Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»
Оценка 4.9

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
11 кл
10.01.2018
Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»
Нравственное воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Раньше руководствовались марксистско-ленинским учением о коммунистической морали основными положениями Морального кодекса строителя коммунизма, творческими идеями советской педагогики и психологии, опирались на достижения советской школы. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда. Наша школа должна давать молодежи умение вырабатывать самим нравственных норм взгляды. Наша мораль наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством.Нравственное воспитание личности ребенка — одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Раньше руководствовались марксистско-ленинским учением о коммунистической морали основными положениями Морального кодекса строителя коммунизма, творческими идеями советской педагогики и психологии, опирались на достижения советской школы. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда. Наша школа должна давать молодежи умение вырабатывать самим нравственных норм взгляды. Наша мораль наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством.
доклад на педсовете.docx
МБОУ «Ст.­Дракинская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинский муниципальный район Республика Мордовия  Доклад   «Воспитание сегодня ­ ради чего и как воспитывать?» Подготовила зам. директора по ВР Виляева Валентина.Петровна. 1 Доклад на педсовете «Воспитание сегодня ­ ради чего и как воспитывать?» Нравственное воспитание личности ребенка — одна из  самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни  нашего общества все более возрастает роль нравственных начал,  расширяется сфера действия морального фактора. Раньше руководствовались марксистско­ленинским учением о  коммунистической морали основными положениями Морального  кодекса строителя коммунизма, творческими идеями советской  педагогики и психологии, опирались на достижения советской  школы. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу  подняться выше, избавиться от эксплуатации труда. Наша школа должна давать молодежи умение вырабатывать  самим нравственных норм взгляды. Наша мораль наследует и развивает гуманистические нормы  нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие,  честность, скромность, чувство собственного достоинства,  товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты  морального облика человека1. Нравственное воспитание является процессом, направленным на  целостное формирование и развитие личности ребенка, и  предполагает становление его отношений к Родине, обществу,  коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.  В процессе нравственного воспитания школа формирует у  школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества,  коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое  уважение к людям труда. Общественная направленность  коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать,  что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. 2 Задача нравственного воспитания состоит в том,  чтобы необходимые требования общества педагоги превратили во  внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг,  честь, совесть, достоинство. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще  в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы  нравственности: формируются первоначальные нравственные  чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки  нравственного поведения. В школе эта работа  проводится систематически в течение одиннадцати лет под  руководством учителей, детского коллектива. Педагогическая  основа преемственности в воспитании состоит в том, что  приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения  и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные  нравственные знании и чувства являются тем фундаментом, на  котором в начальных классах происходит развитие новых форм  нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.  Между воспитанием на предыдущей и последующей ступенях  существует диалектическая взаимосвязь. Предшествующее  воспитание, сохраняя своеобразие данного периода, ориентируется  на особенности будущего, готовит к нему, а последующее  воспитание активно опирается на уже накопленный жизненный опыт ребенка. Педагог должен опираться на то новое положительное, что  появилось в психике ребенка, хотя оно является в данный  период еще слабым и неразвернутым. Психологи установили, что младший школьный возраст  характеризуется повышенной восприимчивостью внешних  влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в  безусловностьи необходимость нравственных норм,  бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим,  непосредственностью в поведении. Эти особенности являются  залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.  Именно в этом возрасте возникают большие возможности для  систематического и последовательного нравственного воспитания  детей. 3 Решающее значение для нравственного воспитания имеет  положительный нравственный опыт детей. Воспитание  протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни  ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам,  нормам, принципам и где он может сам убедиться в их  необходимости. Всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с  общественными интересами окружающих, с жизнью общества,  является нравственной. Нравственное начало пронизывает всю  многогранную практическую деятельность ребенка, его  эмоциональную и интеллектуальную сферы.Учатся ли дети, играют  ли на школьном дворе, трудятся, проводят ли сбор — всюду в  их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные. Отсюда следует,  что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый  раздел воспитания и как сторону любого другого раздела  воспитания. