Доклад "Интеграция в начальной школе".
Оценка 4.7

Доклад "Интеграция в начальной школе".

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
05.07.2017
Доклад    "Интеграция в начальной школе".
В докладе даётся понятие, что такое интеграция. Предлагаются разные подходы реализации интеграции в содержании образования. Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции.На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо хорошо готовиться. Трудно переоценить пользу и значение для формирования целостного образа мира и развития личности.Дано понятие, что такое интеграция и как можно её применить на уроках в начальной школе из опыта работы.
Интеграция в начальной школе.doc
Интеграция в начальной школе.        Формирование у учащихся начальной школы  представления о целостной картине мира сегодня невозможно, на наш взгляд, без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея интеграции возникает на основе   всеобщности   и  единства   законов   природы,  целостности   восприятия субъектом окружающего мира.         Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что   они   обеспечивают   возможности   эффективного   использования   процесса интеграции.   Интеграцию   мы   понимаем,   как   процесс,   в   ходе   которого разобщенные   элементы   посредством   синтеза   объединяются   в   систему, обладающую свойством целостности.                  Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые   и   практики   в   различных   областях   знания.   Психологическим основанием   процесса интеграции   могут являться идеи   Ю.М.Самарина  об ассоциативном мышлении,  сущность которых в том, что любое знание – это   система   ассоциаций.   Разрабатывая     общетеоретическую   модель интеграции,   Ю.М.Лотман   вводит   понятие  интеграционный   механизм. А.Я.Данилюк   на примере интеграции культурных областей в гуманитарных дисциплинах выделяет  четыре вида интеграционных механизмов: метаязык, акцентуация   содержания,     задание   правил   поведения,   креолизация учебных языков.                Внимательно рассмотрев все определения, мы можем заключить, что наличие однотипных частей или элементов и  возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция».   Интеграция   –   это   объединение   в   рамках   программы,   учебника   или отдельного   урока   материала   из   разных   учебных   курсов,   изучающих общие явления, но с разных сторон и имеющих общую научную основу.   личностный,     Предлагаются   разные   подходы   реализации   интеграции   в   содержании образования: социальный, антропологический,   культурологический.   Известны   разные   типы интеграции: исторический,    создание   учебных   курсов,   объединяющих   несколько   дисциплин одного цикла;    группировка   учебных   предметов   вокруг   общественно   значимой проблемы. Причины   и   основания   для   объединения   учебных   предметов   могут   быть различны, и в школьной практике все более прочные позиции завоевывают интегрированные   учебные   курсы.   Но   если   разработкой   интегрированных курсов   должен,   по   моему   мнению,   заниматься   творческий   коллектив,   то проведение   интегрированных   уроков   под   силу   каждому   учителю. Интегрированный   урок,   как   отмечают   многие   учителя,   способствует личностно   значимому   и   осмысленному     восприятий   знаний,   усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.       На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо:  познакомиться   с   психологическими   и   дидактическими   основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;  выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;  определить связи между сходными  элементами знаний;  изменить   последовательность   изучения   тем,   если   в   этом   есть необходимость;  получить   консультацию   учителя   предметника,   если   на   уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель не ведет. Интеграция   нужна   и   возможна   в   начальной   школе.   Во­первых,   учителя начальных классов   ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти   к   целостному   обучению   и   воспитанию,   к   проведению интегрированных   уроков.   Во­вторых,   у   младших   школьников   заложены большие потенциальные возможности  для интеллектуального  развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.                           Использование   в   уроке   межпредметных   связей   позволяет специфичные   для   отдельных   предметных   областей   способы   действий   под влиянием   переноса   их   на   смежные   дисциплины   трансформировать   в обобщенные умения учащихся. Так, научившись  различать по характерным признакам   звуки   и   буквы   на   уроках   русского   языка   или   отличать разножанровые   произведения   в   родной   речи,   учащиеся   способны   грамотно классифицировать   по   систематическим   группам   растения   и   животных, находить отличительные особенности   сообществ или природных зон.   Эти примеры   предметных     умений   включают   общие   действия,   которые определяются  познавательной целью – распознать, различить, разделить.                        