Доклад "Литературное образование как основа формирования личности школьника"

  • Лекции
  • Научно-исследовательская работа
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 14.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время.В связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время.
Иконка файла материала пед совет.docx
Литературное образование как основа формирования личности  школьника «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими,  а не с ним самим, пока в чужом не узнает своё…,  пока не обожжётся этим открытием – до той поры нет интереса к чтению, нет потребности в нём»                                                                   Ю. Ф. Карякин В связи с развитием информационных технологий в современном мире  наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не  хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект,  нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Ещё лет двадцать назад  педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей  при восприятии произведений художественной литературы. Современные  дети не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н.  Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»).  Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных  внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее  время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности учащихся. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно­ эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и  нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка.  По мнению Ш. А. Амонашвили: «…полноценное, многостороннее развитие  личности невозможно без чтения духовно обогащающих книг» [4, с. 265]. Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его  знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств,  глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Под влиянием чтения у  детей формируются ценностные ориентации, которые выступают важнейшим  фактором мотивации поведения личности, влияют на процесс личностного  выбора и лежат в основе её социальных поступков. Произведения художественной литературы развивают эмпатию, влияют на  социальный опыт. При чтении ребёнок проходит с героем весь путь. Он  сочувствует, переживает, радуется, огорчается, боится, совершает поступки.  Он как бы внутренне содействует персонажу. В результате этогосопереживания у ребёнка не только появляются новые знания и  представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к  окружающему: явлениям, предметам, людям. Нравственное воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной  сферы. Ведь оно невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное  состояние другого человека и почувствовать его как своё. Понятие об истинных ценностях, о хорошем и плохом поступке ребёнок  приобретает, знакомясь с героями сказок, рассказов, повестей. Таким  образом, возникает понимание нравственных норм, и формируются моральные оценки и суждения. Остановимся на младшем школьном возрасте, т. к. это один из самых  ответственных и при этом сложных этапов в жизни ребёнка. Это начало  школьной жизни. Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению  социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным»  субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение  которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений  ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно  он справляется с новыми требованиями. Переступая порог школы, ребёнок  приобретает позицию школьника и учебную мотивацию. При этом  познавательное развитие ребёнка уже позволяет ему стать учеником, а  личностное развитие свидетельствует о том, что психологически он всё ещё  остаётся дошкольником [1, с. 15]. Ведущей становится учебная деятельность, от результативности, которой  непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная  учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять  различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового  аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным  мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего  школьного возраста.  Чтение литературы в этом возрасте становится  средством понимания своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. А. С. Макаренко подчеркивал: «Этот момент имеет большое значение в жизни ребёнка. Ребёнок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает неохотно, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставит  перед ним буква и самый процесс чтения. С обучения грамоте начинается второй отдел детства – отдел, посвящённый  учёбе и приобретению знаний» [3, с. 87]. Учебная деятельность, необходимость взаимодействия в коллективе  сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению,заставляют учащихся осознавать некоторые свои особенности, оценивать их,  анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание  действительности. Таким образом, младшие школьники уже могут  сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками;  могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на  месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы в этом  возрасте становится не просто одним из способов получения информации, а  средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и  поступкам. У учащихся формируются некие эталоны поведения, которые  проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие ребёнка при  этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита  способность, соотносить свои действия с этическими эталонами. Поэтому педагог должен уметь чётко определять, что ребёнок сможет  перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что  требует определённой коррекции. Не менее важно создавать оптимальные  условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и  реальное содействие в процессе взаимодействия друг с другом Для лучшего  восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии  педагог может использовать в своей работе следующие приёмы: 1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт  возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно предложить кому­либо из детей играть сначала одну, а  затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток  времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных. 2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом  учащимся предлагается обыграть конец истории, так как они считают  необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок  сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими  эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели  поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной. 3.  Предложить ученикам находить ситуации во взаимоотношениях с  взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками  персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся  проблемных ситуаций. 4. Использование «техники незаконченных предложений».  Используется  начало фразы литературного персонажа, в какой­либо проблемной ситуации, а продолжить ее предлагается ученику.Итак, одним из факторов, влияющих на формирование личности младшего  школьника, является художественная литература. Она должна быть  приближена к современному миру ребенка, чтобы стать средством познания  себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой  одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой  нравственности. Главное для учителя ­ помнить, что все учащиеся ­ звезды, маленькие  и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая  звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка  мечтает сиять. И наша задача ­ помочь ученикам в этом. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни! Библиографический список 1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Издательство ПОР,  2000. 2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М. : Издательство РОУ, 1996. 3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – Минск. : Издательство  «Народная Асвета», 1978. 4. Мудрость воспитания / сост. Б. Д. Бим–Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.  – М. : Издательство «Педагогика», 1989.