ДОКЛАД Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства.
Оценка 4.8

ДОКЛАД Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства.

Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
30.05.2017
ДОКЛАД Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства.
Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства. Интерактивные методы обучения, используемые при преподавании дисциплины «ИНФОРМАТИКА» главная моя Задача, как преподавателя информатики: подготовка обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.
МОЙ ДОКЛАД.docx

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

 

Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства.

Интерактивные методы обучения, используемые при преподавании дисциплины

«ИНФОРМАТИКА»

 

 

 

 

 

                                                                        Тилиева Наиля Шарифулловна

                                                                                                                                                            г. Буденновск

 

 

 

 

 

 

       Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнёров и общество, осознающее ценность образования на протяжении жизни.

Билл Гейтс.

В последние годы в нашей стране все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития общества и цивилизации в целом. Становится очевидным, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Система образования должна не только обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями о новой информационной среде общества и практическими умениями использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение.

  Идеальная дидактика - это ее отсутствие

 Ученик сам стре­мится к знаниям так, что никто не может ему помешать.

Пусть гаснет свет - он будет рабо­тать при свечах.        

Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются.

Каждый знает, что ему делать.

И каждый делает, потому - что хочет этого сам...

А.Гин

          Федеральный компонент государственного стан­дарта, разработанный с учетом основных на­правлений модернизации образования, ориентиро­ван «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позво­ляет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не слу­чайно, одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образо­вания является развитие познавательного интереса обучающихся.

Известно, что интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя и в значи­тельной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении преподавателя арсенала средств, форм и ме­тодов обучения позволяет каждому создать систему работы.

Проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики уделяю особое внимание. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могуществен­ности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каж­дым днем для большинства детей компьютер стано­вится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивацион­ную силу.

Большое значение в формировании мотивации обучающихся при изучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познава­тельная деятельность, основанная на создании опти­мального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью - это одна из задач, ко­торые встают перед преподавателем информатики в совре­менной образовании. Ее решение он ищет, когда разрабаты­вает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.

                        Считаю, что главная моя Задача, как преподавателя информатики:

подготовка обучающихся  к жизни и профессиональной  деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.

 

В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

·        Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с осознанной ответственностью за этот выбор.

·        Принцип открытости - Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая учащихся с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.

·        Принцип обратной связи - Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи

·        Принцип деятельности - Освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

 

В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, групповая форма обучения, проектная технология и технология ТОГИС (технология обучения в глобальной информационной сети).

Игровая технология. Становление моей методической системы начиналось с применения именно этой технологии. Я столкнулась с проблемой – низкая мотивация обучающихся в изучении информатики (слабая материальная база). Главная цель игровой технологии: использование эффективных методов обучения и методических приемов для активизации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных особенностей обущающегося. И мы стали играть. И я думаю, что  как преподаватель, через игровую деятельность смогла решить такие задачи, как:

1.     повышение познавательного интереса к предмету;

2.     формирование прочных осознанных знаний по предмету;

3.     повышение мотивации к самообразованию;

4.     укрепление межпредметных связей;

5.     приобретение коммуникативных компетентностей;

 

     В настоящее время игровые технологии применяю и как отдельный элемент урока на любом из его этапов, и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, и как технологию для внеклассной работы.

Приведу пример. Изучение операций с файлами и папками считается у преподавалелей и обучающихся неслож­ной темой. Но дальнейшая практика показывает, что обучающиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, теорию излагаю в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и про­вожу небольшую игру «Поиск клада». Каждый уча­щийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет записку-информацию о том, в каком файле спрятан клад, а затем прячут его в любой папке. Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в те­традь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого обучающиеся меняются места­ми, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют по­иск файла. Те, кто его нашел, записывают путь най­денного файла, читают послание.

 

 ИЛИ рассмотрим  групповые формы обучения. Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способ­ствует созданию деловых, коллективных, межлич­ностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности инди­видуальными интересами и склонностями. Работая в группах, студенты отвечают за успехи каждого, учат­ся помогать друг другу. Включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что, несомнен­но, положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Полностью согласна с позицией известного русского дидакта  Данилова М.А, который утверждал, что

«... групповая форма организации труда ... делает явными усилия и способности каж­дого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».

