Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.09.2018
Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений учиться ( это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и формирование у детей мотивацию к обучению ) ? - об этом рассказывается в докладе ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ                                                                                    Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.. Изменения, происходящие в современной   социальной   жизни,   вызвали   необходимость   разработки   новых   подходов   к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем,   когда   создавалась   ранее   действующая   система   образования.   Таким   образом, очевидно,   что   начальное   образование   требует   новых   подходов,   которые   заложены   в государственных стандартах второго поколения. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во­первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во­вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  Если   в   начальной   школе   у   учащихся   универсальные   учебные   действия   будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.   Данные  виды  УУД   формируются  также   в  процессе   изучения  различных   учебных дисциплин.  Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи,   и   сначала   вместе   с   учителем,   а   затем   самостоятельно   он   объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения   этой   учебной   задачи:   определить   количество   звуков   в   слове,   установить   их последовательность,   проанализировать   качество   каждого   звука   (гласный,   согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В   начале   обучения   все   эти   действия   выступают   как   предметные,   но   пройдет   немного времени,   и   ученик   будет   использовать   алгоритм   действия,   работая   с   любым   учебным содержанием.   Теперь   главным   результатом   обучения   становится   то,   что   школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по­другому.   В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания   смысла   процесса   обучения   и   воспитания.   Теперь   учителю   необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но   и   как   процесс   развития   личности,   принятия   духовно­нравственных,   социальных, семейных и других ценностей.   На уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие,  можно использовать схемы­опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует   каждый   учитель   при   составлении   краткой   записи   к   задачам.   Причем   в зависимости   от   условия   задачи   схема   видоизменяется   самим   учеником.   Использование таких схем приносит положительные результаты. Необходимо отметить, что в современной учебной   литературе   для   начальной   школы   содержатся   варианты   заданий   на   отработку отдельных   компонентов  приема  решения  задач. Так,  есть  задания  на анализ  текстов,  в частности требующих применения  различных типов логического  анализа  по работе над текстом задачи. В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических   действиях,   компонентах   действий   и   их   отношениях.   Пример   такого задания: «на рисунке изображены четыре одинаковых коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по   рисунку   составить   задачу,   которая   решается   с   помощью   умножения».   Во   многих учебниках   математики   имеется   небольшое,   к   сожалению,   число   заданий   по   переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.  Также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, круговые схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел. Комплект включает в себя карточки единиц   1­9,   карточки   круглых   десятков   10­90   и   карточки   круглых   сотен   100­900. Подобные карточки можно использовать и при работе с многозначными числами, а также при счете. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. На уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используется единая памятка Пишу грамотно. Кроме этого, пользуется карточки орфограммы. Ученики быстрее   запоминают   трудные   понятия,   формируется   алгоритм   ответа   при комментированном письме.   Все   это   помогает   ребенку   включать   в   процесс   запоминания   все   виды   памяти, материализует   орфографические   понятия,   позволяет   развивать   наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.   На уроках русского языка С целью формирования регулятивного универсального учебного действия ­ действия контроля, проводят самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся   предлагаются   тексты   для   проверки,   содержащие   различные   виды   ошибок (графические,   пунктуационные,   стилистические,   лексические,  орфографические).   А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.    На   протяжении   младшего   школьного   возраста   происходит   становление   такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Поэтому   ежедневно   необходимо   создавать   условия,   связанные   с   внедрением сотрудничества в обучение.  Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира можно проводить по технологии Педагогические мастерские в практике начальной школы, которая основана на работе   детей   по   группам.   Учащиеся   совместно   планируют   деятельность,   распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.   Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. Предлагают ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную   деятельность,   распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг друга и уметь договариваться.  Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь ­ речевое проговаривание учеником   выполняемого   действия.   