Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
воспитательная работа
11 кл
31.03.2017
Социализация детей и молодежи должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Необходимым условием для этого является развитие личности: социальных компетенций, навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, гражданской позиции. А эти условия создает система ученического самоуправления, которая моделирует систему самоорганизации ребенка, активизирует его лидерские способности с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе. В докладе освещены основные направления работы школы-лицея №34 по формированию условий для развития личности.
Доклад.docx
Доклад на тему:
личности»
«Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию
Молодежи необходима подготовка к жизни в демократическом обществе. Школа учит
многому, но не всегда дает ответ на вопрос о том, как жить. Демократизация
жизнедеятельности школы и управления школой предлагает активное участие в них всех
субъектов учебновоспитательного процесса.
В нашей школе ведется настойчивый поиск форм и способов включения и учителей, и
обучающихся, и родителей в организацию обучения и воспитания детей, формирование
ценностей школьного коллектива, совместное осмысление перспектив развития.
В начале 20 века сказаны слова, актуальные и в наше время, а именно: "Дети должны
сегодня участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться
правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь
стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя
гражданами своей школы" (1918 г., "Обращение комиссии по просвещению").
Самоуправление – право на внутреннее управление своими, местными силами, право
решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.
Самоуправление – одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием,
когда предпочтение отдаётся демократическому, свободному, стимулирующему типу
взаимоотношений.
Цель школьного самоуправления – способствовать становлению саморазвивающейся
личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую
культуру, гражданственность. Стимулировать его к социальному творчеству, действиям
в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
С 2011 года в республике начался поэтапный переход в ЕДЮО Жас Улан, с октября
2016 года школа начала работать по модели республиканской организации.
В этом учебном году
самоуправления, с ноября работает новая команда
путем выборов сменился состав актива школьного
Видеоклип о нашей организации
В повседневной деятельности в лицее самоуправление учащихся проявляется в
планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе
своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решения.
Деятельность органов самоуправления строится на принципах:
открытости и доступности. Все школьники могут принимать участие в
самоуправленческой деятельности, независимо от того, к какому первичному
коллективу или объединению они принадлежат, добровольности и творчества – первичным ученическим коллективам или
объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм
работы для достижения личных и коллективных целей,
равенства и сотрудничества – первичные коллективы строят свои взаимоотношения на
основе сотрудничества и равноправного партнёрства,
непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в
учебное и каникулярное время.
Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной
познавательной деятельности учащихся,
трудовой – самообслуживание, благоустройство территории, шефская работа и т.п.
досуговой – подготовка и проведение физкультурномассовых и других досуговых
мероприятий.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми
постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами
жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.
Ещё полвека назад В.Г. Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности
школьников можно представить следующим образом: от деятельности при
непосредственном руководстве взрослых – к проявлению инициативы в этих же
условиях. А далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без
непосредственного руководства.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать.
Постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности, подсказывая при
необходимости.
Анализируя уровень развития самоуправления в лицее, мы видим, что показатели
колеблются от ниже среднего до среднего. Предложенная методика Рожкова позволяет
увидеть уровень самоуправления в классе и школе.
При высоком уровне организации классного самоуправления класс в состоянии сам
создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, каждый
ученик класса активно включается в дело. Такие коллективы дружные, в них нет «белых
ворон», дети толерантны по отношению друг к другу, живут по принципу «один за всех и
все за одного», активно участвуют во всех школьных мероприятиях. На сегодняшний
день мало классов могут соответствовать такому уровню.
Средний уровень организации классного ученического самоуправления, когда дети по
заданию классного руководителя собираются сами и вырабатывают план действий,
раздают поручения, но сами могут, или не всегда могут проконтролировать их выполнение. В лицее на сегодняшний день из 19 классов среднего и старшего звена
более 70% соответствуют данному уровню.
На низком уровне развития классного самоуправления классные руководители сами
распределяют поручения и контролируют их выполнение, только отдельные ученики
принимают участие в общешкольных делах, в классе никакой общественной работы не
проводится.
