Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Оценка 4.6
Семинары
docx
русский язык
Взрослым
06.04.2018
С наступлением эпохи глобализации системы образования многие развитые государства мирового сообщества находятся в состоянии постоянной модернизации и реформирования. Наша страна, согласно ежегодным Посланиям главы государства народу Казахстана, тоже находится на воле преобразований. Процесс идет непрерывно и набирает обороты с каждым годом – перед системой образования поставлены весьма амбициозные цели по улучшению качества образования. Наиглавнейшей задачей образовательных реформ является адаптация системы образования к современной действительности. В докладе рассмотрены популярные приемы преподавания.
Доклад.docx
Доклад
«Современные методики и технологии в обучении»
Подготовила: учитель русского языка и литературы КГУ «Школы-гимназии №1
им. М.Горького»
Образование – важнейшее из всех земных благ,
если оно наивысшего качества. В противном
случае, оно совершенно бесполезно.
Р.Киплинг
С наступлением эпохи глобализации системы образования
многие развитые государства мирового сообщества находятся в
состоянии постоянной модернизации и реформирования. Наша
страна, согласно ежегодным Посланиям главы государства народу
Казахстана, тоже находится на воле преобразований. Процесс
идет непрерывно и набирает обороты с каждым годом – перед
системой образования поставлены весьма амбициозные цели по
улучшению качества образования. Наиглавнейшей задачей
образовательных реформ является адаптация системы
образования к современной действительности. Наш Президент
поставил задачу о вхождении республики сначала в 50-ку, а затем
и в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира и
целенаправленно действует в направлении достижения цели.
Осовременивание системы образования играет важную роль в
достижении намеченных программ, так как образование является
главным приоритетом долгосрочной стратегии «Казахстан - 2030».
«Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как
можно шире. Каждому человеку надо привить умение трудиться,
умение учиться, умение жить в современном мире», - отметил
Глава государства. И для нас, учителей, это призыв для
дальнейших действий в воспитании и подготовке молодежи,
обладающей критическим мышлением и
способной
ориентироваться в потоке информации.
Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы повысить качество
образования и его доступность. Качество – это одна из основных
проблем современной школы. Это процесс, который необходимо
постоянно совершенствовать.
От нас, педагогов, зависит многое, так как мы и есть основная
движущая сила в качественной подаче информационного
материала. А для этого нужно, чтобы учитель прежде всего сам владел современными образовательными технологиями, обладал
способностью доступно подавать учебный материал (каким бы
сложным для понимания он ни был), умел творчески относиться к
методам обучения и, самое главное, любил детей. Талантливый,
тактичный, имеющий связь с жизнью, способный заинтересовать
детей и вести их за собой – вот какими качествами должен
обладать современный учитель!
Вся современная система образования ориентируется на
создание таких технологий и способов влияния на личность, в
которых сохраняется баланс между социальными и
индивидуальными потребностями.
Я использую в своей педагогической практике технологию
личностно – ориентированного образования, так как она
необходима для повышения качества обученности. На каждом
уроке использую технологию уровневой дифференциации. Для
работы с сильными учениками я составила целую программу
«Работа с одаренными детьми», а для учащихся со слабой
мотивацией подобрала упражнения и задания для повторения и
закрепления пройденного материала. Такая технология работает
систематически, беспрерывно. Пустишь на самотек или забросишь
– теряется смысл работы и интерес учащихся. Ежеурочно бывают
задействованы ученики с разным уровнем обученности. Основная
масса класса работает над заданиями средней сложности, а дети
группы А и С работают индивидуально: по карточкам и у
отдельной доски. Конечно же, каждый классный коллектив имеет
свои особенности, и поэтому краткосрочные планы не могут
составляться шаблонно. Какой бы трудоемкой ни была эта работа,
составляю поурочные планы ежегодно. Важным элементом в
обучении является оценивание. Оно оказывает огромное влияние
на ученика, на его отношение к предмету, личности педагога, к
школе в целом и учебный процесс. Поэтому стараюсь создать
ситуацию успеха на каждом уроке, впоследствии становится
одним из направлений повышения качества образования.