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает  возможность влиять на их нравственное развитие, дать ему  правильную направленность. Стержнем воспитания, определяющим нравственное  развитие, является формирование гуманистических отношений и  взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и  форм воспитательной работы и соответствующих конкретных  целей перед учителем всегда должна стоять задача организации  нравственных отношений детей. Особенное значение для  накопления нравственного опыта имеет общение и совместная  деятельность школьников в небольших группах сверстников,  которые могут специально создаваться педагогом или возникать  сами. Такие микроколлективы бывают временными и постоянными,  например дежурные, цветоводы, группы детей, объединенных для  игры. В небольшой группе школьник чаще и глубже испытывает  общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя,  но и самостоятельно установить отношения с другими детьми,  организовать коллективную деятельность, легче осознать свое  общественное поведение. Собственный нравственный опыт создает  условия для эффективного усвоения опыта других людей, который  передается детям в процессе нравственного просвещения. 4 Для нравственного формирования личности исключительно важны  самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только  по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится  прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует  избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечет за собой  отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс  должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в  которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный  выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются  в жизни, их можно создать и специально в игре, учении, труде и в  творческих занятиях. Словом, учитель_ должен научиться  правильно, действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него  не требуют отчета. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок  может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен  помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность  его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить  поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших  то или иное действие. Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми  нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми  своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную  оценку и самооценку. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен  быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. "Общий  идеал как необходимая общая цель воспитания принимает в  личности индивидуальную форму. Индивидуализация воспитания  должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты  качества. Одним из показателей эффективности системы  воспитания должно быть нравственное развитие ребенка,  существенные изменения в его духовно­нравственном мире. Эти  факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения  детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной  независимости поведения от внешнего контроля со стороны  взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих  5 поступков, в появлении внутреннего контроля —совести, осознания  моральной стороны поступков и самого себя как носителя  нравственности, нравственное развитие — это результат системы  воспитания и основной критерий эффективности воспитательной  работы. Нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребенка только при  поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место  разнообразных коллективных действий и переживаний,  накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети  приучаются к самостоятельной работе для успешного  осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с  усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей,  сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать  мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач,  ошибок. В воспитательном  отношении все предметы, которые изучаются в школе,  одинаково важны. Разнообразие предметов дает  возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону  своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые  руки, третий особенно ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, чётвертый особенно восприимчив к прекрасному,  пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности  ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда  каждый ребенок становится более знающим и умеющим в какой­то  области. В прочесе обучения в школе дети побывают на многих экскурсиях.  Экскурсии имеют основной целью познакомить детей с окружающей жизнью, природой и трудом людей. При этом главная  воспитательная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей  активное отношение к действительности, желание и умение  посильно охранять природу, уважать и беречь результаты труда  людей. Группы детей перед экскурсией получают общие задания;  6 выполняя их, школьники приобретают опыт совместного труда. Для накопления жизненного опыта большое значение имеет сочетание занятии «по расписанию» и в собственно «свободное  «время. «Свободное» время дается ребенку, чтобы он учился  проводить его с пользой для себя и других. Это время, которое  ребенок проводит по собственному желанию.  