Доклад на областных научно-технических чтениях.
Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела «Основы военной службы». Эти занятия у учащихся формируют чувства личной ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего государства.Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях.doc
Министерство образования Нижегородской области
ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16»
ОБЛАСТНЫЕ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Роль передового педагогического опыта в развитии научно
исследовательской деятельности обучающихся», посвященных Году Учителя
в направлении «Информационные ресурсы»
ТЕМА:
«Презентация методической разработки раздела
«Основы военной службы»
АВТОР: Кадыров Э.Т.
г. Павлово
2010г. Важнейшими боевыми традициями русских воинов являются: любовь к
Родине, постоянная готовность к защите Отечества, любовь к родной армии и
флоту, верность военной присяге, Боевому знамени воинской части, Военно
морскому флагу, воинскому долгу, массовый героизм, крепкое войсковое
товарищество, уважение к командиру и защита его в бою, постоянное
стремление к совершенствованию воинского мастерства и укреплению воинской
дисциплины, повышение политических знаний, неустанная борьба за высокую
бдительность и боевую готовность, чувство коллективизма интернационализма.
Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны,
это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной
культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Военнопатриотическое воспитание призвано формировать патриотические
и моральнопсихологические качества, необходимые для выполнения задач
надежной охраны безопасности Отечества. Цель военнопатриотического
воспитания выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга,
готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных
обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны,
упрочению дружбы народов Российской Федерации.
В учебном процессе профессионального училища содержаться безграничные
возможности воспитания патриотизма, горячей любви к Родине, формирования
знаний, умений и навыков будущих рабочих и защитников Отечества.
В соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и военной
службе», вступившим в силу 28 марта 1998 года и Федерального закона «Об
образовании» с изменениями от 21 июня 2005 года, предусмотрена подготовка
обучающихся – граждан мужского пола, не проходивших военную службу по
основам военной службы.
Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания
патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела
«Основы военной службы». Эти занятия у учащихся формируют чувства личной
ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают
стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего
государства.
организовывать его необходимо с использованием всех педагогических средств.
Военнопатриотическое воспитание процесс многогранный, и
Одной из форм военнопатриотического воспитания в профессиональном
училище является использование современных информационных технологий,
которые являются мощным средством, активно способствующим решению
учебновоспитательных задач.
Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и
ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности
наглядных методов в учебном процессе.
Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать
урок ярче. На смену магнитам а кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на
доске приходит изображение на экране — медиапрезентация.
А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность,
повышение интереса учащихся.
Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на
отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог,
желающий чтонибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен
позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств ухо, глаз, голос,
чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли
участие в акте запоминания.
Информационные технологии позволяют повышать качество обучения и
заинтересованность в познании, так как предоставляют возможность:
относительно лёгкого доступа к источникам информации и поиск
необходимых данных;
осуществлять передачу информации на большие расстояния;
многократно повторять фрагменты учебного материала, усвоение которого
вызывает наибольшие трудности у обучающихся;
хранить большие объёмы информации;
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при
которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических
средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и
практическими методами обучения и предназначаются для наглядно
чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их
натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных
рисунков, репродукций, схем и т.п.
Нельзя не отметить эмоциональнооценочное отношение к
приобретаемым знаниям. Наглядные методы, во взаимосвязи со словесными и
практическими методами обучения, позволяют наглядночувственно ознакомить
учащихся с явлениями, процессами объекта в его натуральном виде или в
символьном изображении с помощью рисунков, репродукций, схем, таблиц,
диаграмм, аудио и видеофрагментов, а также их сочетанием (экранные
технические средства в паре с компьютером).
Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности
тех, процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к
осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к
знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание
ребенка.
Решается задача развития навыков применения новых средств
телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Не
передача информации, а умение работать с информацией: выделять главное,
значимое, отбирать, структурировать и трансформировать её.
В методической разработке раздела «Основы военной службы»
представлен материал, отражающий практическую сторону подготовки юношей
к военной службе и ее прохождения в рядах Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Цель – ознакомить учащихся с основами военной службы, привить им
знания и умения в выполнении обязанностей военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву. Ведь незнание порождает у юношей страх и
желание уклониться от выполнения конституционного долга по защите
Отечества.
В ходе изучения этого раздела учащиеся ознакомятся:
с порядком прохождения военной службы;
с размещением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
с распорядком служебного времени и организацией повседневной
жизнедеятельности военнослужащих;
с практическими элементами строевой и тактической подготовки;
назначением и боевыми свойствами автомата Калашникова, порядком
неполной разборки и сборки АК и мерами безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами.