Самая применяемая мною технология – создание проблемной
ситуации на уроке. На доске обозначаю проблему, учащиеся ее
решают путем логических выводов и решений. Например, при
изучении в 6 классе темы «Чередование гласных в корне слова» в
столбиках записаны слова: ПРИЛАГАТЬ ПРИЛОЖИТЬ
ПОЛАГАТЬ ПОЛОЖИТЬ
СЛАГАЕМОЕ СЛОЖЕНИЕ
Предлагаю учащимся ответить на вопрос:
- Почему слова распределены именно в таком порядке?
– Что сыграло роль в правописании гласной в корне?
Если ученики ответили верно, т.е. повлияла следующая согласная,
то усложняю задачу:
- Чем похожи слова в столбиках?
Ученики находят общее – следующий за конем суффикс - а -.
Можно еще более усложнить задачу: определить вид данных
глаголов. Таким образом, складывается алгоритм: «Пиши гласную
А в корне – лаг - перед согласной Г, если за корнем следует
суффикс –А- и если это глагол несовершенного вида».
Составление алгоритмов практикую на каждом уроке изучения
орфографии. Это облегчает процесс обучения, упорядочивает его
и систематизирует. Учащиеся заводят блокноты – помощники в 5
классе и ежегодно пополняют его новыми записями –
алгоритмами-схемами. И тогда в 11 классе предмет Русский язык
не кажется им «темным лесом», в котором обитает бесчисленное
множество чудищ – грамматических правил со своими
детенышами-исключениями.
Работая много лет в системе школьного образования, стала
замечать, что многие идеи из прошлого стали возвращаться и
входить в современные технологии по принципу «новое – это
хорошо забытое старое». Технологию «Горячий стул», например,
я использовала еще в юности. Только ученик не сидел перед
коллективом на стуле, а стоя отвечал на вопросы одноклассников,
потому что спрашивающий тоже вставал. Вопросы составлялись
тут же во время опроса, а по литературе заготавливались заранее.
При этом снималась напряженность, связанная с опросом, и
монотонность устного опроса. Опрос ведется по пройденному
разделу, охватывая все аспекты
грамматического правила.
Например, после изучения раздела «Имя существительное»
составляются такие вопросы: Какая это часть речи? На какие вопросы отвечает? Каково общее грамматическое значение? С
какими частями речи согласуется? Какие морфологические
признаки имеет? На какие разряды делится? Какую
синтаксическую роль играет в предложении? - из этих вопросов
составляю блиц-опрос (ученики записывают только ответ) и
провожу взаимопроверку в парах или по рядам – это экономит
время на уроке. Либо составляем схему – кластер, в которой
заменяем часть речи.
Игра «Рассказ на одну букву» полюбилась детям и стала
неотъемлемой частью любого лингвистического конкурса.
Задается тема с ключевыми словами и предлагается за 10- 15
минут составить рассказ на одну букву. Например, буква П и слово
Петербург. Получаем в итоге: «Поездки в Петербург постоянно
популярны.
На перемене планировали поездку подгруппой.
Приготовили паспорта и продукты. Пришлось поехать в
понедельник пораньше. Произошло первое происшествие:
попутчица проспала. Подождали. Поругали. Поехали попуткой. По
пути пели песни. Поездка проходила по программному плану.
Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили
печать в паспорт. По пути почти потеряли поклажу, но проворно
подобрали, проверили и продолжили путь. Пошутили, посмеялись.
получили попутно предложение поучаствовать в празднествах.
Перед площадью подзаправились. Поглазели на прохожих,
присоединились к первой подгруппе. Поступило предложение
посетить пункт продаж и покупок. Посетили. Потратились.
Попутно полюбовались природой, пожелтевшим перелеском,
позолотившимися полями. Приехали помолодевшие и
посвежевшие».
Для развития у учащихся исследовательских навыков в процессе
обучения применяю проектные методы
по созданию
презентаций, что тоже является средством повышения качества
образования и заинтересованности процессом обучения. Так при
изучении темы «Женская поэзия в русской литературе» в 11
классе разделила учащихся на несколько подгрупп по интересам и
предложила каждой поисковое и творческое задание. Биографы
нашли интересные сведения о личной жизни Анны Андреевны
Ахматовой и Марине Ивановне Цветаевой. Исследовательская
группа подготовила сопоставительные анализы лирических
произведений. Программисты создали слайды для презентации и снабдили их комментариями. Художники (Еркебулан и Абылайхан)
прямо на уроке изобразили свое видение портрета в графике.
