Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Оценка 4.7
Семинары
doc
русский язык
7 кл
07.04.2017
Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"
Урок русского языка в 7 классе с использованием таксономии Блума по теме: «Употребление предлога в речи». Данный урок является 7, заключительным по изучению темы «Предлог». Все предыдущие уроки по данной теме тоже велись с использованием таксономии Блума по рейтинго-накопительной системе оценивания в технологических картах учеников и в таблице учителя. Само понятие «таксономия» заимствовано из естественных наук. Оно обозначает такую «классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности». Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.Описние технологии формирующего оценивания, таксономии Б.Блума на уроках русского языка
Черепанова Г.А. доклад Технология формирующего оценивания на уроках русского языка.doc
Черепанова Гильда Александровна,  учитель русского языка и литературы МБОУ Солерудниковская гимназия Доклад Технология формирующего оценивания на уроках русского языка Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных  достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов,  продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам  обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка  ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся  элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной  эффективностью. Формирующее оценивание позволяет учителю четко сформулировать  образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу. В основной школе система оценивания  должна приобрести новый виток качества. В связи с этим при организации контрольно­ оценочных действий со стороны педагогов основной школы преследуются следующие  педагогические задачи: 1) создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов. К этим  условиям можно отнести:     требования к результату изучения темы (оценочный лист); задания для самоконтроля учащихся своих действий в ходе изучения темы; задания для расширения, углубления отдельных вопросов темы; содержание проверочных, стартовых и итоговых работ (проектных задач);  место и время, где можно предъявить результаты («продукты») деятельности   учащихся;   способы перевода качественных характеристик учения в количественные. 2) обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных выше условий. Собственно контрольно­оценочная деятельность учителя на данном этапе образования сосредоточены, прежде всего, на: 1           выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой; определении сроков выполнения заданий и предъявления результатов  самостоятельной работы на оценку; способах планирования учащимися самостоятельной работы; сформированности различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и  прогностической); способах работы учащихся с различными источниками информации; использовании ими всевозможных графико­знаковых моделей в качестве  средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки  новой задачи; выборе «пространства» действия (мастерские, творческие лаборатории и т.п.); выполнении контрольных заданий по ведущим умениям и знаниям темы; оценке готовности к сдаче зачетов по теме и определение сроков их сдачи; оценке индивидуального прогресса в обучении и учении. Контрольно­оценочная деятельность учителя основной школы по отношению к классу, к конкретному ученику носит в основном экспертный характер и направлена на коррекцию и  совершенствование действий школьников. Учитель основной школы должен иметь возможности:      иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; оценивать самостоятельную работу учащихся только по их запросу; самооценка  учащихся должна предшествовать оценке учителя; оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и  достижений; оценивать деятельность учащихся только по совместно выработанным критериям оценки данной работы.  Ведущей формой освоения текущих учебных тем (6­9 классах) является      зачет. Зачет по теме состоит из: результатов работы учащегося в ходе учебной темы (блока); результатов проверочной работы по освоению отдельных знаний и умений по теме; результатов выполнения и предъявления заданий для самоконтроля в период между  учебными темами (блоками); результатов выполнения и предъявления творческих заданий в период между  учебными темами (блоками). 2 Зачет считается сданным учащимся, если:    выполнена проверочная работа по теме на уровне более 50%; представлены результаты выполнения заданий для самоконтроля на уровне  более 50% от общего количества баллов; публично представлены результаты выполнения творческих заданий. Качество сдачи зачетов по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося. По каждому из изучаемых предметов (по итогам стартовой диагностики) перед  учащимися ставятся индивидуальные учебные цели. Учебные цели соотносятся с одним из  уровней обучения. Они служат учителям и учащимся ориентиром при отслеживании прогресса  обучения учащихся. Учебные цели также вовлекают учащихся в процесс оценивания и  позволяют им стать активными участниками этого процесса. Учебные цели способствуют  повышению уровня достижений учащихся и росту их самооценки, мотивации, наглядно  демонстрируют учащимся их прогресс. Постановка учебных целей является успешной в том  случае, если цели основываются на данных, полученных в результате обратной связи. Они  напрямую связаны с индивидуальными потребностями учащихся. Общая система внутреннего оценивания носит уровневый характер и состоит из  следующих элементов: 1) оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года:    базовый уровень – способность учащегося действовать только в рамках  минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся; продвинутый уровень – способность учащегося выходить за рамки минимума  предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том  числе, в нестандартных ситуациях; рефлексивно­творческий уровень – способность учащегося обобщать,  систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их  для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и  итоговых; участие в конференциях и т.п. 3 Изучая   теорию   формирующего   оценивания   в   течение   прошлого   учебного   года,   мы выбрали наиболее интересные для нас  формы и приемы технологии формирующего оценивания и   провели   в   феврале   практический   семинар,   в   течение   которого   каждый   учитель   провел открытые уроки.  Мы второй год используем различные листы обратной связи, это маршрутные листы, оценочные, дорожные карты, инструкционные, технологические и т.д. Есть карты для одного конкретного урока, есть   для  всей темы, блока, модуля, есть универсальные для одного предмета или даже для любого предмета.    