Систематическое использование   интегрированных знаний создает возможности   широкого   применения   дидактического   материала   и   средств наглядности.              Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции?  Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как   мастерская   одного   цвета,   а   не   был   бы   похож     на   одеяло,   сшитое   из лоскутков.                         Наиболее   гибкими   к   интегрированию   являются   предметы гуманитарного   цикла.   Возможны   такие   сочетания:   чтение   и   русский   язык; чтение   и   окружающий   мир;   чтение   и   внеклассное   чтение,   чтение   и изобразительное искусство, чтение и музыка, окружающий мир и риторика; чтение   и   риторика;   русский   язык   и   окружающий   мир,   русский   язык   и здоровье.             Привлечение  произведений художественной литературы к изучению различных предметов обогащает учебный процесс. Умело включенный  в урок литературоведческий   материал     оживляет   рассказ   учителя,   пробуждает интерес   у   учащихся.   Образная,   яркая   речь   художественных   текстов, содействует эстетическому воспитанию детей. Например, на уроке по теме «Растения   весной»   целесообразно   использовать   отрывок   из   рассказа М.Пришвина «Как распускаются разные деревья» и рассказ «Березовый сок». Практика использования художественной литературы на уроках окружающего мира   подтверждает   эффективность   и   целесообразность   этого   приема активизации познавательной деятельности учащихся.                  Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствует более яркому   и   образному   восприятию   действительности,   а   художественное творчество   дает   возможность   ребенку   выразить   свое   отношение   к литературному произведению в доступной для него форме. Например, тема интегрированного   урока   «Красота   родной   природы   в   творчестве   русских поэтов и художников.             Наибольшие трудности при построении сценария интегрированного урока   учителя   испытывают     в   соединении   математических   и природоведческих   знаний.   Поэтому     по   ходу   урока   учителю   необходимо создавать проблемные ситуации, проводить повторительные беседы о телах и явлениях   природы.   Например,   в   содержании   задач   по   математике   на определении скорости движения были введены растительные сообщества: луг, лес, водоем, куда учащиеся отправились различными видами транспорта. Дав определение каждому из сообществ с точки зрения экологии, выяснив характерные   их   признаки,   дети   вычислили   скорости   полета   бабочки   и стрекозы   над   растениями   луга,   установили   сходства   и   различия     данных насекомых.   На   водоеме   сравнили   скорости   водоплавающих   птиц   и   их приспособительные свойства для обитания на воде, а в лесу высчитали каких деревьев больше всего. Установили название лесного сообщества как дубравы и   определили,   с   какой   скорость   заяц   убегал   от   волка.   В   конце   урока построили   геометрические   фигуры   для   каждого   сообщества   и   определили периметр прямоугольника, ограничивающего дубраву.                         От учителя требуется   тщательная отработка всех этапов урока, введение определенных наглядных пособий, четкая формулировка вопросов, постановка конкретных заданий и анализ их выполнений.                           Таким   образом,   интегрирование   природоведческих   знаний   в общеобразовательные дисциплины углубляет содержание урока, повышает его познавательное значение, активизирует деятельность учащихся, пробуждает в них   интерес   к   познанию   жизни   природы,   а   учителю   предоставляется возможность показать свой высокий профессионализм. Можно включать в уроки чтения русского языка и математики материалы,   затрагивающие   темы   по   истории.   Так   темой   интегрированного урока  по математике и  истории может  быть «Решение  задач  на  встречное движение. Петр 1 и Петровская Россия».                       Стоит отметить, что программа и учебник могут быть целиком интегрированными, а могут содержать лишь элементы интеграции. Например, в образовательной системе «Школа 2100» большая часть учебников являются интегративными.   Однако   хочется   предупредить,   что   чрезмерное   увлечение   интеграцией, попытки   соединить   в   один   курс     предметы,   имеющие   разную   научную   и методологическую основу, по формальным признакам   могут нанести вред развитию   ребенка.   Трудно   переоценить   и   их   ползу   и   значение   для формирования целостного образа мира и развития личности.

Доклад "Интеграция в начальной школе".

Доклад    "Интеграция в начальной школе".

Доклад "Интеграция в начальной школе".

Доклад    "Интеграция в начальной школе".

Доклад "Интеграция в начальной школе".

Доклад    "Интеграция в начальной школе".

Доклад "Интеграция в начальной школе".

Доклад    "Интеграция в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2017