Доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения" был прослушан на педагогическом совете. Я готовила материал одновременно с презентацией.Каждый учитель должен уметь вызвать у учащихся желание учиться , а это означает, что учитель должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.Для этого учителю необходимо знать и владеть различными формами и методами обучения.Мой доклад "Мотивация ученика – основное условие успешного обучения" был прослушан на педагогическом совете.
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию.
Слайд 1
Мотивация ученика –
основное условие успешного обучения
( подготовила
учитель начальных классов – Премель Т. В. )
Ученик деятельное существо. Он всегда чтото делает, участвует в какойто
деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые
действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что
направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что
мотивирует и направляет деятельность ученика?
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а
для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «ВСЕ НАШИ
ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения
в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе
опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня,
мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет
целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной
мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Она актуальна для всех участников учебновоспитательного процесса: учащихся,
родителей и учителей.
Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную
деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации (учить детей
так чтобы им захотелось учиться). Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание,
а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.
Слайд 2
С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель
хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.
Слайд 3
Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: "не хочет учиться”, "мог бы
прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это
связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким
падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос
волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания
ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно
вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации
своего дня дома, в семье. Мы стараемся организовать его правильное отношение к учебной
деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужноучиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он
относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по
формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Слайд 4
Слово "мотивация” происходит от латинского глагола и означает «двигать». Мотивация это
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация гораздо больше, чем способности.
Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться.
Нередко, что в первый же день занятий ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как
раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя спросить, когда хочется это сделать.
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на
месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу.
Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и
меняет место работы. Учителя и родители должны постоянно помнить, что ребёнок не может
длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Слайд 5
Слайд 6
Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее
успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем
указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают
неудовлетворительные отметки.
Слайд 7
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной
деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Слайд 8
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей
внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,
чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь
красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей
сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Слайд 9
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к
школе.Слайд 10
Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в
обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с
одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как
враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут
проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.
Причина эффективной школьной мотивации:
Слайд 11
на самом деле ОДНА!!!
Слайд 12
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Есть и другие, но менее эффективные
Слайд 13
Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего
поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен.
Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в
математике.
Что снижает мотивацию ребенка?
Слайд 14
Слайд 15
Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние плохого психологического климата в школе
Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенкуЧто нужно чтобы повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 16
Слайд 17
Окружающий мир, полный любви
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка,
свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок.
Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
Слайд 18
Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы
справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно.
Потребность в самостоятельности – одна из основных психологических потребностей человека.
Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоятельно решенного после
долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама или
учитель. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным
размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии,
помогайте пробовать новые методы.
Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.
При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно».
Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок
и переоценок.
Слайд 19
Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в
своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них
получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно
выбранными задачами.
Уже в возрасте 1012 лет дети имеют четкое представление о своем уме и своих недостатках: тот,
кто понимает, что способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнениеребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно изменить. Достаточно
объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно совершенствуется в ходе обучения, в нем
образуются новые нервные клетки и связи между ними, а значит, мозг можно тренировать, как
мускулы, и эта тренировка имеет смысл.
Надо помочь ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам
Слайд 20
Выносливость.
Это понимание, что успех приходит не сразу. Что нужен труд и терпение. Нельзя безотказно
исполнять желания ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее
сиюминутного каприза, желания. Введите в традицию ежедневные обязанности. Научите принимать
ребёнка факт регулярного обязательного выполнения.
Слайд 21
Любознательность особая форма познавательной активности, направленность ребёнка на
познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение
говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное –
познавать.
Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, —
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Слайд 22
Похвала – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания
школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета.
Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так
же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании.
Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих
воспитанников.
Важно:
Хвалить за конкретные дела и успехи.
Хвалить за старание.
Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
Награда должна соответствовать достижению.Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на
хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости
этого личного достижения.
Слайд 23
Свой доклад я хочу закончить словами Джона Рёскина английского писателя, художника,
литературного критика и поэта «К каждому ребенку следует применять его собственное
мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной
заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды».
Спасибо за внимание!