе.
Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.
Самостоятельная работа обучающихся
«…Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но развивать в нем желание самостоятельно, без учителя, приобретать новые… Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь…» К.Д. Ушинский
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Процесс самостоятельной работы студента неосуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности. Формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты. Студент должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. Именно к решению таких задач и привела самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов - это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания. Сам образовательный процесс делится на аудиторный и внеаудиторный. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, как важная форма образовательного процесса, направлена на усвоение содержания образования и формирование профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам или разделам тем, определенным рабочей программой учебной дисциплины для самостоятельного изучения. Качество обучения во многом зависит от того, как организована внеаудиторная самостоятельная работа студентов по изучению предмета. Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск информации, анализировать информацию, структурировать ее, аргументировано высказывать свою точку зрения становятся актуальными требованиями к личным и профессиональным качествам современного специалиста.
Формами аудиторной самостоятельной работы
в условиях реализации компетентностного подхода являются активные и
интерактивные формы проведения занятий, а именно: компьютерные симуляции,
деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, в том числе углубляющих
теоретические знания, кейс-стади, психологические и иные тренинги и другие формы.
Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием
учебной дисциплины, междисциплинарного курса, степенью подготовленности
студента в зависимости от курса обучения, являются: - работа с основной и
дополнительной литературой, интернет ресурсами; - подготовка выступлений,
сообщений, рефератов, докладов, презентаций, эссе, составление резюме; -
выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ,
курсовых работ, ВКР; - подготовка к контрольным работам, практическим занятиям,
промежуточной аттестации, выполнение тестов. Какова же роль преподавателя при
активной и интерактивной самостоятельной работе? В первом случае преподаватель
- центральная фигура, главный и единственный источник информации, эксперт. Во
втором преподаватель – лишь регулирует учебный процесс, определяет его общее
направление, контролирует время и порядок выполнения плана, помогает в случаях
затруднений. Исходя из этого, можно сказать, что самостоятельная работа -
процесс не спонтанный, а особая система условий обучения, четко организованная
преподавателем и включающая в себя следующие этапы: - входной контроль знаний;
- составление поэтапного плана самостоятельной работы; - разработка и выдача
заданий; - организация регулярных консультаций; - итоговый контроль по
дисциплине. При планировании занятий по МДК 01.01. «Товароведение
продовольственных товаров и продукции общественного питания» мной используются
оба вида самостоятельной работы студентов. Так при проведении практического
занятия № 9 «Определение показателей качества мучных кондитерских изделий
(пряничных изделий)», тема «Кондитерские товары», в рамках подготовки к занятию
и активизации знаний по пройденному материалу, студенты выполнили следующие
виды внеаудиторной самостоятельной работы: - мультимедиа презентация по видам
пряничных изделий; - перечень факторов, формирующих ассортимент и качество
пряничных изделий; - перечень показателей качества пряничных изделий; -
перечень дефектов пряничных изделий, причин возникновения. Хочется подчеркнуть,
что использование мультимедиа презентаций при организации самостоятельной
работы позволяет повысить мотивацию и вовлечь студентов в 8 самостоятельный
процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления
правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества. Это
позволяет им научиться выражать свои мысли. Для выполнения практической работы
был использован дидактический материал: - образцы пряничных изделий; - таблица
оценки качества пряничных изделий. - шкала баллов. -задания для самоконтроля и
проверки закрепления изученного материала (в виде тестов). Студенты с
удовольствием занимались данной работой, серьезно отнеслись к поставленной
задаче, были строгими «товароведами», тем более что занятие было «вкусным». Подготовленные
материалы помогли студентам успешно провести аудиторную самостоятельную работу,
в рамках практической работы по оценке качества пряничных изделий, а так же
осуществить самоконтроль закрепления изученного материала. По результатам
самопроверки выявлены следующие результаты: - учебная группа- 30 человек; -
усвоили материал на «отлично»- 63% - усвоили материал на «хорошо»- 47% -
усвоили материал на «удовлетворительно»-0% - не справились с работой – нет
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что студент, выступающий
субъектом деятельности в процессе системного подхода при выполнении и
организации, а так же контроле выполнения, самостоятельной работы, повышает
уровень внутренней мотивации к обучению. Самостоятельная работа активизирует
самостоятельное творчество учащегося, поскольку выстраивается преподавателем с
учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на
формирование основ профессиональных качеств личности, поскольку выступает
средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.
Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует
профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача
преподавателей, правильно ее организовать.
Три кита учебной мотивации
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали придумали сами»
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть свой выбор»
КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
URL: o http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html - Виды современных организационных форм обучения. o http://festival.1september.ru/articles/311877/ - Групповая форма работы – как способ организации обучения. o https://ru.wikipedia.org – Официальный сайт интернет – энциклопедии «Википедия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.