Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"
Оценка 4.9

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.02.2017
Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"
В ходе проведения педагогического совета обсуждаются проблемы социализации личности школьников. В докладе описаны институты социализации, определены задачи социализации на каждом возрастном этапе становления личности ребенка, описаны основные механизмы социализации: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия. Определены факторы, влияющие на успешную социализацию.
доклад на педсовет.doc
Школа как ведущий фактор социализации Я в мире – мир во мне… Этот мир многогранен и тесен, Человеку непросто в нём жить Так, чтоб обществу был он полезен,  Мог работать, творить и дружить. И какой бы он ни был натуры, В шутке, юморе меру он знал. Категории «долг», «честь», «культура» Без условий всегда понимал. Детство     ­ один  из  самых   ответственных  периодов   в  жизни человека,   поскольку  здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе   и   к   окружающим   людям   и   событиям,   к   обществу   в   целом.   Кроме   того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного общения. Ребёнок стремится понять себя самого, осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего   юношу   или   девушку,   определить   для   себя   своё   прошлое,   значение   личного настоящего   и   заглянуть   в   личное   будущее,   определиться   в   социальном   пространстве, осмыслить свои права и обязанности.    Все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребёнка от младшего школьника   до   выпускника   школы.   Именно   поэтому   считается,   что   школа   –   основной институт социализации человека.  Что же такое социализация? СОЦИАЛИЗАЦИЯ   –   процесс   формирования   социальных   качеств,   свойств,   ценностей, знаний   и   умений,   благодаря   которым   человек   становится   дееспособным   участником социальных связей, институтов и общностей.  СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества,   приобретение   социально­значимых   характеристик   сознания   и   поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация   личности   начинается   с   первых   лет   жизни   и   заканчивается   к   периоду гражданской   зрелости   человека,   хотя,   разумеется,   полномочия,   права   и   обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: он продолжается   всю   жизнь.   Именно   в   этом   смысле   нужно   говорить   о   необходимости повышения   педагогической   культуры   родителей,   о   выполнении   человеком   гражданских обязанностей,   о   соблюдении   правил   межличностного   общения.   Иначе   социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Наряду со школой существуют и другие институты социализации: ­ семья ­ группа сверстников ­ правовая система ­ религия ­ СМИ ­ интернет­пространство ­ субкультура ­ учреждения дополнительного образования ­ улица. Не   все   эти   институты   оказывают   на   развивающуюся   личность   ребёнка   позитивное воздействие.  Первые   элементарные   сведения   человек   получает   в   семье,   закладывающей   основы   и сознания,   и   поведения.   Ценность   семьи   как   социального   института   долгое   время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного   порядка,   которые   впоследствии   обернулись   крупными   издержками   в трудовой и общественно­политической жизни. И   только   школа   имеет   возможность   организовать   процесс   направляемой   и   стихийной социализации   одновременно,   становясь   ведущим   источником   информационного обеспечения для ребёнка, поскольку именно здесь сосредоточено и общение со взрослыми – педагогами, и сверстниками – детьми. Осуществляется двухканальный обмен опытом, формирование определённого стереотипа или модели поведения ребёнка. Тем более, что менталитетом нашего народа сформирована точка зрения, направленная на то, что школа – основа допрофессиональной, «предстартовой» подготовки человека во взрослую жизнь. И её   требования,   её   устои   воспринимаются   как   наиболее   правильные,   отсюда   и   всё возрастающая   требовательность     к   школе   и   общества,   и   государства,   и   родительской общественности.     На каждом возрастном этапе социализация предполагает решение определённых задач, что   является   объективной   необходимостью   для   развития   человека:   естественно­ культурных, социально­культурных, социально­психологических. Естественно­культурные   задачи  ­   достижение   на   каждом   возрастном   этапе определенного   уровня   физического   и   сексуального   развития.   Этот   уровень   носит конкретно­исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания). Социально­культурные   задачи  ­   познавательные,   морально­нравственные, ценностно­смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни  общества.  Эти  задачи  объективно  определится   обществом  в  целом,  уровнем  его развития, региональным и ближайшим окружением человека.             Социально­психологические задачи ­ это становление самосознания личности, ее самоопределения   в   актуальной   жизни   и   на   перспективу,   самореализации   и самоутверждение.   Конечно,   для   каждого   этапа   социализации   содержание   этих   задач   и средства их реализации различны.         Если какая­либо группа задач или существенные задачи какой­либо группы остаются нерешенными   на   том   или   ином   возрастном   этапе,   то   это   либо   задерживает   развитие человека, либо делают его неполным.  Социализация осуществляется через ряд разнообразных психологических       механизмов. 1. Импринтинг  –   запечатление   человеком   на   уровне   подсознания   и   рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Чаще запечатление происходит еще в младенчестве,  хотя не обязательно, импринтинг  возможен и в более позднем возрасте. 2. Экзистенциальный нажим – влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком социальных норм жизни. 3. Подражание – примерам из реальной жизни или тем, которые предлагают средства массовой информации. 4. Идентификация  –   во   взаимодействии   с   влиятельными   лицами   или   группами человек отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. 5. Рефлексия  –   ведение   человеком   внутреннего   диалога,   в   котором   он   что­то анализирует,   отрицает   или   соглашается.   