Организованная прогулка, чтение и игры по расписанию — это еще  не свободное время в полном смысле этого слова. В свободное  время ребенок должен иметь возможность сам или с товарищем  заняться каким­то делом по собственному выбору, пусть выбор  ограничен вначале двумя­тремя видами деятельности. «Свободное»  время уставит ребенка в положение, когда он может и должен  организовать себя сам, найти себе занятие, осознать свои желания и  реализовать свои интересы. Учить детей самостоятельно занимать  «несвободное» время любимым делом — значит воспитать у  них желание и потребность иметь «свободное» время. Все вопросы нравственного воспитания, которые  касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и  гармонического развития личности ребенка. Система нравственного  просвещения строится концентрически, т. е. в каждом классе  дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от  класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется  осознание нравственных понятий и представлений. Уже в I классе  учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и  справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и  личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что  работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется  комплексно в течение всех лет обучения. Нетрудно заметить, что упомянутые нравственные  понятия являются парными, дополняющими друг друга.  Доброжелательность к одному человеку будет обесценена, если она  несправедливо обернется недоброжелательностью к другим людям.  Точно так же дружба двух или нескольких ребят не должна идти  в ущерб их товарищескому отношению ко всем членам классного  коллектива. Наконец, коллективизм обязательно предполагает  7 личную ответственность каждого, без которой никакое дело не  может быть успешным, а коллектив теряет свою силу. Чтобы развить нравственное сознание школьников,  учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и  опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из  книг). Использование произведений художественной литературы в  процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей  способности сопереживания с другими, формирует их  положительные нравственные эмоции. Большое значение в нравственном воспитании детей имеет работа  над Правилами для учащихся. На их основе строится жизнь  коллектива. Выполнение правил является тем показателем, по  которому можно судить о воспитанности детей. Надо пользоваться  всяким подходящим случаем, чтобы напомнить о правиле, требовать его соблюдения, пока оно не войдет в привычку, отмечать  выполнение правил и не пропускать их нарушений. И это нужно  делать не только учителю. Сами ребята должны напоминать друг  другу о правилах, добиваться их неукоснительного выполнения. С школьниками необходимо проводить систематические беседы на  этические темы. Этические беседы проводятся по определенной  программе и в связи с событиями в классе. Важной предпосылкой нравственного воспитания  школьников является общий нравственный «климат» в классе и  школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских  взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает  себя равноправным членом коллектива. Такая обстановка  благоприятствует развитию достоинств и преодолению  недостатков школьников. Следует помнить о том, что на нравственном развитии школьников  отрицательно сказывается чрезмерное увлечение  баллами, соревнованиями за первое место, наказаниями и  поощрениями. Злоупотребление такими стимулами вносит разлад в  коллектив класса, может приводить к ссорам между детьми. Борьба  за отметки, баллы, за выигрыши в соревнованиях подчас  выступает на передний план. Между тем прежде всего нужно  8 направлять внимание детей на деятельность, которая может  принести пользу людям. Внешние стимулы целесообразно  использовать в период, когда дети еще не заинтересованы самим  делом. Сфера их применения ограничена (спортивные, санитарно­ бытовые мероприятия, труд). Внешние стимулы не могут занимать  значительное место в общественной работе, где главное — чувство  долга перед коллективом, в учении, где большую роль играет  разница в индивидуальных способностях. В нравственном воспитании младших школьников определяющее  значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям.  Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему  учителю. Если для отношений между учителем и учениками  характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же  будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать  общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно  хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку  конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить,  что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя  обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на  нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить  родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же  тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Следить за результатами воспитательной работы —  значит располагать фактами, которые характеризуют поведение  детей, их представления и переживания. По этим фактам учитель  может судить об успехах и неудачах проводимой им работы. Как же получить достоверные факты? Учитель независимо от того, ставит ли он перед собой  такую специальную задачу или нет, всегда наблюдает за  поведением детей, за их взаимоотношениями и высказываниями, за  проявлениями их чувств. Но в классе много детей, и наблюдать их  одновременно— значит смириться с тем, что будут замечены  лишь факты яркие и повторяющиеся. Разумеется, и по ним можно  составить представление о том, что интересно детям и где  влияние воспитательной работы наиболее эффективно. Но эти  9 факты могут быть случайными. Наряду с наблюдениями за всем  классом целесообразно проводить более глубокие наблюдения за  тремя— пятью учениками, выбранными учителем. Полезно провести и специальную работу по  исследованию изменении в уровне нравственной воспитанности  детей. В начале и в конце года учитель по одной и той же  методике фиксирует уровень воспитанности детей. Сравнение  данных двух отстоящих друг от друга на год или полгода  исследований о нравственном поведении и представлениях детей  даст известное основание для выводов об эффективности  проведенной воспитательной работы. Сопоставляя  результаты наблюдений и других данных, можно с наибольшей  полнотой охарактеризовать нравственное развитие ребенка. Учитель строит план своей воспитательной работы как с классом в  целом, так и с отдельными учащимися, учитывая полученные  материалы о развитии детского коллектива и отдельных  школьников. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ На уроках в постоянном общении с учителем и  сверстниками, формируется нравственность ребенка, обогащается  его жизненный опыт. Переживания школьников, их радости  и огорчения прежде всего связаны с учебой. На уроке  взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает  весь процесс обучения на уроке, а не так называемые  воспитательные моменты, Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания  на уроке? Научность и идейность содержания урони, нравственно­ эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, стиль  складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на  уроке, нравственная направленность личности учителя, его  отношение к изучаемому материалу и др. 10 Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг  помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.  Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной  для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и  интернационализме. На уроке постоянно возникают определенные деловые и  нравственные отношения между учащимися. Решая общие  познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся  общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать  в общей работе —и учитель оценивает умение учеников в  этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает  между ними отношении, характеризующиеся многими  признаками, которые cвoйственны отношениям в любой  коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого  участника к своему делу как к общему, умение согласованно  действовать вместе с другими для достижения общей цели,  взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный  успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти  возможности урока реализовать практически, учителю необходимо  создавать в течение урока ситуации, и которых у учеников была бы  возможность общения между собой: видимо, несколько ослабить  иногда излишне строгую регламентацию поведения детей на уроках. Перед учителем стоит сложная задача— так организовать  индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы  она вызывала общие переживания, способствовала воспитанию  коллективизм, были источником становления высоконравственных  взаимоотношении детей. Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно,  чтобы учитель оценил на уроке не только знания учебного  материала, но и обращал внимание на нравственные поступки  школьников. Учителю на уроках необходимо использовать  естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для  11 разъяснения характера возникающих между  детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов  коллектива, предупредить отрицательные поступки. В совместной  деятельности на уроках у школьников  вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это  касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят:  отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным  поступкам учеников в классе. Совместная работа школьников может быть  разнообразной. Общение детей возможно и на уроках математики.  Дети придумывают примеры и задачи па определенное правило,  задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет  задать вопрос или задачу. Сидящие за одной партой взаимно  проверяют ответы, полученные при решении примеров. Детям  дается задание придумать пример, записать его па карточке,  нарисовать к нему картинку. Потом карточки объединяются,  получается общий задачник. Можно дать детям и такие задания,  выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.  Например, один ученик имеет счетный материал одного цвета и  формы, другой — иного. Задание учителя — составить задачу,  используя материал обоих цветов и обеих форм. Дети должны  научиться объединять свои усилия, обращаться друг к другу. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от  успешно выполненной общей работы, который  пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные  переживания учащихся, способствует их нравственному  воспитанию. Объединение детей в микроколлективы для выполнения домашних  заданий позволяет дифференцировать подход к детям и по уровню  их знаний. Одним группам можно давать более сложные задания,  другим — менее сложные. Иногда менее развитого ребенка имеет  смысл включить в группу более сильных детей, чтобы ему было за  кем тянуться. В содержание домашних групповых заданий включаются  наблюдения, подготовка учебного материала для класса,  12 дидактические игры. Дидактические игры позволяют организовать  повторение учебного материала в увлекательной для детей форме. Играя, дети приобретают также навыки общения в группе. Основой  общения в данном случае является не просто игра, а учебная игра,  подготовка к урокам.   НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ  ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССНОГО  КОЛЛЕКТИВА Детский коллектив является условием, средством и  местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому  внимание учителя к вопросам организации и становления детского  коллектива должно быть неослабным и постоянным в течение  всех лет обучения детей в школе. Процесс формирования классного коллектива происходит  в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой.  Коллектив класса в жизни школьника выступает как основной  коллектив, потому что именно в нем происходит общественно  ценная и значимая для детей деятельность. В классном коллективе  дети осуществляют ведущую деятельность — учение, которое  является главным фактором их общего и нравственного развития.  