Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки».
Оценка 5

Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки».

Оценка 5
docx
09.01.2024
Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки».
13. Доклад.docx

 Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки».

Важной гранью воспитания и развития личности в младшем школьном возрасте является нравственно–эстетическое воспитание, а приобщение к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания. Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально - чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным: чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства - основа приобретения личностного опыта, основой самосозидания, креативности. Упущенные возможности в нравственно–эстетическом воспитании на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

В работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка влияет на эмоциональное состояние человека. По свидетельству одного из продолжателей философа – Ямвлиха, оставившего нам трактат «О пифагорейской жизни», Пифагор установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки. Специфика искусства, в том числе и музыки его художественно – образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.

Личность ребенка может раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства, в частности музыки. Музыка (по выражению Стендаля) является единственным искусством, проникающим в сердце человека так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие ребенка, - писал выдающийся педагог В.Сухомлинский. Основной формой музыкального воспитания и обучения младших школьников в школьном учреждении являются уроки музыки. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально – ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

Музыка – это художественно–педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы, а для создания музыкальных образов, детям необходимы знания выразительных средств музыки: регистра, тембра, лада, штрихов, темпа, ритма, динамики. У детей остро проявляется «потребность в эмоциональном насыщении». В младшем школьном возрасте эта потребность проявляется в желании перевоплотиться в героя, выполнять определенную социальную роль и может реализоваться на уроках музыки. В результате систематического обучения у младших школьников развиваются творческие способности. Для этого, как утверждают Д.М. Теплов, Н.С.Лейтес, Д.Б.Эльконин, К.В.Тарасова необходимо применять разнообразные виды деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приемы.

Музыкальное воспитание детей, как педагогический и психологический процессы, охватывают ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве т.к., музыкальное и творческое развитие личности протекает по ее внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности. Такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитания, стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно – творческих способностей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой задачи, одной из которых выступает развитие творческих способностей. Л.Л.Бочкарев считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения – активной, целенаправленной деятельности. В последнее время большое внимание уделяется методам активизации деятельности младших школьников по повышению роли творческого начала на уроках музыки (О.Апраксина. Н.Ветлугина, Л.Дмитриева) и методам пробуждения и развития интереса школьников к музыки (В.Шацкая, Н.Гродзенская, Л.Бартеньева). В пении творческие проявления у младших школьников выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации, попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Педагоги, психологи, музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. В игре на инструментах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми несложных жанрово – определенных мелодий – маршевых, плясовых, колыбельных.

Как показала практика, младшие школьники, могут самостоятельно придумать музыкально – дидактические игры. Проявление творческих способностей наблюдается на уроках музыки и в процессе музыкально – ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, инсценировании сюжетов песен, исполнении танцев, сочинении плясок – импровизации, инсценировании игр. В музыкально – ритмической деятельности, отвечающей активной природе ребенка, ему значительно легче, чем, например, в пении проявить инициативность в передаче характера музыкального произведения, в отображении тех или иных музыкальных образов. Креативность детей развивается на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, выполнения творческих заданий.

Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществляются путем активной музыкальной деятельности детей в процессе их обучения на уроках музыки.

В начальной школе важно показать младшему школьнику связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно учитывать местные особенности национальной культуры: наличие собственных певческой и хореографической традиций, специфики в народном костюме. Проблема приобщения младшего школьника к искусству решается на личностно – значимом для него художественном материале родного края.

С моей точки зрения, для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки следует использовать такие творческие задания как:

·                    ритмопластика (придумать движения);

·                    звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию;

·                    бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями;

·                    актуализация субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления);

·                    музыкальное рисование (создание словесного портрета);

·                    ИЗО (рисунок);

·                    интонирование в заданном образе;

·                    игровые ситуации (музыкально- дидактические игры);

·                    импровизация на детских музыкальных инструментах;

·                    театрализация (инсценировка песен, перевоплощение);

·                    ритмизация текстов;

·                    досочинение мелодий;

·                    сочинение текстов к музыкальным фразам;

·                    игровая импровизация;


 

Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки»

Доклад: «Выявление креативности младших школьников на уроках музыки»

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой задачи, одной из которых выступает развитие творческих способностей

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой задачи, одной из которых выступает развитие творческих способностей

· театрализация (инсценировка песен, перевоплощение); · ритмизация текстов; · досочинение мелодий; · сочинение текстов к музыкальным фразам; · игровая импровизация;

· театрализация (инсценировка песен, перевоплощение); · ритмизация текстов; · досочинение мелодий; · сочинение текстов к музыкальным фразам; · игровая импровизация;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024