Диалог   может   вестись   с   другими   лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека. Социально­психологические механизмы социализации существуют следующие: 1. Традиционный   механизм   социализации  –   усвоение   личностью   образцов поведения,   норм,   взглядов   традиционных   для   его   самого   близкого   окружения   (семья, соседи, приятели). Обычаи, традиции, стереотипы поведения, принятые в этом окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер. Усваиваются они на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без малейшей критики, человек запоминает   их,   используя   все   вышеперечисленные   психологические   механизмы социализации, кроме рефлексии. 2. Институциональный   механизм   социализации  включается,   когда   человек взаимодействует   с   различными   институтами   общества   и   организациями,   накапливая,   в результате,   нужные   знания   и   опыт,   помогающие   ему   или   вести   себя   так,   чтобы   его социальное поведение имело одобрение, или избегать соблюдения норм социума без каких­ либо   проблем   и   последствий   для   себя.   Телевидение,   радио,   печать,   кино,   являясь социальным институтом, также влияют на социализацию человека и не только посредством передачи информации, а и посредством преподнесения норм поведения через образы ярких положительных и отрицательных героев фильмов, книг. В результате люди отождествляют себя   с   теми   или   иными   персонажами,   примеряя   на   себя   их   образ   жизни,   их   шаблон поведения. 3. Механизм   социализации   стилизованный  работает   только   в   рамках   той субкультуры, к которой относится человек и ровно настолько, насколько эта субкультура и   ее   члены   значимы   для   человека.   Под   субкультурой   понимается   соединение психологических,   моральных   признаков,   специфического   поведения,   характерного   для людей   конкретной   профессии,   культуры,   возраста.   В   результате   данного   соединения возникает   особый   стиль   жизни,   способ   мышления   в   группе   (возрастной,   социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.). 4. Межличностный   механизм   социализации  работает   в   процессе   отношения человека с лицами, которые имеют для него большое значение (родители, друг, просто взрослый   уважаемый   человек).   Само   собой   разумеется,   что   эти   влиятельные   лица принадлежат   к   какой­то   организации,   группе,   субкультуре,   но   они   не   обязательно оказывают на человека такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура. Социализация – процесс противоречивый. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой – обособление (отчуждение) человека от общества. Это так называемые тенденции типизации и индивидуализации. Типизация предполагает формирование свойств и качеств, заданных группой, общих норм, суждений, оценок, установок, ориентаций, вырабатываемых у человека как представителя общности. Индивидуализация  –   накопление   человеком   индивидуального   опыта   социального поведения   и   общения,   выработка   своего   отношения   к   приписываемым   ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений.   Только   сочетание   типичного   и   индивидуального   приведёт   к   формированию  активной жизненной позиции человека.  Значит у школы как основного института социализации есть 2 социально­психологические задачи: ­ усвоение обучающимися нормативного поведения; ­ построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.   Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность   ребенка   есть   необходимое   условие   воспитательного   процесса,   но   сама   эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся   образцов,   однако   не   слепого   их   воспроизведения,   а   творческого использования.  Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью   ребенка,   организуя   его   активное   самовоспитание   путем   совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог­воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот ­ всегда уникальный и самостоятельный ­ путь морально­ нравственного и социального развития.  Воспитание   представляет   собой   не   приспособление   детей,   подростков,   юношества   к наличным   формам   социального   бытия,   не   подгонку   под   определенный   стандарт.   В результате   присвоения   общественно   выработанных   форм   и   способов   деятельности происходит   дальнейшее   развитие   формирование   ориентации   детей   на   определенные ценности,   самостоятельности   в   решении   сложных   нравственных   проблем.   Условие эффективности   воспитания   ­   самостоятельный   выбор   или   осознанное   принятие   детьми содержания и целей деятельности.     Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как   неповторимой   человеческой   индивидуальности,   обеспечение   роста   и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или  пока только составляет  возможность, превращается в действительность. Воспитывать   ­   это   значит   направлять   развитие   субъективного   мира   человека,   с   одной стороны,   действуя   в   соответствии   с   тем   нравственным   образцом,   идеалом,   который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как   указывал   Л.С.   Выготский,   учитель   с   научной   точки   зрения   ­   только   организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником.     Но социализация личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений.   Выступая   и   субъектом,   и   результатом   общественных   отношений,   личность формируется   через   ее   активные   общественные   действия,   сознательно   преобразуя   и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе   целенаправленно   организуемой   деятельности   формируется   в   человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.  Факторы, влияющие на успешную социализацию школьников: ­ личностно­ориентированное обучение и воспитание; ­ уклад школьной жизни (правила, законы, традиции и др.); ­ стиль взаимоотношений участников учебно­воспитательного процесса; ­ введение единой школьной формы (приучает к порядку, дисциплине, «мажорности»,  деловому тону в отношениях); ­ социальное положение педагога; ­ общественное мнение об общеобразовательном учреждении (статус школы).      Ребенок   впитывает   в   себя   все   влияние   микросоциума,   становясь   его   полноценным участником   со   всеми   плюсами   и   минусами,   и   именно   образовательное   учреждение   с ведущей ролью педагогического коллектива и коллектива сверстников, взаимно дополняя друг друга, дают весь  нравственный,  социальный  опыт  и уровень знаний,  необходимый человеку в будущем.

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"

Доклад на педсовет "Школа как ведущий фактор социализации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017