Ребенок может находиться и в других коллективах, где он развивает и совершенствует свои самые разнообразные способности. Однако  коллективы по интересам (кружки и секции внешкольных  учреждений, музыкальные и художественные школы, школы  спортивные, кружки и секции по местожительству и т. п.) играют  скорее вспомогательную роль в развитии личности ребенка, и только в классном коллективе ребенок может наиболее полно осознать свои способности, возможности, свои успехи и неудачи. Надо помочь  детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его  интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своем  товарище, знать об условиях1_в_которых он его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и  развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в    живет, способствовать    13 коллективе защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что  он не безразличен коллективу. Забота о личности — первейшая  заповедь коллектива. Справедливость требует, чтобы  недобросовестный человек не мог злоупотреблять заботой  коллектива, эксплуатировать гуманное отношение коллектива к  нему. Вот почему с воспитанием коллективизма неразрывно связано  формирование личной ответственности за общее дело. Большое значение придается игре как важнейшей форме совместной деятельности детей и как одному из приемов организации учения,  труда и других занятий. Содержание сюжетных творческих игр помогает учителю обратить  внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей  (это игры в «почту», в «магазин», в «путешественников», в «город  вежливых» и др.). Коллективные подвижные игры подобраны так, что выполнение  правил игры требует следования нравственным нормам, соблюдение  которых необходимо для того, чтобы игра состоялась и была  интересной. В этих играх одновременно с достижениями в ловкости  движений, в скорости бега решаются и чисто воспитательные  задачи. Участники игры оказывают помощь товарищам, забывая о  своих личных интересах. Таким образом формируется чувство  коллективизма. В воспитательном отношении большое значение имеет правильный  состав играющих. Задача педагогов — оценить достоинства каждого ребенка и сделать его присутствие в той или иной играющей группе  необходимым и полезным для других. Личность ребенка многообразна и не исчерпывается  только успешностью в учении и дисциплинированностью. У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, моральные  качества, характериологические особенности и способности к тому  или иному виду деятельности. Все это может и должно найти в  класcном коллективе необходимые условия для положительного  развития. Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их  жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность,  неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих  14 товарищей — таков далеко не полный список возрастных  особенностей и тех трудностей, с которыми учитель встретится в с  коллективом школьников в процессе всестороннего развития  индивидуальности каждого ребенка. Учитель может рассаживать детей исходя из самых  разных оснований: активного ребенка с пассивным, девочку с  мальчиком, хорошо успевающего ученика с отстающим и т. п.,  однако при всем этом необходимо сохранить основной принцип:  сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребенка. В  течение года можно несколько раз провести «пересадку», это даст  возможность детям ближе познакомиться друг с другом, лучше  узнать большее количество детей. Для организации детского коллектива большое значение имеет  установление дежурства по классу. Обычно дежурят дети, сидящие  за одной партой, а само дежурство организуется по рядам. Следует  подчеркнуть, что дети, выполняющие данную общественную  обязанность, должны четко знать, что и как им необходимо делать, а учитель на первых порах помогает детям в установлении отношений руководства и подчинения. Дежурные выступают руководителями  детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь подчиняться  их законным просьбам и распоряжениям. Особенностью деятельности детей является активное и более  сознательное включение их самих в процесс организации жизни  класса. Некоторые функции, связанные с организацией  коллективной жизни учащихся, частично переходят от педагогов к  самим школьникам. Дети более самостоятельно организуются для  выполнения той или иной работы. Задача состоит в том, чтобы  продумать, какие стороны коллективной жизни класса можно  постепенно передать в руки детей, какие организационные  формы использовать для этого. Овладение элементами  самоуправления — самый верный путь подготовки детей к  деятельности в детской организации. Соответственно изменяется и позиция учителя в руководстве  внеклассной деятельностью детей. Учитель теперь чаще выступает  как советчик, консультант, высказывающий свое мнение, дающий  оценку происходящему. Он все более воздействует на учащихся  15 в нем нравственных  через актив, убеждая их в правильности и целесообразности своих  предложений. Однако без непосредственного участия учителя во всех  делах класса трудно обойтись. Он присутствует на классных  собраниях. Его слово остается решающим в конфликтных  ситуациях. Учителю еще часто приходится напоминать детям об их  обязанностях. Он направляет взаимоотношения детей, обращает их  внимание на проявления товарищества, доброжелательности,  справедливости, тактичности, осуждает эгоизм, грубость,  несправедливость. Словом, учитель по­прежнему регулирует жизнь  детей в классе, группе, но старается осуществлять свое руководство опосредованно—через актив класса. Становление и развитие  детского коллектива, формирование взаимоотношений — процесс сложный и длительный. Во внеклассной работе большое значение имеет нравственное  