Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"
Оценка 5

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
18.04.2018
Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"
Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в учебно-воспитательный процесс в начальной школе". Автор знакомит со страегиями критического мышления:синквейн, концептуальное колесо, корзина идей, кластер, инсерт, карусель, галерея, концептуальные таблицы. Учителя знакомятся с технологией постановки вопросов.Учителям предлагаются памятки, со значением интеграции технологии в учебный процесс.Обучение критическому мышлению
для заседания МК начальных классов .doc
Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе Изучая материал модуля «Обучение критическому мышлению», я определила для себя эффективный способ развития критического мышления школьников через их стимулирование к доказательствам на основе собственного опыта [1. С. 154]. В течение всех уроков я не просто предлагала им задания, а просила аргументировать свою точку зрения. Разрабатывая уроки, продумывая   задания,   я   опасалась   того,   что   мои   ученики   не   умеют   и   не   смогут   давать аргументированные   ответы.   Но   мои   опасения   оказались     напрасны,   ребята   успешно справлялись   с   предложенными   заданиями,   успешному   их   выполнению   способствовала групповая   и   парная   работы.   Ребята,   обсуждая   проблему   в   паре   и   группе,   анализировали предложенный материал, делали выводы, доказывали свою точку зрения товарищам, не боясь допустить ошибки. Получив опыт обсуждения в группах,  ребята без опасений предлагали и аргументировали свой выбор решения предложенной задачи. Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Д.Клустер выделяет следующие параметры критического мышления: критическое мышление есть мышление самостоятельное; критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации [2. С. 9]. Основываясь на данные параметры, я использую на уроках стратегии критического мышления  направленные на развитие умений самостоятельно  формулировать предположения   и   идеи,   выбирать   необходимую   информацию,   оценивать   и   анализировать доказательства, делать обоснованные выводы, пересматривать свои взгляды и предположения.  Стратегию развития критического мышления «Синквейн» с успехом можно применять в   начальных   классах   на   уроках   литературного   чтения,   познания   мира,   русского   языка. Подобная   работа:   обогащает   словарный   запас   ученика;   подготавливает   его   к   краткому пересказу;   учит   формулировать   идею   произведения   (4­я   строка   синквейна).   Хочется подчеркнуть, что синквейны очень полезны в качестве: инструмента для синтеза и обобщения нужной   информации;   средства   оценки   словарного   запаса   учащихся;   средства   творческого самовыражения; позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на короткое время) творцом и философом.  Прием  «Концептуальное   колесо»  эффективно   использовать   на   этапе   актуализации знаний.   Учащимся   необходимо   подобрать   синонимы   к   слову,   находящемуся   в   ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. «Корзина» идей. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии   урока,   когда   идет   актуализация   имеющегося   у   них   опыта   и   знаний.   Он   позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Так как  критическое мышление предполагает готовность учащихся к воображению, то в   групповой   работе   можно   проследить   творческий   процесс   учащихся   над   составлением кластера, который мы составляли на каждом уроке познания мира, но по различным темам. «Составление   кластера»   это   способ   графической   организации   материала, позволяющий   сделать   наглядными   те   мыслительные   процессы,   которые   происходят   при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: ­   Посередине   чистого   листа   (классной   доски)   написать   ключевое   слово   или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  ­   Вокруг   «накидать»   слова   или   предложения,   выражающие   идеи,   факты,   образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).  ­   По   мере   записи,   появившиеся   слова   соединяются   прямыми   линиями   с   ключевым понятием.  ­ В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: – не бояться записывать все, что приходит на ум; давать волю воображению и интуиции; – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; –   постараться   построить   как   можно   больше   связей.   Не   следовать   по   заранее определенному плану.  «Инсерт»    –   это   маркировка   текста   по   мере   его   чтения. Применяется   для   стимулирования   более   внимательного   чтения.   Чтение   превращается   в увлекательное путешествие. 1.   Чтение   индивидуальное.   Читая,   ученик   делает   пометки   в   тексте: V – уже знал, + – новое, – – думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Узнал новое (+)   Думал иначе (–)   Уже знал (V)     Записи  делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут Есть вопросы (?)   иметь мини­конспект.  Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на   трудные   вопросы,   фиксируя   при   этом   на   доске   в   таблице   ИНСЕРТ. Активное   чтение   способствует   развитию   умения   классифицировать,   систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегия «Инсерт»  используется при изучении нового материала, когда у учащихся есть   знания   в   этой   области,   но   на   данном   уроке   они   должны   расширяться,   уточняться. Стратегия «Инсерт»: ­   развивает   у   учащихся:   логическое   мышление,   алгоритмическую   культуру, критическое   мышление,   умение   проводить   исследование,   решать   проблему,   рассматривать несколько   возможностей   ее   решения,   сотрудничая   с   другими   людьми,   умение   работать   с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;  ­ обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;  ­   стимулирует   учащихся:   свободно   выражать   свое   мнение,   не   боясь   критики   или опровержения;   быть   любознательными;   воспитывает:   способность   размышлять   о   своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность. Стратегия «Карусель» Групповая   работа.   Формулируются   проблемные   вопросы   открытого   характера   по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.       Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что   подлежит   сравнению,   а   по   вертикали   различные   черты   и   свойства,   по   которым   это сравнение происходит: Заполните свой «дневник исследователя»: Что я знаю о тундре? Что я узнал нового о тундре? Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время   пауз   и   остановок,   учащиеся   заполняют   правую   колонку   «дневника   исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Таблица «Что? Где? Когда? Почему?».  Таблица заполняется на этапе закрепления учебного материала по ходу работы с информацией. Кто?     Что?     Где?     Когда?     Почему?     Прием работы с таблицей  «Плюс, минус, интересно»  формирует навыки анализа и классификации   изучаемой   информации.   Заполняя   такую   таблицу,   учащиеся   учатся   точно работать с информацией, не искажая её смысла. Пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, ­ это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен   на   актуализацию   эмоциональных   отношений   в   связи   с   текстом.   По   ходу   чтения предлагается фиксировать в соответствующих столбцах таблицы информацию, отражающую положительные   и   отрицательные   последствия   явления,   информацию,   которая   просто заинтересовала читателя.  Плюс Минус Интересно Информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер  + Информация негативного характера ­ Наиболее интересные и спорные для ученика факты  ! ? При   использовании   данного   приема   информация   не   только   более   активно воспринимается,   систематизируется,   но   и   оценивается.   Подобная   форма   организации материала   позволяет   провести   обсуждение,   дискуссию   по   спорным   вопросам.   Иногда   при использовании приема внимание учащихся целесообразно намеренно направлять сначала на «Плюс»,   потом   на   «Минус»,   затем   на   «Интересно».   При   этом   полезно   и   может   быть применимо ограничение по времени (2­5 минут). В тоже время позволительно не соблюдать временных ограничений и думать, пока думается. Иногда это больше по времени, чем 5 минут, иногда ­ меньше чем 2.  «Техника постановки вопросов»   Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по­настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.  «Тонкие вопросы» «Толстые вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно   ли   изменить   роли   так,   чтобы   сделать   их Согласны ли вы… Верно… противоположными… Что еще можно использовать вместо данного    объекта?     Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой­либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.       «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы  — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». 2.   Уточняющие   вопросы.  Такие   вопросы   обычно   начинаются   со   слов:   «То   есть   ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.  3.   Интерпретационные   (объясняющие)   вопросы.  Обычно   начинаются   со   слова «Почему?» и направлены на установление причинно­следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4.   Творческие   вопросы.  Данный   тип   вопроса   чаще   всего   содержит   частицу   «бы», элементы   условности,   предположения,   прогноза:   «Что   изменилось   бы   ...»,   «Что   будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?». 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». «Дерево предсказаний»   Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя   Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.  Правила   работы   с   данным   приемом   таковы:   ствол   дерева   –   тема,   ветви   – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество   «ветвей»   не   ограничено),   и,   наконец,   «листья»   –   обоснование   этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. аргументы предположения Т Е М А «Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления. Класс делится  на 6 групп. Каждой   группе   вверяется   одна   из   шести   шляп.   Предлагаю   представить   свой   опыт,   свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация.   Только   факты.   