Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"
Оценка 5

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
Детсад
22.04.2019
Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"
Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ – не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Целью использования данной технологии является развитие, с одно й стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под¬вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос¬ти, стремления к новизне; исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Особенно важно развития мышления и речи у детей с задержкой психического развития, так как практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности. Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход конкретного мышления к абстрактному. Особенно актуально развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т.к. они затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения возникают при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии. Дети с ЗПР часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем. На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ — это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Свое общение с детьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого я приобщаю детей к ТРИЗу. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр — через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в разнообразных играх («Наоборот», «Хорошо-плохо», «Да-нетка», «Волшебная дорожка», «Маша-растеряша», «Теремок», «Обзывалочки», «Волшебный ящик» и др), с которыми детей знакомят девочка Любознайка, инопланетянин Тризик из волшебной страны. В играх у воспитанников формируется системно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение общих и различных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать новые несуществующие названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифицировать, работать по алгоритму. На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия с помощью «Волшебного треугольника». Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств и Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение . Предлагаемые методы и приемы помогают совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение. Предлагаем вашему вниманию варианты игр с детьми по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ технологии. Игра По кругу Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком Ход игры: Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок. Игра Паровоз Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза. Ход игры: Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок. Игра Что таким бывает? Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Воспитатель задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек. Игра Кто что делает? Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки на заданный звук Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Воспитатель задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д. Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др. Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход). Приемы фантазирования Коллаж из сказок: - придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. - знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств. - "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка. - сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”. - сказки от "живых” капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Работа педагога – предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды”, "Посуда рассказывает о своем рождении”, "История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?” В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе. C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума” Тренажер 1 1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему? Тренажер 2 Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой понашей программе , дополняет ее с получением большей эффективности в результатах. И хочется думать, что целенаправленная, системная работа поможет добиться поставленной цели и подготовить ребенка к развивающему школьному обучению, к решению жизненных творческих задач. Список использованной литературы 1 Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986 2 Волина В. В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994. — 448с. 3 Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. — 112 с. 4 Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Мн., 2000. 5 ПРОГРАММА по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста. Составители: Гуткович И. Я., Костракова И. М., Сидорчук Т. А., Ульяновск, 1994. 6 Самойлова А. Э. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. — Ульяновск, 1996 7 Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. — Ульяновск. 1996 8 Синицына Е. И. Умные занятия и игры. — М, 2002 9 Сидорчук Т. А., Лелюх C. B. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: АРКТИ, 2011. — 40 с: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)): Сидорчук Т. А., Лелюх C.B 10 Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.
мет нар речи готов.doc
Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи Методика   ТРИЗ   была   придумана   и   разработана   приблизительно   50   лет назад   Генрихом   Сауловичем   Альтшуллером.   Изначально   она   создавалась   для помощи   в   нахождении   решений   для   технических   задач   и   способствовало развитию   мышления,   гибкости,   системности,   логическому   построению оригинальности.   Главная   задача   данной   методики   –   научить   ребенка   думать нестандартно и находить собственные решения.    Главная идея его технологии состоит   в   том,   что   технические   системы   возникают   и   развиваются   не   «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так   как   решение   изобретательских   задач   строится   на   системе   логических операций. ТРИЗ – не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Целью   использования   данной   технологии   является   развитие,   с   одно   й стороны,   таких   качеств   мышления,   как   гибкость,   подвижность,   системность, диалектичность;   с   другой   —   поисковой   активности,   стремления   к   новизне; исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Особенно   важно   развития   мышления   и   речи   у   детей   с   задержкой психического   развития,   так   как   практически   у   всех   можно   констатировать недостаточную   сформированность   аналитико­синтетической   деятельности   во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень   знаний   и   представлений   об   окружающей   действительности. Соответственно нарушения в познавательной деятельности будут влиять и на языковую функцию. Чем   раньше   начать   стимулировать   и   развивать   творческое   мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем,   ситуаций),   тем   более   высоким   окажется   уровень   познавательной деятельности,   тем   быстрее   осуществиться   плавный   переход     конкретного мышления к абстрактному. Особенно актуально развитие творческого мышления для детей с ЗПР, т.