Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства.
Интерактивные методы обучения, используемые при преподавании дисциплины
«ИНФОРМАТИКА»
Тилиева Наиля Шарифулловна
г. Буденновск
Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнёров и общество, осознающее ценность образования на протяжении жизни.
Билл Гейтс.
В последние годы в нашей стране все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития общества и цивилизации в целом. Становится очевидным, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Система образования должна не только обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями о новой информационной среде общества и практическими умениями использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение.
Идеальная дидактика - это ее отсутствие
Ученик сам стремится к знаниям так, что никто не может ему помешать.
Пусть гаснет свет - он будет работать при свечах.
Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать.
И каждый делает, потому - что хочет этого сам...
А.Гин
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не случайно, одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса обучающихся.
Известно, что интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя и в значительной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении преподавателя арсенала средств, форм и методов обучения позволяет каждому создать систему работы.
Проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики уделяю особое внимание. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Большое значение в формировании мотивации обучающихся при изучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью - это одна из задач, которые встают перед преподавателем информатики в современной образовании. Ее решение он ищет, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.
Считаю, что главная моя Задача, как преподавателя информатики:
подготовка обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.
В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
· Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с осознанной ответственностью за этот выбор.
· Принцип открытости - Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая учащихся с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.
· Принцип обратной связи - Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи
· Принцип деятельности - Освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, групповая форма обучения, проектная технология и технология ТОГИС (технология обучения в глобальной информационной сети).
Игровая технология. Становление моей методической системы начиналось с применения именно этой технологии. Я столкнулась с проблемой – низкая мотивация обучающихся в изучении информатики (слабая материальная база). Главная цель игровой технологии: использование эффективных методов обучения и методических приемов для активизации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных особенностей обущающегося. И мы стали играть. И я думаю, что как преподаватель, через игровую деятельность смогла решить такие задачи, как:
1. повышение познавательного интереса к предмету;
2. формирование прочных осознанных знаний по предмету;
3. повышение мотивации к самообразованию;
4. укрепление межпредметных связей;
5. приобретение коммуникативных компетентностей;
В настоящее время игровые технологии применяю и как отдельный элемент урока на любом из его этапов, и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, и как технологию для внеклассной работы.
Приведу пример. Изучение операций с файлами и папками считается у преподавалелей и обучающихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что обучающиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, теорию излагаю в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и провожу небольшую игру «Поиск клада». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет записку-информацию о том, в каком файле спрятан клад, а затем прячут его в любой папке. Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого обучающиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.
ИЛИ рассмотрим групповые формы обучения. Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, студенты отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что, несомненно, положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Полностью согласна с позицией известного русского дидакта Данилова М.А, который утверждал, что
«... групповая форма организации труда ... делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».
Такая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждой группы - в виде помощи сильных студентов более слабым.
Групповая форма учебной работы - не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей, представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Данную форму работы применяю в группах, где четко проявляются индивидуальные различия обучающихся.
Опыт показывает, что на начальных этапах работы, особенно в группах 1- го курса, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.
Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности. Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.
Приведу пример по той же теме: Файлы и Файловая система.
Задание 2 «Файловые подсказки». На данном этапе урока обучающиеся выполняют задания в группах, используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный преподавателем
(Слайд 12).
Переходим к следующему заданию.
На каждом компьютере на рабочем столе в папке «УРОК ИНФОРМАТИКИ» имеется папка с номером вашей команды со следующей структурой Каждый файл содержит загадку. Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и из первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска, открыть и ответить на вопросы письменно.
Откройте файл и, получив доступ к информации, выберите один вариант задания из трёх.
Во 2-ом этапе обучения оптимальные результаты достигаются в процессе использования сочетаний технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения: коллективного и группового самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности, уровневой дифференциации.
Затем наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения: педагогическая мастерская, метод проектов, проблемное обучение.
Например, очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информации» - вместо унылого «Единицы измерения информации», «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма», «Учимся считать на компьютере» - вместо «Электронные таблицы» и др.
Особое внимание на втором этапе (2 пол-е) обучения уделяю внедрению проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс.