Такое   проговаривание   позволяет   обеспечить выполнение всех звеньев действия  Формирования   регулятивных   УУД,   идёт   от   простого   к   сложному,   в   1   классе регулятивные   действия   под   руководством   учителя;   во   2   классе   идёт   переход   от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы, а в 3­м и 4­м классах дети   самостоятельно   организуют   свою   деятельность,   умеют   ставить   перед   собой   цель, добиваться её и давать оценку.  Итак, для формирования регулятивных действий возможны следующие виды заданий: преднамеренные ошибки  задания с «окошечком» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль заучивание наизусть материала в классе ищу ошибки контрольный опрос на определённую проблему. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый   ученик   должен   пройти   все   этапы   оценочной   деятельности   для   того,   чтобы осознать: 1.что нужно оценивать 2. зачем оценивать 3. какие формы оценок существуют. Оценивание   достижений   происходит   не  в   сравнении   с   другими,   а   с  самим   собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Приёмы оценочной деятельности (при без отметочном обучении) Дети   в   1   классе   оценивают   работу   по   заданным   учителем   критериям,   используя разные знаково­символические средства. Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: Нижняя – не понял, 2­я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно. Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё. Сайлики – весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные). Также   используется   проектная   технология.   Это   система   учебно­познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и   коллективных   действий   учащихся.   Проектная   деятельность   осуществляется   по следующей схеме: Задумал ­>спроектировал ­>осуществил ­>(т.е. получил продукт) Но необходимо помнить, что объять необъятное невозможно, поэтому должны быть чётко сформулированы цели и задачи проектов. Большое внимание на уроке необходимо уделять этапу рефлексии, поскольку новое учебное  действие   зафиксируется   только  тогда,  когда   произойдёт  осознание  учащимися результата   своей   учебной   деятельности.   Для   достижения   данной   цели   предлагаю вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось их открыть. Для развития самооценки своей работы на уроке использую приём   незаконченных   предложений.   Эти   предложения   всегда   находятся   перед   глазами детей, и они уже умеют выстраивать фразы по заданному началу. Обязательным условием является объяснение причины той или иной самооценки (почему?). Следует отметить, что первоначально дети пользовались исключительно фразами «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить   себя   (или   одноклассников)   за   то…»,   «Мне   было   интересно…».   Однако систематическая   работа   даёт   свои   результаты,   и   сейчас   первыми   звучат   слова   «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…». А главное, дети не боятся говорить о своих трудностях.  Как сформировать Универсальные учебные действия?   Список технологий формирования УУД   1.   Для   развития   умения   оценивать   свою   работу   дети   вместе   с   учителем разрабатывают   алгоритм   оценивания   своего   задания.   Обращается   внимание   на развивающую   ценность   любого   задания.   Учитель   не   сравнивает   детей   между   собой,   а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.   2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.    3.   Учитель   обучает   детей   приемам   работы   в   группах,   дети   вместе   с   учителем исследуют,   как   можно   прийти   к   единому   решению   в   работе   в   группах,   анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.   4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.    5.   Учитель,   создавая   проблемную   ситуацию,   обнаруживая   противоречивость   или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.   6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.   7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией ­   пересказу,   составлению   плана,   знакомит   с   разными   источниками,   используемыми   для поиска  информации. Детей учат способам эффективного  запоминания. В ходе учебной деятельности   развивается   память   и   логические   операции   мышления   детей.   Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.   8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом   и  его  анализом.  Учитель   использует  проектные   формы  работы   на  уроке  и внеурочной деятельности.   9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.    10.   Учитель   учит   ребенка   ставить   цели   и   искать   пути   их   достижения,   а   также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.    11.   Учитель   учит   разным   способам   выражения   своих   мыслей,   искусству   спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.    12.   Учитель   организует   формы   деятельности,   в   рамках   которой   дети   могли   бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять   роли   и   обязанности,   работая   в   коллективе.   При   этом   учитель   активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками,   учениками   и   учителем.   В   их   совместной   деятельности   у   учащихся формируются общечеловеческие ценности.    14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.   15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.    Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников   учебных   умений,   которые   вносят   существенный   вклад   в   развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018