Организация проектной деятельности в начальной школе
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного подхода требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:
-формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;
-развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формируют не просто умения, а компетенцию, то есть умения, -непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- развивают познавательный интерес учащихся;
-реализуют принципы связи обучения с жизнью.Доклад на тему: Проектная деятельность в начальной школе.
Организация проектной деятельности в
начальной школе
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного
подхода требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;
развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
самооценочные;
формируют не просто умения, а компетенцию, то есть умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
развивают познавательный интерес учащихся;
реализуют принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место принадлежит методу проектов – одному из наиболее
адекватных современным условиям методов развития творческой активности
учащихся.
Суть современного понимания “методов проектов”, который привлекает
многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между
академическими знаниями и практическими умениями можно
сформулировать следующим образом: “Все, что я знаю, я знаю для чего мне
это надо и где и как я могу это применить”.
Слово “проект” пришло к нам из латинского языка и означает “выброшенный
вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся
классноурочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью,
развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих
дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой,
формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко
планировать действия.
Проектноисследовательская деятельность может быть организована по
разному:
– индивидуально или в микрогруппах;– может выходить за рамки программы или способствовать более глубокому
усвоению программного материала;
– проводиться в урочное и во внеурочное время;
– может быть представлена в виде доклада, статьи, а также реферата и
описательной работы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?
Начальная школа – не просто место, где ребенка должны научить читать,
считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог
получает возможность изменить позицию ребенка в образовании и его
отношение к учебе.
Проектное исследование – деятельность, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестными решением.
Цели работы над методом проектов:
– способность реализации деятельностного подхода в работе по проектной
технологии;
– способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности
учащихся в процессе работы над проектом;
– выявление организаторских способностей детей, развития их творческой
инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Проектная деятельность выступает как основная форма организации урочной
и внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных
блоков работы:
Сбор сведений по теме проектной деятельности;
Работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
1й блок:
Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их
аспектов;
Подготовка к сбору информации;
Сбор информации детьми;
Подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини
энциклопедии, картотеки и др.
2й блок:Знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
Ориентировочное планирование этапов работы над проектами;
Реализация проектов;
Презентация проектов.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,
ребенок рождается исследователем. Исследования ведут ребенка к
наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое
при совпадении и обобщении дает прочный фундамент фактов для
постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного
знания и созидания в собственном сознании научной картины мира.
Для каждого возрастного периода начальной школы подобраны такие виды
проектной деятельности, содержание и форма которой соответствуют
возрасту.
Проектная деятельность – это совместная работа учителя, учеников и их
родителей. Подготовительная работа над проектом начинается на первом
родительском собрании в 1м классе, где учитель знакомит родителей
учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они
главные помощники.
Рассмотрим создание “продукта” проектноисследовательской деятельности
на конкретном примере.
Работа над проектом по разделу “Наши питомцы” (Окружающий мир, 2
класс).
1й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.
Детям предлагаются следующие темы:
Аквариумные рыбки.
Пернатые питомцы.
Все о кошках.
Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.2й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают
свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит
отбор необходимой информации, сортировка материала.
3й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание
фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание
газет, выставка рисунков.
4й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке
окружающего мира.
5й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы,
учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего
обучения. Мы на практике убедились в положительных сторонах данного
метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания,
усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует
развитию общеучебных умений и навыков.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта
Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
Продумай этапы деятельности.
Решите, кто и за что будет отвечать.
Выясните, что нужно подготовить заранее.
Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за
помощью.
Возможные продукты проектной деятельности:
Webсайт, костюм, атлас, видеофильм, макет, муз. произведение, праздник,
журнал, сказка, справочник, игра, презентация, приготовленная пища и т.д.Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от
традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность
учащихся и стремление учителя «напичкать» своих подопечных стандартным
набором знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который
создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и
самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его
природную любознательность.