Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Оценка 4.6

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Оценка 4.6
Семинары
docx
русский язык
Взрослым
06.04.2018
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
С наступлением эпохи глобализации системы образования многие развитые государства мирового сообщества находятся в состоянии постоянной модернизации и реформирования. Наша страна, согласно ежегодным Посланиям главы государства народу Казахстана, тоже находится на воле преобразований. Процесс идет непрерывно и набирает обороты с каждым годом – перед системой образования поставлены весьма амбициозные цели по улучшению качества образования. Наиглавнейшей задачей образовательных реформ является адаптация системы образования к современной действительности. В докладе рассмотрены популярные приемы преподавания.
Доклад.docx
Доклад «Современные методики и технологии в обучении» Подготовила: учитель русского языка и литературы КГУ «Школы-гимназии №1 им. М.Горького» Образование – важнейшее из всех земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно. Р.Киплинг С наступлением эпохи глобализации системы образования многие развитые государства мирового сообщества находятся в состоянии постоянной модернизации и реформирования. Наша страна, согласно ежегодным Посланиям главы государства народу Казахстана, тоже находится на воле преобразований. Процесс идет непрерывно и набирает обороты с каждым годом – перед системой образования поставлены весьма амбициозные цели по улучшению качества образования. Наиглавнейшей задачей образовательных реформ является адаптация системы образования к современной действительности. Наш Президент поставил задачу о вхождении республики сначала в 50-ку, а затем и в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира и целенаправленно действует в направлении достижения цели. Осовременивание системы образования играет важную роль в достижении намеченных программ, так как образование является главным приоритетом долгосрочной стратегии «Казахстан - 2030». «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение трудиться, умение учиться, умение жить в современном мире», - отметил Глава государства. И для нас, учителей, это призыв для дальнейших действий в воспитании и подготовке молодежи, обладающей критическим мышлением и способной ориентироваться в потоке информации. Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы повысить качество образования и его доступность. Качество – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс, который необходимо постоянно совершенствовать. От нас, педагогов, зависит многое, так как мы и есть основная движущая сила в качественной подаче информационного материала. А для этого нужно, чтобы учитель прежде всего сам владел современными образовательными технологиями, обладал способностью доступно подавать учебный материал (каким бы сложным для понимания он ни был), умел творчески относиться к методам обучения и, самое главное, любил детей. Талантливый, тактичный, имеющий связь с жизнью, способный заинтересовать детей и вести их за собой – вот какими качествами должен обладать современный учитель! Вся современная система образования ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых сохраняется баланс между социальными и индивидуальными потребностями. Я использую в своей педагогической практике технологию личностно – ориентированного образования, так как она необходима для повышения качества обученности. На каждом уроке использую технологию уровневой дифференциации. Для работы с сильными учениками я составила целую программу «Работа с одаренными детьми», а для учащихся со слабой мотивацией подобрала упражнения и задания для повторения и закрепления пройденного материала. Такая технология работает систематически, беспрерывно. Пустишь на самотек или забросишь – теряется смысл работы и интерес учащихся. Ежеурочно бывают задействованы ученики с разным уровнем обученности. Основная масса класса работает над заданиями средней сложности, а дети группы А и С работают индивидуально: по карточкам и у отдельной доски. Конечно же, каждый классный коллектив имеет свои особенности, и поэтому краткосрочные планы не могут составляться шаблонно. Какой бы трудоемкой ни была эта работа, составляю поурочные планы ежегодно. Важным элементом в обучении является оценивание. Оно оказывает огромное влияние на ученика, на его отношение к предмету, личности педагога, к школе в целом и учебный процесс. Поэтому стараюсь создать ситуацию успеха на каждом уроке, впоследствии становится одним из направлений повышения качества образования. Самая применяемая мною технология – создание проблемной ситуации на уроке. На доске обозначаю проблему, учащиеся ее решают путем логических выводов и решений. Например, при изучении в 6 классе темы «Чередование гласных в корне слова» в столбиках записаны слова: ПРИЛАГАТЬ ПРИЛОЖИТЬ ПОЛАГАТЬ ПОЛОЖИТЬ СЛАГАЕМОЕ СЛОЖЕНИЕ Предлагаю учащимся ответить на вопрос: - Почему слова распределены именно в таком порядке? – Что сыграло роль в правописании гласной в корне? Если ученики ответили верно, т.