«Музыканты» и «певцы» исполняли песни на стихи Ахматовой и
Цветаевой. Никто не остался не задействованным.Работа
проходила в творческой атмосфере.
Так реализуются
дидактические принципы технологии Развития критического
мышления: активность субъектов образовательного процесса,
связь обучения с жизнью, ценность личности и сотрудничество в
обучении.
Одним из приемов критического мышления является З – У – Х
(ЗНАЮ – УЗНАЛ – Хочу УЗНАТЬ) (Oqle, 1986) и применим для чтения,
когда прослушивается или прочитывается лекция. Он также
хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся,
которая может длиться несколько дней. Я использовала этот
прием в 5 классе на уроке-обобщении по творчеству
Г.Х.Андерсена. Учащимся были розданы тексты «Краткое
жизнеописание Г.Х.Андерсена» для прочтения. В процессе чтения
они должны были сделать пометки на полях текста: V – я это знал,
+ - узнал, ! – это интересно, ? – хочу узнать. Мы это называем
«Маркировкой текста» или INSERT. Затем в тетрадях они
расчертили таблицу и после краткой беседы приступили к ее
заполнению.
Что я знаю
Что я хочу узнать
Что я узнал
Вот этот текст:
«Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье
бедного сапожника и прачки. В доме его родителей часто не
бывало хлеба, но всегда были книги. Одаренность мальчика
окружающие заметили рано. Уже в четыре года Андерсен
научился читать, а побывав на Рождестве в театре, начал сочинять
пьесы и стихи.
Из-за отсутствия денег он не смог попасть в городскую школу и
стал учиться в школе для бедных, где учили только письму,
арифметике и закону божьему. После смерти отца в 1816 году
Хансу пришлось зарабатывать на жизнь уроками. В 1819 году
четырнадцатилетний Андерсен скопил немного денег и
отправился на поиски своей судьбы в Копенгаген, столицу Дании. Здесь он сдал экзамен на звание учителя. Должность позволила
молодому писателю избавиться от нужды и резко изменила жизнь.
В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал
несколько книжек стихов.
Он стал много писать. В 1838 году Андерсен публикует свой
первый сборник, в который вошли ставшие всемирно известными
сказки «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине»,
«Соловей», «Новое платье короля». С тех пор новые сборники
стали выходить регулярно.
Хотя Андерсен написал множество прекрасных произведений
(собрание его сочинений составляет восемь объемистых томов), в
мировую литературу он вошел именно как писатель-сказочник.
За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих
странах Европы, Азии и даже добрался до Африки.
На родине, в Дании, когда ему исполнилось 50 лет, ему был
поставлен памятник, за который сказочник очень обиделся на
скульптора.
В 1958 году ЮНЕСКО учредила Международную золотую медаль
Андерсена, которая называется Малая Нобелевская премия. Один
раз в два года присуждается она двум людям.
День рождения Андерсена - 2 апреля объявлен Днем …»
После прочтения данного текста учащиеся заполняют вкратце
сведениями, известными уже с начальных классов: место
рождения, детство и т.п. Вторую графу – по урокам изучения
жизни и творчества великого сказочника по программе 5 класса. И
вполне естественно встает сразу вопрос по трем непонятным
детям фактам: - За что обиделся сказочник на скульптора? – Кому
присуждается Малая Нобелевская премия? – Каким днем
объявлено 2 апреля?
Эти факты обсуждаются всем классом и с помощью учителя.
Таким образом, учащиеся проходят стадию осмысления. На этой
стадии применяется несколько приемов. Один из них –
взаимообучение. Общеизвестно, что легче обучиться, обучая
других. Отсюда и возник этот прием. Как и прием взаимоопроса,
был разработан, чтобы дать всем учащимся возможность
оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом. Этот прием лучше всего
применим в работе с
информативным текстом. Взаимообучение (Broyn, 1984) проходит
в группах из 2-4 человек. Текст можно брать из учебника -
теоретический материал и художественные тексты. Учащиеся по
очереди играют роль учителя – роль, которая требует от них
выполнения 5 определенных действий: суммирование содержания
абзаца, составление вопросов по данному тексту, разъяснение
неясных моментов, прогнозирование содержания следующего
абзаца и, наконец, задание для следующего этапа.
