В связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время.В связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время.
Литературное образование как основа формирования личности
школьника
«Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что
происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…,
пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению,
нет потребности в нём»
Ю. Ф. Карякин
В связи с развитием информационных технологий в современном мире
наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не
хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект,
нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад
педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей
при восприятии произведений художественной литературы. Современные
дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н.
Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без
хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»).
Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных
внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее
время.
При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности
учащихся. Как форма познания действительности художественная литература
расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно
эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и
нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка.
По мнению Ш. А. Амонашвили: «…полноценное, многостороннее развитие
личности невозможно без чтения духовно обогащающих книг» [4, с. 265].
Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его
знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств,
глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Под влиянием чтения у
детей формируются ценностные ориентации, которые выступают важнейшим
фактором мотивации поведения личности, влияют на процесс личностного
выбора и лежат в основе её социальных поступков.
Произведения художественной литературы развивают эмпатию, влияют на
социальный опыт. При чтении ребёнок проходит с героем весь путь. Он
сочувствует, переживает, радуется, огорчается, боится, совершает поступки.
Он как бы внутренне содействует персонажу. В результате этогосопереживания у ребёнка не только появляются новые знания и
представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к
окружающему: явлениям, предметам, людям.
Нравственное воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной
сферы. Ведь оно невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное
состояние другого человека и почувствовать его как своё.
Понятие об истинных ценностях, о хорошем и плохом поступке ребёнок
приобретает, знакомясь с героями сказок, рассказов, повестей. Таким
образом, возникает понимание нравственных норм, и формируются моральные
оценки и суждения.
Остановимся на младшем школьном возрасте, т. к. это один из самых
ответственных и при этом сложных этапов в жизни ребёнка. Это начало
школьной жизни. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению
социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение
которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений
ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно
он справляется с новыми требованиями. Переступая порог школы, ребёнок
приобретает позицию школьника и учебную мотивацию. При этом
познавательное развитие ребёнка уже позволяет ему стать учеником, а
личностное развитие свидетельствует о том, что психологически он всё ещё
остаётся дошкольником [1, с. 15].
Ведущей становится учебная деятельность, от результативности, которой
непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная
учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять
различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового
аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным
мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего
школьного возраста. Чтение литературы в этом возрасте становится
средством понимания своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам.
А. С. Макаренко подчеркивал: «Этот момент имеет большое значение в жизни
ребёнка. Ребёнок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает
неохотно, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставит
перед ним буква и самый процесс чтения.
С обучения грамоте начинается второй отдел детства – отдел, посвящённый
учёбе и приобретению знаний» [3, с. 87].
Учебная деятельность, необходимость взаимодействия в коллективе
сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению,заставляют учащихся осознавать некоторые свои особенности, оценивать их,
анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание
действительности. Таким образом, младшие школьники уже могут
сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками;
могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на
месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы в этом
возрасте становится не просто одним из способов получения информации, а
средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и
поступкам. У учащихся формируются некие эталоны поведения, которые
проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие ребёнка при
этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита
способность, соотносить свои действия с этическими эталонами.
Поэтому педагог должен уметь чётко определять, что ребёнок сможет
перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что
требует определённой коррекции. Не менее важно создавать оптимальные
условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и
реальное содействие в процессе взаимодействия друг с другом Для лучшего
восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии
педагог может использовать в своей работе следующие приёмы:
1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт
возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться
его эмоциями. Можно предложить комулибо из детей играть сначала одну, а
затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток
времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда
абсолютно противоположных.
2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом
учащимся предлагается обыграть конец истории, так как они считают
необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок
сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими
эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели
поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной.
3. Предложить ученикам находить ситуации во взаимоотношениях с
взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной
сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками
персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся
проблемных ситуаций.
4. Использование «техники незаконченных предложений». Используется
начало фразы литературного персонажа, в какойлибо проблемной ситуации, а
продолжить ее предлагается ученику.Итак, одним из факторов, влияющих на формирование личности младшего
школьника, является художественная литература. Она должна быть
приближена к современному миру ребенка, чтобы стать средством познания
себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой
одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой
нравственности.
Главное для учителя помнить, что все учащиеся звезды, маленькие
и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая
звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка
мечтает сиять. И наша задача помочь ученикам в этом.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Библиографический список
1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Издательство ПОР,
2000.
2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М. : Издательство РОУ, 1996.
3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – Минск. : Издательство
«Народная Асвета», 1978.
4. Мудрость воспитания / сост. Б. Д. Бим–Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.
– М. : Издательство «Педагогика», 1989.