е. повлияла следующая согласная, то усложняю задачу: - Чем похожи слова в столбиках? Ученики находят общее – следующий за конем суффикс - а -. Можно еще более усложнить задачу: определить вид данных глаголов. Таким образом, складывается алгоритм: «Пиши гласную А в корне – лаг - перед согласной Г, если за корнем следует суффикс –А- и если это глагол несовершенного вида». Составление алгоритмов практикую на каждом уроке изучения орфографии. Это облегчает процесс обучения, упорядочивает его и систематизирует. Учащиеся заводят блокноты – помощники в 5 классе и ежегодно пополняют его новыми записями – алгоритмами-схемами. И тогда в 11 классе предмет Русский язык не кажется им «темным лесом», в котором обитает бесчисленное множество чудищ – грамматических правил со своими детенышами-исключениями. Работая много лет в системе школьного образования, стала замечать, что многие идеи из прошлого стали возвращаться и входить в современные технологии по принципу «новое – это хорошо забытое старое». Технологию «Горячий стул», например, я использовала еще в юности. Только ученик не сидел перед коллективом на стуле, а стоя отвечал на вопросы одноклассников, потому что спрашивающий тоже вставал. Вопросы составлялись тут же во время опроса, а по литературе заготавливались заранее. При этом снималась напряженность, связанная с опросом, и монотонность устного опроса. Опрос ведется по пройденному разделу, охватывая все аспекты грамматического правила. Например, после изучения раздела «Имя существительное» составляются такие вопросы: Какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? Каково общее грамматическое значение? С какими частями речи согласуется? Какие морфологические признаки имеет? На какие разряды делится? Какую синтаксическую роль играет в предложении? - из этих вопросов составляю блиц-опрос (ученики записывают только ответ) и провожу взаимопроверку в парах или по рядам – это экономит время на уроке. Либо составляем схему – кластер, в которой заменяем часть речи. Игра «Рассказ на одну букву» полюбилась детям и стала неотъемлемой частью любого лингвистического конкурса. Задается тема с ключевыми словами и предлагается за 10- 15 минут составить рассказ на одну букву. Например, буква П и слово Петербург. Получаем в итоге: «Поездки в Петербург постоянно популярны. На перемене планировали поездку подгруппой. Приготовили паспорта и продукты. Пришлось поехать в понедельник пораньше. Произошло первое происшествие: попутчица проспала. Подождали. Поругали. Поехали попуткой. По пути пели песни. Поездка проходила по программному плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. По пути почти потеряли поклажу, но проворно подобрали, проверили и продолжили путь. Пошутили, посмеялись. получили попутно предложение поучаствовать в празднествах. Перед площадью подзаправились. Поглазели на прохожих, присоединились к первой подгруппе. Поступило предложение посетить пункт продаж и покупок. Посетили. Потратились. Попутно полюбовались природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями. Приехали помолодевшие и посвежевшие». Для развития у учащихся исследовательских навыков в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентаций, что тоже является средством повышения качества образования и заинтересованности процессом обучения. Так при изучении темы «Женская поэзия в русской литературе» в 11 классе разделила учащихся на несколько подгрупп по интересам и предложила каждой поисковое и творческое задание. Биографы нашли интересные сведения о личной жизни Анны Андреевны Ахматовой и Марине Ивановне Цветаевой. Исследовательская группа подготовила сопоставительные анализы лирических произведений. Программисты создали слайды для презентации и снабдили их комментариями. Художники (Еркебулан и Абылайхан) прямо на уроке изобразили свое видение портрета в графике. «Музыканты» и «певцы» исполняли песни на стихи Ахматовой и Цветаевой. Никто не остался не задействованным.Работа проходила в творческой атмосфере. Так реализуются дидактические принципы технологии Развития критического мышления: активность субъектов образовательного процесса, связь обучения с жизнью, ценность личности и сотрудничество в обучении. Одним из приемов критического мышления является З – У – Х (ЗНАЮ – УЗНАЛ – Хочу УЗНАТЬ) (Oqle, 1986) и применим для чтения, когда прослушивается или прочитывается лекция. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая может длиться несколько дней. Я использовала этот прием в 5 классе на уроке-обобщении по творчеству Г.Х.Андерсена. Учащимся были розданы тексты «Краткое жизнеописание Г.Х.Андерсена» для прочтения. В процессе чтения они должны были сделать пометки на полях текста: V – я это знал, + - узнал, ! – это интересно, ? – хочу узнать. Мы это называем «Маркировкой текста» или INSERT. Затем в тетрадях они расчертили таблицу и после краткой беседы приступили к ее заполнению. Что я знаю Что я хочу узнать Что я узнал Вот этот текст: «Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика окружающие заметили рано. Уже в четыре года Андерсен научился читать, а побывав на Рождестве в театре, начал сочинять пьесы и стихи. Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и стал учиться в школе для бедных, где учили только письму, арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году Хансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании. Здесь он сдал экзамен на звание учителя. Должность позволила молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь. В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов. Он стал много писать. В 1838 году Андерсен публикует свой первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными сказки «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля». С тех пор новые сборники стали выходить регулярно. Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений (собрание его сочинений составляет восемь объемистых томов), в мировую литературу он вошел именно как писатель-сказочник. За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, Азии и даже добрался до Африки. На родине, в Дании, когда ему исполнилось 50 лет, ему был поставлен памятник, за который сказочник очень обиделся на скульптора. В 1958 году ЮНЕСКО учредила Международную золотую медаль Андерсена, которая называется Малая Нобелевская премия. Один раз в два года присуждается она двум людям. День рождения Андерсена - 2 апреля объявлен Днем …» После прочтения данного текста учащиеся заполняют вкратце сведениями, известными уже с начальных классов: место рождения, детство и т.