к. они   затрудняются   в   решении   наглядно­образных   задач,   не   могут   вычленить отдельные   части   сложного,   многоэлементного   комплекса.   Еще   большие затруднения   возникают   при   необходимости   синтезировать   определенные признаки объектов. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют   обобщение,   решение   задач   по   аналогии.   Дети   с   ЗПР   часто отвлекаются,   обращают   внимание   на   несущественные   детали,   упуская существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого­педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Проблема   развития   речи   и познавательной   активности   дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения   ключевых   компетентностей   у дошкольников.   В рамках   ключевых компетентностей   особое   значение   имеет   способность   детей   осуществлять коммуникации.   Способность   осуществлять   коммуникации   очень   ценное образование,   которое   позволит   ребенку   успешно   обучаться   в школе и адаптироваться к жизни в будущем. На наш взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии   ТРИЗ   (Теория   решения   изобретательских   задач)   формируют успешность   в ребенке.   Применение   технологии   ТРИЗ   позволяет   достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих   способностей   детей   и,   конечно,   речи   дошкольников.   Вот   почему в ТРИЗ­педагогике основное внимание уделяется  именно этим направлениям. Ведь   способность   общаться,   познавать   мир,   планировать   свои   действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Детский возраст — период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие   по   ТРИЗ —   это   игра,   по   существу,   творческая   работа,   а значит, интенсивное   ощущение   радости   жизни.   Радость   ребёнку   необходима,   как кислород,   она   вызывает   прилив   сил,   даёт   возможность   полнее   раскрыться творческим способностям. Свое общение с детьми строю так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать,   активно   мыслить,   изобретать.   Для   этого   я   приобщаю   детей к ТРИЗу. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи   зависит   от   темы   изучаемого   материала.   Цель   игр —   через   поисковую, исследовательскую,   изобретательскую   деятельность   повысить   качественные показатели   устной   речи   воспитанников.   Развитое   диалектическое   мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом   решения   противоречия   является   изобретение.   Этому   дети учатся   в разнообразных   играх   («Наоборот»,   «Хорошо­плохо»,   «Да­нетка», «Волшебная   дорожка»,   «Маша­растеряша»,   «Теремок»,   «Обзывалочки», «Волшебный   ящик»   и др),   с которыми   детей   знакомят   девочка   Любознайка, инопланетянин   Тризик   из   волшебной   страны.   В играх   у воспитанников формируется   системно­диалектический   способ   мышлении,  через   путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение   общих   и различных   признаков   путем   сравнения,   тренируя   этим аналитическое мышление. В ТРИЗ­играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать новые несуществующие названия.   Формируется   умение   фантастического   преобразования   объектов окружающего   мира,   помогая   воспитанникам   научиться   классифицировать, работать по алгоритму. На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся   формулировать   сказочные   противоречия   с помощью   «Волшебного треугольника».  Сочиняют   загадки,  путешествуя   по   Стране   Чувств   и Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение . Предлагаемые   методы   и приемы   помогают   совершенствовать   речевые навыки   по   автоматизации   звуков   в речи,   пополнять   активный   словарь и формировать   содержательность,   логичность,   точность   и оригинальность высказываний   детей.   Одновременно   повышается   интерес   к занятию, предоставляя   возможность   проявления   интеллектуальной   инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.   Предлагаем   вашему   вниманию   варианты   игр   с   детьми   по   коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ технологии. Игра По кругу Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком Ход игры: Дети   сидят   вокруг   стола.   В   руках   воспитателя   стопка   перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу»,   и   придумывает   какое­нибудь   словосочетание,   предположим:   «Шуба пушистая».   Картинка   передвигается   к   следующему   игроку.   «Шуба   теплая», «Шуба   новая»,   и   пр.,   ­   поочередно   говорят   участники   игры,   передвигая картинку   по   кругу.   Игрок,   назвавший   последнее   словосочетание,   оставляет картинку   «шуба»   у   себя   и   получает   право   вынуть   из   стопки   следующую картинку.   Победителем   становиться   обладатель   наибольшего   количества картинок. Игра Паровоз Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза. Ход игры: Воспитатель  раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола   выкладывается   большая   картинка   паровоза.   Первый   участник   кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…».   Далее   ему   необходимо   придумать   причину,   по   которой   «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий   ребенок   берет   свою   картинку,   прикладывает   ее   к   последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет   причину,   по   которой   две   картинки   собрались   в   паровозе,   то   он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок. Игра Что таким бывает? Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком Ход игры: Дети   сидят   вокруг   стола,   на   котором   разложены   картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Воспитатель  задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука.   Участники   игры,   используя   картинки,   составляют   с   заданными прилагательными   всевозможные   словосочетания,   за   каждое   из   которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на   втором   этапе   задание,   предлагая   детям   объяснить,   почему   тот   или   иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек. Игра Кто что делает? Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки на заданный звук Ход игры: В   центре   стола   раскладываются   картинки.   Воспитатель   задает   вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки,   составляет   с   заданным   глаголом   словосочетание   и   объясняет   его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д. Игра "Да­Нетки” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое?   