Такая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективно­го труда, когда можно использовать богатые резервы каждой  группы - в виде помощи сильных студентов более слабым.

Групповая форма учебной работы - не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей, представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших усло­вий для развития одаренных. Данную форму работы применяю в группах, где четко проявляются индиви­дуальные различия обучающихся.

Опыт показывает, что на начальных этапах работы, особенно в группах 1- го курса, более эффективны гетеро­генные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творче­ском отношении происходит более интенсивно, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, вза­имопомощь и стремление не подвести других.

Получив задание, группа приступает к его совмест­ному решению, причем на работу отводится ограничен­ное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности. Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.

      Приведу пример по той же теме: Файлы   и  Файловая система.

Задание 2 «Файловые подсказки». На данном этапе урока обучающиеся выполняют задания в группах, используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный преподавателем

(Слайд 12).

Переходим к следующему заданию.

На каждом компьютере на рабочем столе в папке «УРОК ИНФОРМАТИКИ»  имеется папка с номером вашей команды со следующей структурой Каждый файл содержит загадку. Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и из первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска, открыть и ответить на вопросы письменно.

Откройте файл и, получив доступ к информации, выберите один вариант задания из трёх.

 

Во 2-ом этапе обучения    оптимальные результаты достигают­ся в процессе использования сочетаний технологий, в которых реализуются идеи коллективного и груп­пового обучения: коллективного и группового само­стоятельного обучения, коллективной творческой де­ятельности, уровневой дифференциации.

Затем наибольшее значение приоб­ретает учебно-познавательный труд, поэтому эффек­тивными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения: педагогическая мастерская, метод проектов, проблемное обучение.

Например,  очень эффективно «срабатывает» предна­меренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информа­ции» - вместо унылого «Единицы измерения инфор­мации», «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма», «Учимся считать на компьюте­ре» - вместо «Электронные таблицы» и др.

Особое внимание на втором  этапе (2 пол-е) обучения уделяю внедрению проектно-исследовательской де­ятельности в учебный процесс.

Метод проектов по­зволяет студентам  овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формиру­ются исследовательские умения обучающихся. Выполняя проект, студенты пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, за­щищать проект. Обучающиеся создают проекты как по информатике («Архитектура ПК», «Двоичное кодиро­вание информации», «Системы счисления», «Алгебра логики и логические основы ПК», так и межпредмет­ные: информатика - биология, информатика-техноло­гия, информатика - литература , «Правила техники безопасности при работе с ПК», «Создание психологического теста с помощью ПК» «Кроссворды» и др.)

 

Проектная технология. Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету можно использовать на любой ступени обучения. Они позволяют мне развить у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирова­ние. Здесь речь уже идет о том, что разработка компью­терной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятель­ности. Если обучающийся владеет приемами программиро­вания, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо во­плотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, модель движения тела, брошенного под углом к горизонту, т. к. я преподавала УД «Физика» и мне было интересно.

Работа над проектом побуждает студента не толь­ко к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных про­дуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентиро­ванного обучения.

     Учебный процесс тесно связан с внеклассной вос­питательной работой, формы которых органично со­четаются друг с другом. В рамках внеурочной деятель­ности обучающиеся работают над проектами «Создание поздравительной открытки средствами Macromedia Flash», «Создание интро-ролика для сайта», «Создание электронного учебника» и другие.

 

Технология ТОГИС - (технология обучения в глобальной информационной сети). Относится к новейшим образовательным технологиям. Разработана доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валерьяновичем. Является логическим продолжением интегральной образовательной технологии.

Особенность этой технологии заключается в том, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Это реализуется через систему познавательных задач, которые содержат, если таковой существует, культурный образец для сравнения с ним продукта деятельности обучающихся.

 

     Меня технология ТОГИС привлекает, прежде всего тем, что предполагает широкое использование в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, позволяя при изучении некоторых тем отказаться от традиционных учебников, которые не успевают за темпами развития сетевых и информационно - коммуникационных технологий (Сервисы интернет, устройства ПК и.т.д.). Данная образовательная технология позволяет в процессе учебной деятельности формировать информационно-коммуникационные компетентности, которые носят надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, способствуя повышению информационной культуры обучающихся.