п. Вторую графу – по урокам изучения жизни и творчества великого сказочника по программе 5 класса. И вполне естественно встает сразу вопрос по трем непонятным детям фактам: - За что обиделся сказочник на скульптора? – Кому присуждается Малая Нобелевская премия? – Каким днем объявлено 2 апреля? Эти факты обсуждаются всем классом и с помощью учителя. Таким образом, учащиеся проходят стадию осмысления. На этой стадии применяется несколько приемов. Один из них – взаимообучение. Общеизвестно, что легче обучиться, обучая других. Отсюда и возник этот прием. Как и прием взаимоопроса, был разработан, чтобы дать всем учащимся возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом. Этот прием лучше всего применим в работе с информативным текстом. Взаимообучение (Broyn, 1984) проходит в группах из 2-4 человек. Текст можно брать из учебника - теоретический материал и художественные тексты. Учащиеся по очереди играют роль учителя – роль, которая требует от них выполнения 5 определенных действий: суммирование содержания абзаца, составление вопросов по данному тексту, разъяснение неясных моментов, прогнозирование содержания следующего абзаца и, наконец, задание для следующего этапа. Многие приемы, которыми мы пользуемся на стадиях ВЫЗОВ и ОСМЫСЛЕНИЕ, логически переходят в стадию РАЗМЫШЛЕНИЕ и достигают там своей кульминации. Вот, например, некоторые из «Парная мозговая атака», «Ключевые термины», них: «Кластер», «ЗУН», «Двойной дневник», «Дискуссия», «Десятиминутное сочинение», «Пятиминутное эссе», «Бортовой журнал», «Трехчастный дневник» и другие приемы. Ключевые термины применимы при изучении теоретического материала. Их хорошо использовать на уроках литературы при знакомстве с одним из литературных направлений или течений. Учитель записывает на доске 7 ключевых слов (если тема обширная – 14 слов). После прочтения материала учащиеся закрывают учебник о воспроизводят содержание текста, опираясь на ключевые слова. Это тренирует память и развивает речь учащихся. Из плотной бумаги склеивается кубик, на каждой стороне которого записаны задания: 1 – ОПИШИ ЭТО. 2 – СРАВНИ ЭТО. 3 – ПРОАССОЦИИРУЙ ЭТО. 4 – ПРОАНАЛИЗИРУЙ ЭТО. 5 – ПРИМЕНИ ЭТО. 6 – ПРИВЕДИ ЗА И ПРОТИВ (Heeld, 1986, цитирует Tomkins, 1990). В старших классах кубики удобно применять при характеристике героев. Например, в 9 классе на уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Но самый, я думаю, популярный у всех учителей на любом уроке прием – это СИНКВЕЙН. Его можно применять буквально на каждом уроке по всем школьным дисциплинам. Изучили на уроке физики атом – сочини синквейн про атом, изучили на уроке зоологии насекомых – придумай синквейн про них. А у нас, филологов, изучили тему Глагол и на этапе рефлексии обобщили Интересен также прием «Кубики». тему синквейном, познакомились с лирикой С.А.Есенина – посвяти синквейн поэту. Это очень важное умение – резюмировать информацию, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Как говорил А.П.Чехов: «Краткость – сестра таланта». Оно требует вдумчивой рефлексии информации и материала в кратких выражениях. Вообще, слово «синквейн» произошло от французского «пять». Таким образом, стихотворение состоит из пяти нерифмованных строк. Каждая строка строго регулируется: 1 строка – тема названа одним словом – существительным, 2 строка – описание темы в двух словах – прилагательных, 3 строка – это описание действия в рамках темы тремя словами-глаголами, 4 строка – это фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме, и наконец, 5 строка – это синоним (метафора) к первой строчке. Приступая к использованию этого приема, необходимо сначала объяснить детям его принцип и показать несколько примеров. Результат превзойдет все ваши ожидания – учащиеся раскроют все свои скрытые возможности. Вот примеры синквейнов: Былины Народные, эпические Рассказывают, воспевают, прославляют Открывают мир русского эпоса Мир культуры А вот что сочинили недавно мои ученики 9-классники на уроке русского языка «Составление текстов из ССП и СПП»: Казахстан Огромный, полиязычный Развивается, богатеет, расцветает На всех одна страна Отчизна Или вот: Родина Великая, независимая Любим, гордимся, развиваемся Я люблю свою родину Казахстан В своем докладе я хотела сказать, что применение современных технологий позволит повысить интерес учащихся к обучению, наглядно представит учебный материал, интенфицирует процесс объяснения нового материала, позволит отрегулировать объем и скорость усваиваемого материала посредством анимации, повысит познавательную деятельность обучающихся. Для того чтобы улучшить качество образования, следует самому учителю постоянно совершенствоваться и совершенствовать процессы преподавания и обучения, использовать разнообразные методики и технологии, применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения. А еще хочется добавить: продуманно формулировать цели своей деятельности, отслеживать уровень мотивации учащихся, наметив шаги по повышению мастерства, применяя разнообразные формы внеклассной работы, и вызвать интерес у большинства учащихся. Наблюдать за траекторией развития своей собственной педагогической деятельности.

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"

Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018