воспитание в общественно полезном труде, игре, на дополнительных занятиях. В детском коллективе между детьми формируются отношения,  которые связаны прежде всего с товарищеской солидарностью,  умением действовать сообща, потребностью передавать свои знания  и умения другим, учиться у других. Выбор классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников,  цветоводов, физруков, затейников, библиотекарей, ответственных за ведение календаря погоды, заранее нужно подбирать кандидатуры  наиболее подходящих ребят. При распределении общественных  поручений следует придерживаться таких правил: во­первых,  каждому ребенку должно быть по сердцу то, что ему поручает  выполнить коллектив, во­вторых, каждый ребенок должен  чувствовать ответственность за порученное дело, а для этого  эпизодически рассказывать, что он делает для классного  коллектива, в­третьих, необходимо охватить поручениями всех  детей. Сами поручения не следует давать на длительный срок.  Можно раз и месяц или и четверть менять ответственных за тот или  иной участок общественной работы. Если ребенок отказывается  выполнять поручение, то учитель тактично узнает причину отказа  (не следует насильно заставлять ребенка выполнять поручение) и  16 нужно убеждать школьника в необходимости его работы для  коллектива. Уже с первых дней учения в коллективе начинает формироваться  общественное мнение. Учитель должен уметь осторожно и  ненавязчиво управлять им. Работая с коллективом, нужно проводить классные собрания, на  которых дети учатся распределять общественные поручения,  рассказывать, что они сделали для коллектива, обсуждать, что было  хорошего и что плохого за прожитый месяц. В самом начале делает  это вместе с детьми, но затем постепенно активизирует большую  самостоятельность учащихся, формируя самодеятельность детского коллектива. Однако нужно помнить, что общественное мнение  коллектива — очень мощное средство, поэтому не следует,  например, на классных собраниях обсуждать и осуждать  неуспевающих учеников, так как мнение учащихся зачастую  категорично, а их суждения лишены необходимого такта. Нередко  такого рода обсуждения скорее разрушают, а не сплачивают детский коллектив. Процесс становления детского коллектива длителен и сложен. Он  не ограничивается и не исчерпывается организацией дежурств в  классе, выборами ответственных лиц, распределением поручений. Основная задача учителя в работе с коллективом состоит в том,  чтобы у каждого ребенка найти сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему  раскрыть перед коллективом то хорошее, что в нем уже есть. Само  собой разумеется, что педагог не только раскрывает возможности  ребенка, но и формирует их в процессе воспитательной работы,  устраняя недостатки его характера и поведения. Особым вниманием учителя должны пользоваться те дети, которые  по разным причинам не получают признания в среде сверстников.  Нередко полные, неуклюжие, худые дети или дети с какими­либо  физическими недостатками получают обидные прозвища, их не  принимают в общие игры. Обо всем этом учитель должен знать и  решительно пресекать неуважительное отношение к таким детям. В  течение всего года в классном коллективе должна быть создана  атмосфера доброжелательного, уважительного отношения к  17 каждому без исключения ребенку. Своей активной гуманистической позицией и стилем отношения ко всем детям педагог создает  образец для гуманных взаимоотношений между детьми. Учитель  добивается того, чтобы ребенку было приятно идти в школу, где он  встретит гуманное отношение как со стороны педагога, так и со  стороны детского коллектива. Нравственной личности присущи и такие качества, как честь,  совесть, дружба, любовь, ответственность, трудолюбие, мужество и  т.д. Так что же такое нравственность и как её воспитать в себе? Нравственность — это добровольное, сознательное соблюдение  заповедей, норм, принципов общественной жизни. Основы  нравственности закладываются и формируются в семье, а затем в  течение всей жизни человек занимается самовоспитанием,  саморазвитием, самосовершенствованием через самопознание,  саморегуляцию. Познавать себя — это значит знать сильные и слабые стороны своего я, своевременно избавляться от дурного и всего того, что мешает  жить и общаться с окружающими людьми. Судьба — это жизнь человека во всех ее проявлениях. Судьбы  человеческие разные. У одних счастливые, у других менее  счастливые, а у иных жизнь сопряжена огромными трудностями,  переживаниями. От чего зависит судьба человека? Бытует мнение,  что судьба нам свыше дана. Вероятно, что это так. В то же время  жизнь показывает, что человек, работая над собой, может влиять на  свою судьбу, изменить её. В лучшую сторону изменить может только нравственное начало, безнравственность разрушает жизнь человека  и физически. Мудрость народная гласит: "Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку­пожнешь характер, посеешь  характер —пожнёшь судьбу.» Значит, от характера зависит судьба  человеческая.Так что же такое характер? Характер —это  совокупность свойств личности, особенности. Эти свойства  бывают как положительные, так и отрицательные. Там, где друг друга понимают, считаются с окружающими, видят в  человеке ценность и неповторимость каждой личности, когда любят  18 и уважают друг друга искренне, от всей души, понятия чести,  совести, любви, дружбы, ответственности и т. д. являются нормой  человеческих отношений. Я думаю, что в будущем проблемы добра и зла не будут так остро  стоять перед нами, т.к. нравственное начало в людях будет  преобладать, а безнравственность отступит. Но это само собой не  произойдёт, для этого нам всем нужно много трудиться.     19

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»

Доклад на педсовете   «Воспитание сегодня - ради чего и как воспитывать?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018