Это   растение?   Это   животное?   Оно   большое?   Оно   живет   в   жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.  Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”,   "Радуга”   и   т.д.   Упражнения   в   нахождении   вещественно   –   полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.  Игра  "Наоборот”   или   "перевертыши”    Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить ­ разрушать выход – вход). (проводится   с   мячом). Приемы фантазирования Коллаж из сказок: ­ придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось   с   нашей   книгой   сказок.   В   ней   все   страницы   перепутались   и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали   они,   горевали   и   решили   искать   спасение.   Встретили   старика Хоттабыча,   а   он   забыл   заклинание   .   .   .”   Дальше   начинается   творческая совместная работа детей и воспитателя.  ­ знакомые  герои  в  новых  обстоятельствах.  Этот  метод  развивает   фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои   остаются,   но   попадают   в   новые   обстоятельства,   которые   могут   быть фантастическими и невероятными.   Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Спасательные ситуации в сказках  Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.  ­ "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .”  Предложите свои варианты спасения котенка.  ­ сказки, по­новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.   Старая сказка – "Крошечка ­Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.  ­ сказки от "живых” капель и клякс.  Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний   ребенок,   глядя   на   них,  может   увидеть   образы,  предметы   или   их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого   или   что   напоминает?”   далее   можно   прейти   к   следующему   этапу   – обведение   или   дорисовка   клякс.   Образы   "живых”   капель,   клякс   помогают сочинить сказку.  Моделирование сказок Вначале   необходимо   обучить   дошкольников   составлению   сказки   по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку,   которая   должна   стать   отправной   точкой   детской   фантазии.   Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)           На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым   схематичным   изображением   героев   (люди,   животные,   сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.                 Работа педагога –   предполагает беседы с детьми на исторические темы:   "Путешествие   в   прошлое   одежды”,   "Посуда   рассказывает   о   своем рождении”,   "История   карандаша”   и   т.п.   рассматривание   объекта   в   его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений.   Дети   начинают   понимать   что   изобретать   –   это   значит   решать противоречие.  На   прогулках   с   дошкольниками   рекомендуется   использовать   различные приемы,   активизирующие   детскую   фантазию:   оживление,   динамизацию, изменение   законов   природы,   увеличение,   уменьшение   степени   воздействия объекта и т.д. На   прогулках   с   дошкольниками   рекомендуется   использовать   различные приемы,   активизирующие   детскую   фантазию:   оживление,   динамизацию, изменение   законов   природы,   увеличение,   уменьшение   степени   воздействия объекта и т.д.  Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его   мама?   Кто   его   друзья?   О   чем   оно   спорит   с   ветром?   Что   может   нам рассказать дерево?” Можно использовать  прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”  В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные   задачи   и   развивающие   игры,   способствующие   развитию творческого   и   самостоятельного   мышления,   рефлексии,   а   в   целом   – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.  C  целью   получения   необходимых   навыков   использования   приёмов   и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума”  Тренажер 1  1.   Повтори   слова   в   том   же   порядке   (не   больше   6   слов)   Окно, корабль, ручка, пальто, часы;  2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10­15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).  3. Одно из этих слов лишнее. Какое? ­ Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?  Тренажер 2  Системность и системный разбор.  1. Найди лишнее слово в каждой строчке  Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема ­ ноги).  Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема ­ вода).  2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:  Лес ­ охотник, волк, деревья, кусты, тропа.  Река ­ берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город ­ автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.  3.   Составь   цепочку   подсистем   для   системы   "настольная   лампа”   Это может быть такая цепь: настольная лампа ­ свет ­ лампа ­ стекло и т.д.  Работа   с дошкольниками   по   ТРИЗ   интересная   и многоплановая,   хорошо внедряется   и совмещается   с работой   понашей   программе     ,   дополняет   ее с получением   большей   эффективности   в результатах.   И хочется   думать,   что целенаправленная,   системная   работа     поможет   добиться   поставленной   цели и подготовить   ребенка   к развивающему   школьному   обучению,   к решению жизненных творческих задач. Список использованной литературы 1   Альтшуллер Г. С.   Найти   идею:   введение   в теорию   решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986 2 Волина В. В. Учимся играя. — М.: Новая школа, 1994. — 448с. 3   Гин С. И. Занятия   по   ТРИЗ   в детском   саду:   Пособие   для   педагогов дошкольных учреждений. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. — 112 с. 4   Корзун А. В. Веселая   дидактика:   элементы   ТРИЗ   и РТВ   в работе с дошкольниками. — Мн., 2000. 5 ПРОГРАММА по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому   способу   мышления   с помощью   элементов   теории   решения изобретательских   задач   (ТРИЗ)   детей   дошкольного   возраста.   Составители: Гуткович И. Я., Костракова И. М., Сидорчук Т. А., Ульяновск, 1994. 6 Самойлова А. Э. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. — Ульяновск, 1996 7   Сидорчук Т. А. Технология   обучения   дошкольников   умению   решать творческие задачи. — Ульяновск. 1996 8 Синицына Е. И. Умные занятия и игры. — М, 2002 9   Сидорчук Т. А.,   Лелюх C. B. Познаём   мир   и фантазируем   с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: АРКТИ, 2011. — 40 с: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)): Сидорчук Т. А., Лелюх C.B 10   Сидорчук Т. А.,   Хоменко Н. Н. Технология   развития   связной   речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"

Доклад" Методика ТРИЗ с детьми с нарушением речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019