Многие приемы, которыми мы пользуемся на стадиях ВЫЗОВ и
ОСМЫСЛЕНИЕ, логически переходят в стадию РАЗМЫШЛЕНИЕ и
достигают там своей кульминации. Вот, например, некоторые из
«Парная мозговая атака», «Ключевые термины»,
них:
«Кластер», «ЗУН», «Двойной дневник», «Дискуссия»,
«Десятиминутное сочинение»,
«Пятиминутное эссе»,
«Бортовой журнал», «Трехчастный дневник» и другие приемы.
Ключевые термины применимы при изучении теоретического
материала. Их хорошо использовать на уроках литературы при
знакомстве с одним из литературных направлений или течений.
Учитель записывает на доске 7 ключевых слов (если тема
обширная – 14 слов). После прочтения материала учащиеся
закрывают учебник о воспроизводят содержание текста, опираясь
на ключевые слова. Это тренирует память и развивает речь
учащихся.
Из плотной бумаги
склеивается кубик, на каждой стороне которого записаны задания:
1 – ОПИШИ ЭТО. 2 – СРАВНИ ЭТО. 3 – ПРОАССОЦИИРУЙ ЭТО. 4 –
ПРОАНАЛИЗИРУЙ ЭТО. 5 – ПРИМЕНИ ЭТО. 6 – ПРИВЕДИ ЗА И ПРОТИВ
(Heeld, 1986, цитирует Tomkins, 1990). В старших классах кубики
удобно применять при характеристике героев. Например, в 9
классе на уроке по теме «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души».
Но самый, я думаю, популярный у всех учителей на любом уроке
прием – это СИНКВЕЙН. Его можно применять буквально на
каждом уроке по всем школьным дисциплинам. Изучили на уроке
физики атом – сочини синквейн про атом, изучили на уроке
зоологии насекомых – придумай синквейн про них. А у нас,
филологов, изучили тему Глагол и на этапе рефлексии обобщили
Интересен также прием «Кубики». тему синквейном, познакомились с лирикой С.А.Есенина – посвяти
синквейн поэту. Это очень важное умение – резюмировать
информацию, изложить сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах. Как говорил А.П.Чехов: «Краткость – сестра
таланта». Оно требует вдумчивой рефлексии информации и
материала в кратких выражениях. Вообще, слово «синквейн»
произошло от французского «пять». Таким образом, стихотворение
состоит из пяти нерифмованных строк. Каждая строка строго
регулируется: 1 строка – тема названа одним словом –
существительным, 2 строка – описание темы в двух словах –
прилагательных, 3 строка – это описание действия в рамках темы
тремя словами-глаголами, 4 строка – это фраза из четырех слов,
показывающих отношение к теме, и наконец, 5 строка – это
синоним (метафора) к первой строчке. Приступая к использованию
этого приема, необходимо сначала объяснить детям его принцип и
показать несколько примеров. Результат превзойдет все ваши
ожидания – учащиеся раскроют все свои скрытые возможности.
Вот примеры синквейнов:
Былины
Народные, эпические
Рассказывают, воспевают, прославляют
Открывают мир русского эпоса
Мир культуры
А вот что сочинили недавно мои ученики 9-классники на уроке
русского языка «Составление текстов из ССП и СПП»:
Казахстан
Огромный, полиязычный
Развивается, богатеет, расцветает
На всех одна страна
Отчизна
Или вот:
Родина Великая, независимая
Любим, гордимся, развиваемся
Я люблю свою родину
Казахстан
В своем докладе я хотела сказать, что применение современных
технологий позволит повысить интерес учащихся к обучению,
наглядно представит учебный материал, интенфицирует процесс
объяснения нового материала, позволит отрегулировать объем и
скорость усваиваемого
материала посредством анимации,
повысит познавательную деятельность обучающихся. Для того
чтобы улучшить качество образования, следует самому учителю
постоянно совершенствоваться и совершенствовать процессы
преподавания и обучения, использовать разнообразные методики
и технологии, применять информационно-коммуникационный
подход в процессе обучения. А еще хочется добавить: продуманно
формулировать цели своей деятельности, отслеживать уровень
мотивации учащихся, наметив шаги по повышению мастерства,
применяя разнообразные формы внеклассной работы, и вызвать
интерес у большинства учащихся. Наблюдать за траекторией
развития своей собственной педагогической деятельности.
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Доклад на семинаре "Современные методики и технологии в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.