Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"
Оценка 4.6

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
технология +1
Взрослым
14.11.2017
Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"
Данный доклад содержит информацию об одном из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения - создании на уроке ситуации выбора. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного предмета, можно выделить общие этапы и схожие действия педагогов по ее созданию. В докладе описаны основные черты и требования к созданию ситуации выбора, этапы и действия по проектированию ситуаций.
Создание ситуации выбора на уроке.doc
Создание ситуации выбора на уроке Одним   из   важнейших   педагогических   условий   становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации   выбора.   Предлагая   ребенку   совершить   осознанный   и   желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. Однако создание педагогически грамотной ситуации выбора – дело не простое.   Чтобы   данный   элемент   личностно­ориентированного   урока   был освоен и технологически обеспечен, следует решить следующие задачи: 1. определить понятие «ситуация выбора»; 2. выявить   педагогические   условия   (требования)   создания   ситуации выбора на уроке; 3. разработать   алгоритм  деятельности   педагога   по   ее  моделированию   и построению   на   учебном   занятии   и   определить   последовательность действий   учащихся   в   условиях   индивидуального   и   коллективного выбора; 4. описать   и   систематизировать   различные   виды   учебных   задач, применяемых для создания ситуации выбора. Рассмотрим  результаты решения перечисленных задач. В широком смысле выбор  есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов.   Применительно   к   личностно­ориентированному   обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение   одному   из   вариантов   учебных   задач   и   способов   их решения   для   проявления   своей   активности,   самостоятельности   и индивидуального стиля познания. Ситуации   выбора,   как   видно   из   данного   определения,   присущи следующие черты: а) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть урока; б) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения; в) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора; г) проявление  каждым школьником  своей активности  и самостоятельности при решении избранного варианта задания. Личностно   значимые   ситуации   выбора   должны   соответствовать   пяти требованиям: ­ во­первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся; ­   во­вторых,   эти   ситуации   должны   постепенно   включаться   в   систему жизнедеятельности   ребенка   по   мере   развития   у   него   субъектных способностей,   умений   самостоятельно   определять   цель   и   средства   ее достижения, нести ответственность за полученный результат; ­   в­третьих,   ситуации   выбора   должны   быть   включены   в   систему   реальных отношений   и  деятельности   ребенка,  т.е.   ученик   должен   получать   реальное переживание   за   последствия   своего   выбора,   что   позволит   ему   выработать собственную систему ценностей; ­   в­четвертых,   основанием   для   расширения   свободы   выбора   должна   быть успешность   деятельности,   следовательно,   расширение   свободы   выбора должно   сопровождаться   формированием   знаний,   умений   и   навыков, необходимых для овладения той или иной деятельности; ­   в­пятых,   несформированность   качеств   субъекта   деятельности   делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты   деятельности,   поэтому   должны   быть   продуманы   механизмы защиты ученика от собственных ошибок. При   проектировании   и   построении   ситуации   выбора   необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1. Готовность учащихся к выбору. Прежде   чем   использовать   на   уроке   ситуации   выбора,   необходимо   научить школьников   делать   выбор   в   соответствии   со   своими   возможностями.   Для этого   учитель   постепенно   вводит   ситуации   выбора   в   учебный   процесс   и формирует   у   учащихся   умение   адекватно   действовать   при   совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются   решаемые   учениками   задачи,   возрастают   требования   к проявлению самостоятельности учащихся. 2. Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно­ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить, на каком этапе уроке и при   изучении   какого   содержания   использование   ситуации   выбора   будет целесообразным и эффективным. 3. Стимулирование учащихся к выбору. С   этой   целью   учитель   четко   поясняет   каждое   из   предложенных   на   выбор учебных   заданий,   показывает   значимость   его   выполнения,   раскрывает критерии его оценки. 4. Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить   школьников   аргументированно   объяснять,   почему   они   отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту. 5. Определение степени свободы выбора. Учитель   должен   четко   продумать   степень   свободы   выбора   в   создаваемой ситуации:   будет   ли   она   жестко   ограниченной   или   содержать   свободу   при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора. 6. Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники   обладают   достаточным   объемом   знаний,   умений   и   навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения. 7. Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно заметить то, что делалось учащимися правильно. 8. Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель, по возможности, должен оценить результаты выполнения избранного учащимся   варианта   учебного   задания.   Очень   важно   не   просто   оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика. Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строится учителем. Несмотря на специфические особенности преподавания каждого учебного предмета, можно выделить общие этапы и схожие действия педагогов   по   ее   созданию.   Алгоритм   деятельности   по   проектированию   и построению ситуации выбора на личностно­ориентированном уроке должен включать следующие этапы и действия: 1.   Формулировка   цели   (задачи)   применения   ситуации   выбора   на   учебном занятии. 2.  Определение   этапов   урока,  на  которых  целесообразно   создавать   ту  или иную ситуацию выбора. 3.   Выявление   конкретного   содержания   учебного   материала,   при   изучении которого следует применить ситуацию выбора. 4. Разработка определенного множества вариантов заданий, необходимого для ее осуществления. 5.   Предварительный   анализ   каждой   учебной   задачи   с   целью   выяснения соответствия разработанных заданий возможностям учащихся. Педагогу надо учитывать:  познавательные интересы и потребности учащихся;  наличие у них опорных знаний и умений;  развитость творческих способностей учеников;  сформированность в классном сообществе навыков индивидуальной и коллективной учебной деятельности;  готовность детей осознанно и умело совершать выбор;  Решение учителем избранных заданий всеми возможными способами. 7. Окончательный выбор вариантов учебных заданий. 8. Продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуации выбора на уроке:  подбор   приемов   и   методов   стимулирования   учащихся   к   совершению выбора;  определение конкретных форм выполнения учебных заданий;  расчет времени протекания ситуации выбора;  определение степени свободы действий учащихся в данной ситуации;  разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения учебных задач и т.п. 9. Включение разработанной ситуации выбора в план­конспект урока. 10. Определение в ходе учебного занятия оптимального момента для создания ситуации выбора. 11. Реализация учителем на уроке своих проектных разработок. 12. Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора. Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека   постепенно.   Поэтому   одной   из   важных   задач   учителя, использующего   личностно­ориентированные   технологии   обучения,   является формирование у учащихся умений делать выбор, принимать самостоятельное решение.   Этому   способствуют   разработанные   для   учащихся   памятки, помогающие   детям   осваивать   алгоритм   действий   в   ситуации   выбора.   В памятке   для   осуществляющих   индивидуальный   выбор   предлагаются   такие советы: 1. Внимательно прочти все варианты учебных заданий. 2. Постарайся осмыслить каждое задание. 3. Попробуй   соотнести   свои   желания   с   собственными   возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи. 4. Мысленно выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям. 5. Постарайся   объяснить   (обосновать)   самому   себе,   что   тот   выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим. 6. Теперь   выбирай   и   направляй   свои   усилия   на  выполнение   избранного варианта задания. 7. Проанализируй   и   оцени   полученные   результаты   и   правильность сделанного тобой выбора. Для   субъектов   коллективного   выбора   в   памятке   рекомендуется использовать в совместной деятельности следующий алгоритм действий: 1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий. 2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения каждого из них. 3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий. 4. Учитывая   мнение   каждого   члена   группы,   выберите   тот   вариант, которому отдается коллективное предпочтение. 5. Разработайте   план   совместных   действий   по   решению   избранного задания. 6. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внес свой вклад в выполнение задания. 7. Вместе   решите,   кто   и   как   представит   результаты   вашей   совместной работы. 8. Оцените   успешность   сделанного   выбора   и   результативность деятельности каждого члена группы и вашего коллектива в целом. Чтобы   учащиеся   смогли   освоить   алгоритмы   индивидуальной   и совместной деятельности и, следовательно, научились правильно действовать в ситуации выбора, надо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий. Педагогам следует   позаботиться   и   о   широком   спектре   создаваемых   ситуаций.   В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать   и   строить   различные   ситуации   выбора.   Их   вариативность обусловливается следующими обстоятельствами: ­ степенью свободы выбора ученика; ­ формой организации учебной деятельности; ­ сложностью предлагаемых для выбора заданий; ­ формой выполнения учебного задания; ­ степенью самостоятельности действий учащихся; ­   возможностью   использования   при   выполнении   задания   различных источников информации. Рассмотрим   некоторые   варианты   ситуаций   выбора,   создаваемых   на уроках. На   уроке  технологии   в  7­ом   классе   при   изучении   темы  «Комнатные растения в интерьере жилого дома» можно предложить обучающимся выбрать и выполнить дома одно из заданий: 1. Подготовить сообщение о своем любимом комнатном растении. 2.   Написать   сочинение­рассуждение   «Можно   ли   дикорастущее   растение сделать комнатным». 3. Выполнить эскиз оформления комнаты растениями. На уроках технологии ситуации выбора применяются достаточно часто, особенно при разработке проектов. После получения необходимого набора знаний, умений и навыков обучающиеся должны сделать осознанный выбор, какое изделие они хотят и могут выполнить. В   процессе   работы   педагога   важно   не   количество   используемых ситуаций выбора, а осознанное соблюдение учителем принципа выбора как необходимого условия развития индивидуальности учеников.

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"

Доклад для педагогического совета "Создание ситуации выбора на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2017