Метод проектов позволяет студентам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения обучающихся. Выполняя проект, студенты пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект. Обучающиеся создают проекты как по информатике («Архитектура ПК», «Двоичное кодирование информации», «Системы счисления», «Алгебра логики и логические основы ПК», так и межпредметные: информатика - биология, информатика-технология, информатика - литература , «Правила техники безопасности при работе с ПК», «Создание психологического теста с помощью ПК» «Кроссворды» и др.)
Проектная технология. Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету можно использовать на любой ступени обучения. Они позволяют мне развить у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.
Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если обучающийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, модель движения тела, брошенного под углом к горизонту, т. к. я преподавала УД «Физика» и мне было интересно.
Работа над проектом побуждает студента не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.
Учебный процесс тесно связан с внеклассной воспитательной работой, формы которых органично сочетаются друг с другом. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся работают над проектами «Создание поздравительной открытки средствами Macromedia Flash», «Создание интро-ролика для сайта», «Создание электронного учебника» и другие.
Технология ТОГИС - (технология обучения в глобальной информационной сети). Относится к новейшим образовательным технологиям. Разработана доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валерьяновичем. Является логическим продолжением интегральной образовательной технологии.
Особенность этой технологии заключается в том, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Это реализуется через систему познавательных задач, которые содержат, если таковой существует, культурный образец для сравнения с ним продукта деятельности обучающихся.
Меня технология ТОГИС привлекает, прежде всего тем, что предполагает широкое использование в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, позволяя при изучении некоторых тем отказаться от традиционных учебников, которые не успевают за темпами развития сетевых и информационно - коммуникационных технологий (Сервисы интернет, устройства ПК и.т.д.). Данная образовательная технология позволяет в процессе учебной деятельности формировать информационно-коммуникационные компетентности, которые носят надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, способствуя повышению информационной культуры обучающихся.
Самоуправление познавательной деятельностью, самоконтроль являются важными компетенциями современного выпускника колледжа. Поэтому в процессе обучения информатике на всех ступенях обучения придаю важное значение контролю знаний обучающихся, который помогает управлять процессом самостоятельной познавательной деятельности студентов. С этой целью на уроках использую следующие приёмы: провокация, софизмы (преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника), задания с недостающими данными, задания с избытком данных, обнаружение причин ошибок и способы их устранения и т.д.
Также обучающиеся готовят сообщения и доклады, материал в электронном виде, который обучающиеся презентуют на уроке; составляют творческие задания, ребусы, кроссворды для одногруппников по изученному материалу. Например, изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы студентам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.
Интеграция и систематическое использование перечисленных технологий позволяет достичь следующего: учащиеся
} осваивают работу с источниками информации и с современными средствами коммуникации;
} учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
} учатся решать познавательные и практические задачи.
} осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах,
} умеют аргументировано защищать свою позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;
} выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
}
Что дает такая работа моим студентам? Ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.
Помимо приобретения знаний, идет личностное становление обучающихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь преподавателю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего студента, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой «проживание» личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.
Эффективность применения моей методической системы можно проследить и во внеурочной деятельности: Это отражается в повышении мотивации обучающихся в изучении информатики. Значительно увеличилось общее количество ребят, которые принимают участие в конкурсах и мероприятия по информатике на различных уровнях.
Подводя итоги, хочу отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 8-14.
2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 271 с.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 2014.- 192 с.
4. Зайдман, И. Н. Учим всех и каждого. Часть 1. Формы организации учебно-познавательной деятельности [Текст]: практико-ориентированная монография / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова. - Новосибирск: Изд. НЕЛУ 2014. - 161 с.
5. Котова Е. И. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку [Текст] / Е. И. Котова, Е. А. Цу- керман // Русский язык в школе. - 2014. - №3. - С. 9 - 12.
6. Малева А.А. Практикум по методике преподавания информатики /А.А. Малева, В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 148 с.
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 2013. - 240 с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 273 с.
9. Сафронова С.Н. Развитие ключевых и предметных компетенций учащихся в ходе разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Мир науки, культуры, образования, № 3(15), 2013, С. 259.
10. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №1.
11. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №2.
12. Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015. - 512 с.
13. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига - Москва. - 2015. - 260 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.