Доклад из опыта работы
Оценка 4.8

Доклад из опыта работы

Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
Детсад
03.12.2018
Доклад из опыта работы
Доклад на тему "Воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, семье, людям разных национальностей" . Существует множество средств воспитания гуманных чувств у до¬школьников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за жи-вотными и растениями, художественная литература. По¬ложительные персона-жи и герои художественных произведений вызы¬вают у детей симпатию, чув-ство радости, желание подражать им.
Воспитание гуманного отношения Лена.docx
Воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, семье, людям разных национальностей Балаларда қоршаған ортаға, отбасына, әртүрлі ұлт өкілдеріне адамгершілікпен қарау сезімін тәрбиелеу      Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у  ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства ­ это  эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных,  природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании,  милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить  по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку,  способности чем­то пожертвовать ради другого. Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее  сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Поэтому я  стараюсь выражать одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его  доброжелательного отношения к сверстнику, поощряю дружные совместные игры,  стремление выручить товарища, оказать помощь; я считаю, что очень важно,  искренне разделять радость детей при удачном завершении трудного для них дела,  чаще поощряю робких детей, которые боятся неудач.   При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать  способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии  общей эмоциональности ребенка. Взрослый должен учитывать, что рождение  сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд  вопросов детей: «Тебе больно?», «Котенок­котенок, а тебе не холодно зимой без  валенок?», «Почему ты печальный?» Дети чутко реагируют на проявления  доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым,  отзывчивым.       В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших  дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к  осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря  беседам на этические темы я имею возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость»,  «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед  могу  ставить детей перед выбором поступка. В этой связи формулирую вопросы с  нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность,  самостоятельность в решении поставленной задачи. Детям задаю вопросы типа  «Что бы ты сделал, и что бы сказал?» и предлагаю различные ситуации, например:  «Если ты увидел, что взрослый что­то уронил? Если ты сидишь в автобусе, а на  ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось?  Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к  соседям одолжить что­нибудь? Если ты вошел в детский сад, и там встретил  родители твоих товарищей по группе?» и т.д. В своей практике такие беседы я провожу как в организованной учебной  деятельности со всеми детьми, так и только с некоторыми, а также индивидуально  в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Это могут быть и краткие  вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к  оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью, но и их целесообразно  обсуждать коллективно. В процессе беседы дети высказывают свои суждения и  выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если  необходимо, могут отказываться от первоначального мнения. От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми  обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому я стараюсь не  навязывать своего мнения, а побуждать ребят к размышлению, к высказыванию  собственного мнения.  Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие  для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно  обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе  трудились на участке», «Как нас выручил Саша», «Даша – моя помощница», «За  что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д. Я направляю суждения  детей (с помощью наводящих вопросов) так, чтобы в них содержались  высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значить хорошо  дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.); что,  значит, проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно,  оказывать помощь); что, значит, проявить справедливость (уметь поровну  разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли  и т.д.); что значит, поступить по­товарищески (проявлять заботливое отношение  друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д.        Для наиболее полноценного осмысления нравственной ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить,  чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно­этической  проблемы.      Стараюсь сделать так, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт  детей, их жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких знакомых для  каждого ребенка ситуаций.      Никита забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать завод. Для  Данила почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Никите:      ­ Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много. ­ Да я дал бы, но, видишь, огромный завод строю! ­ А ты,  не строй большой завод, тогда и мне строителя хватит.      ­ Ишь ты, какой хитрый, ­ отвечает Никита. – Отдам, а если мне не хватит?  Знаешь, сделаем так: ты, Данил, жди пока я построю… а что останется – отдам  тебе.     Такая ситуация дает возможность поставить перед детьми много вопросов,  поговорить с ними о справедливости, товариществе, дружбе. Можно спросить  ребят: как поделил Никита строительный материал? Правильно ли он поступил,  взяв себе больше, а Данилу отдав меньше? Почему вы так считаете? Как решил  Данил выйти из положения? Что он предложил? Кто же хитрил из мальчиков?  Почему вы так думаете? Справедливое ли предложение: «Ты, Данил, жди пока я  построю… а что останется – отдам тебе?» Почему вы так считаете? А как бы вы  поступили? Как поделить строительный материал по справедливости? А может  быть и не стоило делить его, а поступить иначе? Как? Такие беседы с детьми способствуют развитию воображения и мышления. Дети  способны оценивать мораль художественных произведений, способны оценить  характер и поступки героев.      Иногда   после   проведенной   беседы   с   детьми,   я   стараюсь   создать соответствующую   ситуацию,   например,   поухаживать   за   больным   ребенком   или животным, создать совместный подарок для именинника, помочь друг другу на занятиях и др.     Главным условием в воспитании гуманности у детей является положительный  пример взрослого. Необходимо увлекать детей своими чувствами, переживаниями, эмоциями.      Стимулирование гуманных проявлений детей требует одновременно и развития  их правильных представлений о гуманных чувствах.       Приведу пример работы над формированием у детей правильных представлений о таком гуманном чувстве, как доброта. Вот в какой последовательности она  проходила.  