Уточняются,   при   необходимости   конкретизируются, подбираются новые данные. Желтая шляпа:  Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов. Черная шляпа:  Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против. Красная шляпа:  Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений. Зеленая   шляпа:  Фокусировка   на   творчестве,   альтернативах,   новых   возможностях   и идеях. Синяя   шляпа:  Управление   мыслительными   процессами.   Организация   мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? 1 группа. Белая шляпа. ­   С   помощью   энциклопедий   и   атласа­   определителя     расскажи   о   растениях   только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. ­ Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа.  ­Докажите:   если   бы   на     Земле   не   росли   растения,   в   воздухе   совсем   не   было   бы кислорода. Используйте материал учебника  4 группа.  Красная  шляпа. ­   Подумайте,   какое   эмоциональное   состояние   вы   испытываете,   когда   видите,   как вокруг гибнут растения? 5 группа.  Зелёная шляпа. ­   Что   бы   вы   сделали   для   того,   чтобы   наша     Земля   зеленела   с   каждым   годом   и становилась всё краше и краше? 6 группа. Синяя шляпа. ­ Обобщите высказывания других групп. Прием "Кубик" Данный прием используется на этапе закрепления материала. Этот приём: позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это) Ученики   делятся   на   группы.   Учитель   бросает   кубик   над   каждым   столом   и   таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся   могут   писать   письменные   эссе   на   свою   тему,   могут   выступить   с   групповым сообщением. ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ НА КАЖДЫЙ УРОК: 1.     Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений. 2.     Начинайте задания в общей формулировке, это вам поможет: А)      увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности; Б)       создать ситуацию помощи менее успевающим учащимся через сильных; В)       сформулировать задание более конкретно. 3.     Держите паузу после постановки задания. 4.     Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика. 5.     Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного. 6.     Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания. 7.     Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников. 8.      Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения, на какие моменты нужно обратить внимание. 9.     Правильное выразительное чтение на любом уроке. 10. Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы. Использование стратегий критического мышления на уроках позволяет создать условия для формирования умений и навыков работы с информацией:  ­ находить, осмысливать, использовать нужную информацию;  ­   анализировать,   систематизировать,   представлять   информацию   в   виде   кластера, таблицы;  ­   сравнивать   объекты,   при   этом   самостоятельно   выявлять   признаки   или   линии сравнения;  ­   выявлять   проблемы,   определять   возможные   пути   их   решения,   вести   поиск необходимых сведений, используя источники информации.  Конечно, нельзя говорить о том, что за несколько уроков у учеников будет развитое критическое   мышление.   Для   этого   потребуется   время,   возможно,   не   один   учебный   год. Однако,   проанализировав   свою   практику,   я   пришла   к   выводу,   что   развитие   критического мышления на уроках очень важно. На   уроках   с   применением     стратегий   критического   мышления   ученики   не   сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока;  они думают, рассуждают,  делятся рассуждениями  друг с другом; могут работать совместно, групповое рассуждение   помогает им найти выход из создавшихся трудностей, и школьники осознают, какую помощь им при этом оказывают одноклассники. Стратегии критического мышления позволяют  осознать каждому ребенку собственную уникальность и создают условия для его саморазвития.   Необходимо   развивать   критическое   мышление,   так   как   это   способствует  повышению эффективности восприятия информации, повышению  интереса, как к изучаемому материалу,   так   и   к   самому   процессу   обучения,   умению   критически   мыслить,   умению ответственно   относиться   к   собственному   обучению,   умению   работать   в   сотрудничестве   с другими, желанию и умению учиться. Чтобы   научить   учащихся   мыслить   критически,   преподаватель   сам   должен   обладать критическим   мышлением.   Процесс   критического   мышления   включает:   сбор   релевантной информации; оценку и критический анализ доказательств; обоснованные выводы и обобщения; пересмотр   предположений   и   гипотез   на   основе   значительного   опытах   [1.   С.   154].   После каждого проведенного урока я анализирую, размышляю над тем, чему мои ученики научились, что   получилось   на   уроке,   а   что   нет   и   по   какой   причине;   проводя   анализ   работы   моих первоклассников на уроке, я нахожу пути развития школьников,  планирую дальнейшую свою работу по устранению недостатков в процессе обучения.

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» в УВП в начальной школе"

Доклад "Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению»  в УВП в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018