Я провела открытый урок русского языка в 7 классе с использованием таксономии Блума  по теме: «Употребление предлога в речи». Данный урок является 7, заключительным по   тоже   велись   с изучению   темы   «Предлог».   Все   предыдущие   уроки   по   данной   теме   использованием   таксономии   Блума   по   рейтинго­накопительной   системе   оценивания   в технологических   картах   учеников   и     в   таблице     учителя.   Само   понятие   «таксономия» заимствовано из естественных наук. Оно обозначает такую «классификацию и систематизацию объектов,   которая   построена   на   основе   их   естественной   взаимосвязи   и   используется   для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности». Б. Блум выделяет   шесть   категорий   целей   обучения:   знания,  понимание,   применение,   анализ,   синтез, оценка. Принципиальная   особенность   таксономического   подхода   в   том,   что   он   определяет основную задачу обучения как формирование основы, на которой базируется оценка, путем овладения знаниями на уровне всех категорий учебных целей.  Существует   мнение,   что   таксономия   целей   Блума,     успешнее   работает   для   оценки достижений   учащихся   в   гуманитарной   области.   Она   соответствует   всем   требованиям (иерархичность и операциональность), которые предъявляются к выстраиванию уровней для планирования   традиционных   результатов   образования   в   рамках   технологии   формирующего оценивания.   Более   того,   она   позволяет   представить   в   единой   системе   знаниевые   и компетентностные результаты образования. Технологическая карта ­ лист обратной связи ­  это документ, используемый для  формирования оценивания, а также для качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных, четко  обозначенных результатов образования. 4 Урок проведен  в форме ролевой игры « В редакции газеты». Работа велась по группам,  но учитывались и индивидуальные достижения.  Проводилась самооценка,  взаимооценка в  группе,  экспертная оценка со стороны « Спонсоров». Цель урока:  формирование умения  правильного написания и употребления в речи производных  предлогов. Задачи были связаны с шестью категориями: Знание: знать языковые нормы употребления производных и непроизводных предлогов Понимание: понимать отличие производных предлогов от омонимичных слов Применение: уметь находить в предложениях производные предлоги, грамотно их  писать и отличать их от омонимичных им слов. Анализ: проанализировать и устранить стилистические ошибки при составлении  делового письма. Синтез:  творческая работа Оценка: оценивать орфографические  и речевые умения. Это заключительный урок по теме «Правописание и употребление предлогов в речи»,  цель урока формулируется учащимися.  Мотивация важности изучения данной темы  доказывается примером  ­ задание ЕГЭ: Укажите предложение с грамматической ошибкой  (нарушением синтаксических норм). Таким образом, учащиеся видят, что в данном задании  проверяются вопросы грамматики, связанные с предлогом: значение предлога,  стилистическая  окраска,  необходимость в нужной форме употребить существительное с предлогом.  Именно  об этом идет речь,  но в необычной форме.  Класс ­  это редакция газеты, где собрались  представители трех разных изданий: журналисты,  корректоры,  редакторы,  художники.  Урок  прошел в форме деловой игры. Мотивация связывается и с будущей взрослой жизнью  учащихся, выбором профессии, условиями приема на работу. В ходе урока спонсоры  выберут  самую профессиональную,  активную,  творческую команду.   За  работу в команде  можно  заработать до 3­х бонусных  баллов на каждого участника,  пополнить накопительную часть  баллов по теме.   Это может сделать команда­победительница. Работа проходит по этапам в соответствии с таксономией Блума: – (знание), которая  называется «Служба безопасности».  Она определяет, насколько ученики владеют языковой  нормой употребление предлогов.  Второй этап (понимание). Корректоры. В качестве  корректоров решают орфографическую задачу: раскрыть скобки и объяснить написание  предлогов и омонимичных частей речи. Третий этап (применение). Литературно­поэтический  отдел из ряда шуточных предложений находят предложения с предлогами и  решают  орфографическую задачу. Четвертый этап (анализ).  Отдел писем.  Сохранив содержание  5 письма, устраняют стилистические ошибки и пишут деловое письмо, используя речевые  стандарты и производные предлоги. Пятый этап (синтез).  Отдел рекламы представляет собой  домашнее задание:  напишите «Хвалебное слово предлогу»,  оду,  стихотворение, рекламу (по  выбору).  Условие:  работа должна быть посвящена одному предлогу.  Например, предлогу ИЗ.  Подведение итогов урока и рефлексия. Оценивание производится по технологической  карте в течение изучения всей темы. Спонсоры должны определить, какая редакция оказалась  более успешной, активной, дружной.  Следующий урок контрольный тест и подведение итогов  по теме. Формирующее оценивание требует постоянного контроля,  проверки и оценки всех  заданий по рейтинго­накопительной системе, достаточно затратное по времени, но позволяет  более объективно оценить работу каждого ученика и способствует более ответственному  отношению к выполнению как классных, так и домашних заданий. Качество знаний по итогам  теста и подсчету всех баллов составило 50%., поэтому каждый, кто получил тройку, определил для себя  пробелы, которые следует устранить в ближайшее время.  Таким   образом,   оценка,   являясь   высшей   категорией   таксономии   учебных   целей   и используя   все   другие   категории,   не   обязательно   становится   последним   этапом   процесса решения задачи, а может быть прелюдией к приобретению новых знаний, новому пониманию или применению, анализу или синтезу.   Эта работа продолжается и при изучении следующей темы с использованием тех же технологических карт, которые мы сделали универсальными и заполняем   карандашом.   Хочется   надеяться,   что   систематическое   применение   таксономии Блума даст возможность повысить уровень  знаний каждому ученику. Источники: 1. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учебное пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010.  2. Формирующая   оценка   образовательных   результатов   учащихся:   Методическое пособие. /Фишман И.С., Голуб Г.Б.– Самара, 2007.  3. Инструменты   формирующего   оценивания   в   деятельности   учителя­предметника.  Пос. для учителя/И. Логвина, Л. Рождественская.  2012.  4. Проектирование образовательной деятельности на основе учебных задач. Методические рекомендации/ Авт.сост. Козырева Л.М.– Иркутск: Изд­во ГАУ ДПО ИРО, 2015.  6

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"

Доклад Черепановой Гильды Александровны "Технология формирующего оценивания на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017