«Роль родителей в подготовке
выпускников к сдаче
экзаменов»
.
Жизнь – это вечный экзамен,
Да жаль, расписания нет.
И в жизни мы часто тянем
Невыученный билет.
И вспоминаем старательно,
задумчиво в пол глядим,
Но некому подсказать нам:
Мы с жизнью один на один
Психологическая готовность к сдаче
экзамена- это особое состояние
готовности, «настрой» на определенное
поведение, ориентированность на
целесообразные действия, актуализация
и приспособление возможностей
личности для успешных действий в
ситуации сдачи экзамен
Главное, в чём нуждаются подростки
в этот период – это эмоциональная
поддержка родных и близких.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов,
определяющих успешность ребёнка в сдаче экзамена.
Успешность сдачи экзамена
во многом зависит от
настроя и отношения к
этому родителей.
Поддерживать можно
посредством:
Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
Высказываний («Я горжусь тобой»).
Прикосновений (дотронуться до руки, обнять).
Совместных действий (сидеть, стоять рядом).
Выражения лица ( улыбка, кивок, смех).
Не повышайте тревожность
ребенка накануне экзамена, т.к.
если взрослые в ответственный
момент могут справиться со своими
эмоциями, то ребенок в силу своих
возрастных особенностей может
эмоционально «сорваться»
Подбадривайте ребенка, хвалите
за то, что получилось, повышайте
уверенность в себе, т.к. чем
больше ребенок боится неудачи,
тем более вероятность допущения
ошибки.
Наблюдайте за самочувствием
ребенка, т.к. никто, кроме Вас, не
переутомлением
сможет вовремя заметить и
предотвратить ухудшение
состояния ребенка, связанное с
экзаменационным стрессом или
Обратите внимание на питание ребенка:
напряжения ему необходима
во время интенсивного умственного
разнообразная и сбалансированная еда.
Рыба, творог, курага, орехи
стимулируют работу головного мозга
Заранее приучайте ребенка
ориентироваться во времени,
уметь его распределять. Этим вы
тревожность.
развиваете умение
концентрироваться во время
экзамена, что придаст ребенку
спокойствие и снимет излишнюю
Посоветуйте детям во время
экзамена обратить внимание на
следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого
(это поможет
типа задания в нем содержаться
настроиться на работу);
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его
смысл (характерная ошибка во время тестирования- не
дочитав до конца, по первым словам уже предполагают
ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на
вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и
указать наиболее вероятный вариант.
Согласитесь, что каждый, кто
сдаёт экзамены, независимо от
их результата, постигает самую
важную в жизни науку – умение не
сдаваться в трудной ситуации, а
провалившись – вдохнуть полной
грудью и идти дальше.
При подготовке к экзаменам,
попробуйте выполнить
некоторые рекомендации:
Совместно с ребёнком создайте план подготовки - на
какие предметы придется потратить больше
времени, а что требует только повторения.
Определите вместе с ребенком его «золотые часы»
(«жаворонок» он или «сова»).
Обеспечьте дома удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Желательно, чтобы выпускник при
желании имел возможность рассказать
родителям выученный материал. Во
первых, проговаривание закрепляет
материал в памяти, а вовторых,
снимает панику(«Я нечего не знаю!!!»).
Способы снятия эмоционального
напряжения :
• Разговор.
• Переключаться на занятия, приносящие
удовольствие.
• Стараться высыпаться и правильно питаться.
• Прибегать к процедурам, улучшающим
самочувствие (душ, прогулка, физическая
разрядка).
• Переключаться на приятные сегодняшние
воспоминания (новости, комплименты и пр.).
• Не бойтесь плакать.
• Активизация чувства юмора .
• Развивайте навыки саморегуляции (самовнушения).
• Постараться принять негативные события как
необходимость совершить позитивные действия (по
принципу: всё, что не делается, всё к лучшему).
• Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью
искусства – сочинение песен, стихов, рассказов и
пр.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые
ребенок получит на экзамене, внушайте
ребенку мысль, что количество баллов не
является совершенным измерением его
возможностей. Не критикуете ребёнка после
экзамена. Внушайте своему ребенку мысль, что
вы любите его не за отметки или количество
баллов, а просто за то, что он у вас есть.
Накануне экзамена обеспечьте ребёнку
полноценный отдых, он должен
отдохнуть и как следует выспаться.
Перед экзаменом не забудьте пожелать
своим детям «Ни пуха, ни пера».