Беседа на тему «Что значит быть добрым?». Программное содержание беседы:  формировать у детей представление о том, что добрый человек всегда помогает  другим, не обижает их. Воспитывать у дошкольников желание быть добрыми,  учить их заботиться о других.  1) Чтение рассказов о добрых поступках людей, например В. Осеевой «Три  товарища», «Просто бабушка», Л. Толстого «Два товарища».  2) Демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки  людей. В процессе работы мы старались обогащать активный словарный запас  дошкольников, вводя в него такие слова: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»;  выражения типа: «Если всегда будешь таким добрым, у тебя будет много друзей»,  «Так поступают только добрые, хорошие люди».  3) Разучивание пословиц и поговорок. Например: «Друг тот, кто в беде руку  подает», «Если сам добрый, то добротой и тебе ответят», «Кто быстро помог, тот  дважды помог», «С добрыми людьми всегда хорошо живется».  4) Проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  «Путешествие в страну добрых дел и слов».  5) Кроме того, детей систематически стимулировали к совершению добрых  поступков (для наглядной демонстрации в группе на стенде приклеили кармашки  для каждого ребенка, куда вкладывали по красной гвоздике за каждый хороший  поступок. У того, кто в течение дня был самым отзывчивым и добрым, «вырастал»  целый букет цветов).        Важно было также, насыщать свое отношение гуманными проявлениями к  детям, замечать их добрые дела, не оставлять без внимания проявления ими  доброты, чуткости; на добрый поступок ребенка реагировать положительной  оценкой, одобрением, улыбкой, похвалой: «Какие добрые, хорошие у нас дети!»,  «Как правильно и по­доброму они поступают, помогают друг другу», «Молодцы,  славные ребята».        Таким образом, стимулирование детей в добрых начинаниях, целенаправленное обучение их эмоционально­выразительным средствам передачи собственных  переживаний, наряду с развитием правильных представлений о гуманных сторонах  жизни человека — таков путь формирования гуманных чувств у дошкольников. Существует множество средств воспитания гуманных чувств у дошкольников.  Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно­ролевая игра, уход за  животными и растениями, художественная литература. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство  радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с  воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите.  Залогом успешности воспитания гуманных чувств у детей будет являться  постоянное взаимодействие с семьей.     Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к  родителям. Очень важно воспитывать у дошкольников уважение и интерес к своей  семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к  матери. Воспитывая у детей чувство любви и уважения к родителям, я только на  конкретных примерах могу объяснить им, в чем должны проявляться их забота и  доброе отношение к взрослым Доброй традицией стало у нас поздравлять наших  мам, бабушек, сестер с 8 Марта. Праздник этот — своеобразная дань  благодарности мамам за их заботу и любовь. К празднику мы приурочиваем много  интересных мероприятий: это конечно утренник с поздравлениями для мам;   изготовление подарков; рисование портретов « Моя мама — самая красивая».      Очень интересно у нас проходит организованная учебная деятельность на темы  «Моя семья», «Традиции моей семьи». Дети приносят альбомы с фотографиями  членов семьи, рассказывают о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Это  воспитывает гордость за родных людей, вызывает у детей желание продолжать  добрые семейные традиции.       Очень сближают детей и родителей такие мероприятия, как конкурсы  «Мастерская Дед Мороза», «Мама, папа, я — спортивная семья».      Важным средством воспитания гуманных чувств у детей является общение с  животными, поэтому так важно присутствие в доме животных. Постоянная  практика заботы о животных и ежедневное общение с ними укрепляют гуманные  чувства детей: делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственно­ сти за судьбу живого существа. Рассказывая о членах своей семьи, дети не в  последнюю очередь называли и своих домашних питомцев. Беседуя с Данилом, я  поняла, он считает, собаку ­ лучшим защитником в семье. В роли защитника собака занимает второе почетное место после папы. Мотивация такой высокой оценки  такова: «С собакой не так страшно оставаться в комнате, даже если в доме погас  свет». А по мнению Даши ее кошка почти такая же ласковая, как мама. С кошкой  можно поделиться как с членом семьи. Дети часто так и считают животных  полноправными членами семьи. Приписывают своим друзьям­животным  человеческие черты: они обращаются и разговаривают с ними, также как с мамой,  папой, братом, сестрой или своими сверстниками. И в случае возникновения  проблем большинство детей предпочитают обратиться не в последнюю очередь к  кошке или к собаке. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому  существу ­ это залог гуманного отношения к людям.       Гуманное  отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в  первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые  находятся рядом с ним. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,  поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за  землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру  своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в  дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.     Данные задачи решаются мною во всех видах детской деятельности: на  организованной учебной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как  воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его  взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.     В разделы по ознакомлению с окружающим миром, самопознанию, экологии  включаем темы, помогающие знакомить детей с прошлым и настоящим нашего  города, с природой своего края, особенностями быта и трудом людей своего  города, своей страны, соседними государствами. Стараюсь построить работу с  детьми так, чтобы каждый воспитанник проникся гордостью за свой родной край,  почувствовал себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Не забываю  подчеркивать, о том, что наша Родина многонациональна, показать, что дети  разных национальностей живут, так же как и они. Продолжаю и в общении, и в  труде, и в играх, и в быту, и на занятии знакомить детей с культурой людей разных  национальностей.  Средствами знакомства с культурой других народов являются различные  праздники, утренники «Рождественские колядки», «Наурыз – песни танцы и  айтыс», «Мы живем дружной, единой семьей» к 1 мая.  Знакомство с культурой  людей разных национальностей происходит в процессе ознакомления детей со  сказками разных народов. Я не только читаю их вместе с детьми, но и разыгрываем сказки и эпизоды. Пересказываем содержание произведения по мнемосхемам,  иногда придумываем новые повороты сюжета знакомой сказки. Сравниваем сказки  разных национальностей, находим сходства и различия в них, играем с детьми по  их сюжетам.   Таким образом, мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с культурой  других народов, воспитываем у них чувство толерантности и уважения к ним.

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы

Доклад из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018