Следует отметить, что в классах, в которых уровень низки и ниже среднего на вопрос
анкеты «как вы планируете работу в классе», большинство учащихся ответили, что не
принимают участия в планировании деятельности класса, всю работу планирует
классный руководитель. Классные руководители также в большинстве случаев
принимают решения или дают рекомендации по распределению общественных
поручений.
в
ь
т
с
о
н
н
е
ч
ю
л
к
В
с
е
ч
н
е
л
в
а
р
п
у
о
м
а
с
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
ю
у
к
0,4
0,5
0,7
0,5
0,6
0,3
6А
7Б
8Е
9Г
10М
10Т
т
с
о
н
н
а
в
о
з
и
н
а
г
р
О
о
0,6
г
о
н
0,6
с
с
0,7
а
л
к
0,8
ь
0,7
0,5
в
о
н
е
л
ч
ь
т
с
о
н
н
е
в
т
с
т
е
в
т
О
а
л
е
д
о
г
о
н
ч
и
в
р
е
п
о
г
е
а
з
а
в
и
т
к
е
л
л
о
к
ь
н
е
в
о
р
У
в
я
и
н
е
л
в
а
р
п
у
о
м
а
с
е
с
с
а
л
к
0,6
0,7
0,8
0,7
0,8
0,5
0,5 средний
0,6 средний
0,7 средний
0,6 средний
0,7 средний
0,4 низкий
Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются
под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган.
Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. В классе выбирается староста
и в Совет лицея 2 советника от класса.
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно и общественнополезной
деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских
отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности,
стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель
исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся
вырабатывать навыки самостоятельной работы, а самое главное хорошо отлаженная
система самоуправления в классе облегчает работу классного руководителя. И сегодня представят опыт своей работы классные руководители, у которых сложилась
система работы в данном направлении.
Выступление классных руководителей Шекунаевой М.А, Шевниной Л.А.
Анализируя деятельность школьного самоуправления мы видим что возникает ряд
вопросов которые необходимо решить:
в
а
с
с
а
л
к
ь
т
с
о
н
н
е
ч
ю
л
к
В
а
в
и
т
к
е
л
л
о
к
о
г
о
н
ь
л
о
к
ш
е
щ
б
о
а
л
е
д
0,6
0,7
0,8
с
а
с
с
а
л
к
я
и
н
е
ш
о
н
т
О
и
м
и
к
с
е
ч
и
н
е
ч
у
и
м
и
г
у
р
д
и
м
я
т
с
о
н
щ
б
о
0,5
0,6
0,7
0,8
0,8
0,5
0,7
0,8
0,4
ь
т
с
о
н
н
е
в
т
с
т
е
в
т
О
а
л
е
д
а
з
а
с
с
а
л
к
я
с
х
и
щ
а
ч
у
0,7
0,7
а
в
и
т
к
е
л
л
о
к
0,8
о
г
о
н
ь
л
о
к
ш
е
щ
б
о
0,8
0,8
0,5
я
и
т
и
в
з
а
р
.
в
о
р
У
я
и
н
е
л
в
а
р
п
у
о
м
а
с
0,6 средний
0,66
средний
0,76
средний
0,76
средний
0,8 средний
0,46 низкий
6А
7Б
8Е
9Г
10М
10Т
Одной главной проблемой является отсутствие кадровой единицы отвечающей за
организацию ученического самоуправления (в городе в каждой школе в штате
есть такие люди) В нашей школе были закреплены кураторы за каждым
комитетом из числа администрации, но не всегда получается системно работать
с ребятами.
На сегодняшний день ежемесячно проводятся заседания учебных секторов, но не
всегда ребята выполняют
Отсутствие преемственности в работе начального и среднего звена (шефская
работа)
Ребята не всегда понимают весь функционал возложенный на них данной
«должностью». Не всегда четко распределены обязанности
На ученической конференции обсуждался этот вопрос и старостам классов был
выдан раздаточный материал по функциональным обязанностям единиц
классного самоуправления
Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но
взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя
сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.
В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя
цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А
чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно
педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.
В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И если ученики
будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя
хозяевами школьной жизни.
Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в
одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в
самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным
коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень
организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем
коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд
моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность
каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность
общим задачам.
Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Доклад на педагогическом совете «Ученическое самоуправление – путь к успешному развитию личности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.