 

Самоуправление познавательной деятельностью, самоконтроль являются важными компетенциями со­временного выпускника колледжа. Поэтому в процессе обучения информатике на всех ступенях обучения придаю важное значение контролю знаний обучающих­ся, который помогает управлять процессом самосто­ятельной познавательной деятельности студентов. С этой целью на уроках использую следующие при­ёмы: провокация, софизмы (преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника), за­дания с недостающими данными, задания с избытком данных, обнаружение причин ошибок и способы их устранения и т.д.

Также обучающиеся готовят сообщения и доклады, материал в электронном виде, который обучающиеся презентуют на уроке; составляют творческие зада­ния, ребусы, кроссворды для одногруппников по изу­ченному материалу. Например, изучив раздел «Тесто­вый редактор», в качестве итоговой работы студентам необходимо создать кроссворд по одной из тем дан­ного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Интеграция и систематическое использование перечисленных технологий позволяет достичь следующего: учащиеся

}  осваивают работу с источниками  информации и с современными средствами коммуникации;

}  учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

}  учатся решать познавательные и практические задачи.

}  осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, 

}  умеют аргументировано защищать свою позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

}  выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

}   

Что дает такая работа моим студентам? Ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.

Помимо приобретения  знаний, идет личностное становле­ние обучающихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь преподавателю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего студента, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой «проживание» личного отрицательно­го опыта является более значимым для его становления.

Эффективность применения моей методической системы можно проследить и во внеурочной деятельности: Это отражается в повышении мотивации обучающихся в изучении информатики. Значительно увеличилось общее количество ребят, которые принимают участие в конкурсах и мероприятия по информатике на различных уровнях.

Подводя итоги, хочу отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современ­ными информационными технологиями могут суще­ственно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне разви­той, творчески свободной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 8-14.

2.     Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и пер­спективы. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 271 с.

3.     Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Про­свещение, 2014.- 192 с.

4.     Зайдман, И. Н. Учим всех и каждого. Часть 1. Формы ор­ганизации учебно-познавательной деятельности [Текст]: практико-ориентированная монография / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова. - Новосибирск: Изд. НЕЛУ 2014. - 161 с.

5.     Котова Е. И. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку [Текст] / Е. И. Котова, Е. А. Цу- керман // Русский язык в школе. - 2014. - №3. - С. 9 - 12.

6.     Малева А.А. Практикум по методике преподавания информатики /А.А. Малева, В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 148 с.

7.     Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 2013. - 240 с.

8.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изда­тельский центр «Академия», 2014. - 273 с.

9.     Сафронова С.Н. Развитие ключевых и предметных ком­петенций учащихся в ходе разновозрастного сотрудни­чества на уроках русского языка // Мир науки, культуры, образования, № 3(15), 2013, С. 259.

10.   Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Ин­новационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №1.

11.   Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и экспери­мент. - 2014. - №2.

12.   Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса «Информа­тика и информационные технологии» в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. - М.: Ла­боратория Базовых Знаний, 2015. - 512 с.

13.   Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учить­ся? - Рига - Москва. - 2015. - 260 с.

 


 

Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства

Моя педагогическая инициатива как фактор развития образовательного пространства

Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнёров и общество, осознающее ценность образования на протяжении жизни

Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнёров и общество, осознающее ценность образования на протяжении жизни

Применение имеющегося в распоряжении преподавателя арсенала средств, форм и ме­тодов обучения позволяет каждому создать систему работы

Применение имеющегося в распоряжении преподавателя арсенала средств, форм и ме­тодов обучения позволяет каждому создать систему работы

В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, групповая форма обучения, проектная технология и технология

В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, групповая форма обучения, проектная технология и технология

Оно способ­ствует созданию деловых, коллективных, межлич­ностных отношений

Оно способ­ствует созданию деловых, коллективных, межлич­ностных отношений

Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и и з первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска,…

Совместными усилиями вам необходимо разгадать их и и з первых букв отгадок сложить шифр – имя «спрятанного» файла, который нужно найти с помощью меню поиска,…

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирова­ние

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирова­ние

Сервисы интернет, устройства ПК и

Сервисы интернет, устройства ПК и

И здесь преподавателю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего студента, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию

И здесь преподавателю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего студента, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017