Конечным результатом изучения этого раздела является готовность к
юношей к несению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В результате изучения методической разработки раздела «Основы военной
службы у обучающихся формируются следующие качества личности:
1. Моральнопсихологическая готовность к службе в армии
2. Военнотехнические и прикладные навыки
3. Стремление к физическому совершенствованию
4. Способность применять полученные знания и навыки в экстремальных
условиях.
Формирование этих качеств является одним из направлений социально
политического обеспечения военной безопасности России.
Проблемное поле работы видится в следующем:
сокращение срока военной службы до одного года;
высокий процент молодых людей, уклоняющихся от несения военной службы
в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
слабая связь воинских формирований с образовательными учреждений
начального профессионального образования при решении вопросов
воспитания патриотизма и формирования готовности допризывной молодежи к военной службе;
слабое знание молодыми людьми воинских традиций российской армии;
Новизна работы видится в следующем:
данная разработка является попыткой создать полную и целостную систему
методических рекомендаций по разделу «Основы военной службы» для
учреждения начального профессионального образования;
при разработке рекомендаций использовались в системе принципы
педагогики сотрудничества и компетентностный подход;
изучение раздела подразумевает развитие социального партнерства с
воинскими частями в деле военнопатриотического воспитания обучаю
щихся;
при разработке методической разработки раздела «Основы военной службы»
использовались современные информационные технологии, что обеспечивает
гибкость и возможность широкого использования методических
рекомендаций
в учебновоспитательном процессе. Отметим, что
педагогическая коммуникация в электронной среде развивающееся
педагогическое научное направление, в котором исследуется использование
участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых)
сообщений для формирования соответствующих обучению компетенций.
Данная проблемная область является практически ориентированной на цели
эффективного использования образовательной электронной среды и развития
культуры этого вида коммуникации в педагогической практике.
Система методических разработок по разделу «Основы военной службы»
оформлена в электронной оболочку, что позволяет ее легко транслировать,
широко использовать в учебновоспитательном процессе.
Перспективы развития эффективности использования современных
образовательных технологий:
организация системы управления, стимулирующей творческую
активность педагогического коллектива,
реализация программы информатизации школы (введение современной
системы документооборота, размещение на сайте актуального расписания,
создание интернетприемной и SMS дневников обучающихся),
акценты в образовательном процессе на формирование информационно
– коммуникативных умений обучающихся,
совершенствование профессиональных компетенций педагогических
работников в области освоения и применения современных образовательных
технологий через создание и работу краткосрочных творческих групп в школе,
сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, курсы
повышения квалификации.
Контроль усвоения материала раздела обучающимися.
В целях контроля качества усвоения обучающимися материала разработан
комплект тестовых заданий для каждого занятия раздела.
Должный результат воспитательной работы возможен при условии, когда
воспитательное воздействие будет осуществляться в определенной системе.
Эта методическая разработка раздела «Основы военной службы» является относительно самостоятельной системой. Оптимизация деятельности педагога
организатора ОБЖ в учебновоспитательном процессе зависит, вопервых, от
диапазона форм, их наполнения содержанием, а также методической
инструментовки и, вовторых, от того, насколько они позволяют вовлекать
воспитуемого в последовательно усложняющийся воспитательный процесс.
Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек
воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на
"зрительную модальность". Только 1020% людей способны быстро и
эффективно воспринимать текстовую информацию.
Чем шире и разнообразнее диапазон форм в системе педагогического
воздействия на человека, те успешнее решаются задачи военнопатриотического
воспитания молодежи. Информационнокомпьютерные технологии могут
эффективно применяться при организации творческой познавательной
деятельности учащихся. Они позволяют организовывать проблемное обучение,
способствуют интеграции знаний, дают возможность дифференцировать процесс
обучения, учитывая личностные особенности и интересы учеников, формируют
высокий уровень мотивации к процессу обучения.
Социальный заказ современного общества системе образования связан с
формированием всесторонне развитой, творческой личности. Выпускники
профессионального училища должны владеть не только знаниями, но и быть
способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать
проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях,
гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях. Поэтому одной из
главных линий развития современного образовательного процесса является
переход от репродуктивной познавательной деятельности к продуктивной,
творческой.
Необходимо учитывать, что в настоящее время формирование творческой
познавательной деятельности учащихся происходит в условиях перехода к
информационной цивилизации. Глобальные процессы информатизации общества,
информатизации образования вызывают потребность в поиске новых подходов к
организации учебновоспитательного процесса, способствующего
самореализации и саморазвитию лично.
Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из
наиболее важных проблем российского общества и его военной организации,
значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно
переоценить.
Анализируя результаты усвоения обучающимися материала раздела, можно
отметить, что обучающиеся учились с интересом, проявляли активность и
самостоятельность в решении учебных задач.
Литература: 1. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной
технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.:
Академия, 2003. –192 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:
дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа
Пресс, 1994. – 205 с.
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Доклад на областных научно-технических чтениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.