Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»
Оценка 5

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
21.11.2017
Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»
Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы. Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:
Доклад.docx
Доклад «Модель выпускника»     Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть  ее выпускнику?    Поиск  целевой  установки  школы  связан  сегодня  не только   с   осмыслением   ее   предназначения,   но   и   с   моделированием   образа выпускника данной школы.     Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала   более   двух   тысяч   качеств   личности.   Что   делать?   Как   быть?   В школе   В.А.   Караковского   в   свое   время   нашли   такой   выход:   в   «рабочую модель»   выпускника   педагогический   коллектив   включил   только   семь интегрированных   качеств,   которые   счел   наиболее   актуальными   для социально­экономической и политической ситуации:   общественного.     2. Ориентированность на главные идейно­нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).    3. Высокий уровень самосознания.    4. Социальная ответственность.    5. Человечность, альтруистическая направленность.    6. Креативность, способность к творчеству.    7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.     1.   Гармония   индивидуального   и   социального,   гармония   личного   и    (В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,  стр. 74­80) При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу. Е.А.Ямбург придерживается на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость»на человека сегодняшнего. Выступая   за   «круглым   столом»   в1989   году,   он   отметил,   что   наши   беды начались   тогда,   когда   мы   поставили   перед   собой   задачу   формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.        Гармонии   не  получилось.   Тогда   мы   потихонечку   подменили   понятия   и вместо   «гармоническая   личность»   стали   говорить   «всесторонне   развитая» вроде бы стало скромнее.  И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик. «Мы все учились понемногу чему­нибудь и как­нибудь».      А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали,­продолжает Ямбург,­ каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему   мышлению,   нашей   душе.   Так,   может   быть,   следует   составить   « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что­то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя­новаторы размышляют,   спорят,   предлагают.   Стенограмма   выступлений   за   «круглым столом» М., 1989, стр.65­66).     Группа   молодых   ученых   Тверского   государственного   университета разработали   модель   личности   выпускника   образовательного   учреждения, которая:  Является составной частью модели образовательного пространства;  Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;  Основывается на Законе РФ «Об образовании»  Представляет   собой   идеал­ориентир,   на   который   должно   быть   направлено образование;  Выполнена в теоретико­деятельностном подходе в языке схематических изображений.       Основные моменты этой модели заключаются в следующем:      Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально­экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.     Под   самоопределением   понимается   процесс,   включающий   в   себя обязательные этапы:  Понимание человеком себя, своих потребностей;  Построение   представления   о   «внешнем»,   о   тех   требованиях,   которые   предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);  Соотношение   первого   (   «внутреннего»),   себя)   со   вторым   (   «внешней рамкой» );  Проверка на соответствие первого второму;  В   случае   совпадения   человек   осознанно   берет   на   себя   требования «внешнего» (например, деятельности).     Человек,   умеющий   осуществлять   в   своем   сознании   перечисленные   выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило,   ответственно   относится   к   деятельности,   не   испытывает неопределенности   и   дискомфорта,   одновременно   умеет   «Иметь   себя»   и уважительно   относится   к   иному,   адекватен   ситуации,   осуществляет неслучайный выбор.       Требуется   также,   чтобы   у   выпускника   была   сформирована   адекватная современному   уровню   образовательной   программы   (ступени   обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:  Нравственное,   т.е.   представление   о   человеческих   отношениях   между людьми;  Систему знаний о природе, обществе, человеке;  Определенный опыт деятельности;  Опыт творческой деятельности.       Готовность   к   самореализации   предполагает,   что   выпускник   в   условиях меняющейся  ситуации  способен  действовать,  анализировать  свои   действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию   своей   деятельности­   обращенность   к   культуре   обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и  мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.       Представленная   модель   может   рассматриваться   как   тот   ориентир,   на который   должно     быть   направлено   образование.   Логика   требует,   чтобы процесс     обеспечивал   достижение   результата,   конечного   продукта.   Таким образом,   становится   ясно,   что   процесс   образования   должен   не   только строиться   по   типу   передачи   предметного   знания,   предметных   умений   и навыков,   сколько   создавать   условия   для   формирования   и   развития способностей   ученика   к   деятельности,   самоопределению,   рефлексии, мышлению.      Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, ­ тем, что каждая школа функционирует   в   специфической     среде   и   качества   личности   выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке   цели   и   моделирования   личности   выпускника   школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»

Доклад к педагогическому совету по теме «Модель выпускника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017