Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Оценка 4.6

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +1
Взрослым
30.03.2017
Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?» «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества» М.Горький Цель: создание условий для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.  Познакомить учащихся с приемами решения нестандартных заданий  Способствовать развитию интеллектуальных способностей  Повысить интерес учащихся к изучению математики Актуальность: Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся. Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый современный обучающийся должен уметь: планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Заниматься поиском путей и средств ее осуществления; логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей.
Доклад Развитие логического мышления на уроках математики.docx
Муниципальное общеобразовательное казеное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики» Выполнила:  учитель начальных классов  МОКУ СОШ с.Рятамак  Габсабирова Э.Р. Ермекеево,2015 г. Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?»                                                                           «Нужно любить то, что делаешь,                                                                              и тогда труд возвышается до  творчества»                М.Горький Цель:  создание условий для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.  Познакомить учащихся с приемами решения нестандартных заданий  Способствовать развитию интеллектуальных способностей  Повысить  интерес учащихся к изучению математики Актуальность:     Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся. Основная задача учителя­ разбудить мысль каждого ученика. Каждый современный обучающийся  должен уметь:  планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия,  владеть  способностью принимать,   и сохранять цели   и   задачи   учебной   деятельности.   Заниматься   поиском   путей   и   средств   ее осуществления;   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­ следственных связей.        Современные условия требуют от учителя начальных классов так организовать обучение   детей,   чтобы   научить   их   учиться   сберечь   огонек   пытливости,   дать   им познавательные средства для изучения основ наук, возможности раскрыть и развить природные   задатки.   Необходимо   учить   самостоятельно   пополнять   и   обновлять знания. Это доказывают исследования психологов. При этом  мы не забываем, что ум ребенка   «не   сосуд,   который   нужно   наполнить,   а   очаг,   который   надо     зажечь» (Плутарх). Вот почему я уже четвертый год работаю над своей поисковой темой «Развитие   логического   мышления,   памяти,   внимания   на   уроках   в   начальных классах».    Развитие мышления ­ это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности. Часто бывает так, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся даже старших классов не овладевают   начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо учить младших школьников. Прежде всего,  из урока в урок нужно развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность   помогает   одновременно   держать   в   поле   зрения   сложные   ситуации, находить   причинные   связи   между   явлениями,   овладеть   длинной   цепью умозаключений,   открывать   связи   между   единичными   факторами   и   общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает  от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами   фактов,   сопоставлять   новый   факт   с   ранее   известным.   Продуктивность мышления младших школьников проявляется   пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива и самого себя, пусть известное для других,­ это уже показатель продуктивности мышления. Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках математики и во внеклассной работе   вводить   задания,   решение   которых   связано   с   умением   правильно   делать выводы.          С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В 1 классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два­ три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю   назвать   свойства   кубика.   Маленький,   красный,   деревянный   ­   вот   те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения. Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов        Предлагаю Вите сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш­ и выделить   общие   и   отличительные   свойства.   Витя   называет   общие   признаки предметов:   все   сделаны   из   дерева   и   используются   для   черчения;   отличительные свойства­   форма   предметов,   размер.   После   того,   как   дети   научились   сравнивать конкретные   предметы,   предлагаю   карточки.   Не   считая   изображения   предметов   и геометрических   фигур,   дети   должны   сказать,   где   их   больше,   где   меньше. Подавляющее большинство учащихся дели неверные ответы: они сделали вывод, что если фигура занимает больше места, значит, их больше. Прошу  учащегося сделать анализ   общих   и   отличительных   свойств     предметов,   изображенных   на   карточках. После проведенного анализа, дети делают  находят карточку где больше предметов. Делают вывод, что поспешность не  приводит к правильному решению. Особый   интерес   представляют   головоломки.   Цифры,   соединившись   в   числа   и участвуя   по   нашей   воле   в   математических   действиях,   образуют   иной   раз   весьма причудливые и по своему красивые числовые комбинации.       Например:   «Числовой   треугольник»   .   «Нарисуй   такие   кружки   и   заполни   их различными нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне «треугольника» была равна 20,17 и др». Проведение и классификация предметов, геометрических фигур и т.д. с выделением разных признаков предметов       Логические   упражнения   постепенно   усложняю,   например   поиск   недостающей фигуры.   Как   правило,   они     наглядно     предоставлены   тремя   горизонтальными   и вертикальными рядами: это могут быть изображения предметов, сюжетные картинки, геометрические   фигуры,   числа.   Путем   зрительного   и   мысленного   анализа   рядов фигур по горизонтали  и по вертикали  или на основе подсчета  количества  фигур рисуют недостающую.   В   отдельную   группу   выделяю   элементарные   комбинаторные   задачи.   Их   особенность заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при их   решении   детям   необходимо   осуществлять   выбор   решений   в   рациональной последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные случаи   и   не   пропущен   ни   один   из   них.   Важно,   чтобы   дети   увидели   и   осознали возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их выбора.   Например: 1) Сколько раз  за неделю стрелки часов проходят через 6 2) Запишите различные двузначные числа, пользуясь только цифрами 4 и 7. В первом и во вторых классах рассматриваются задачи логического характера с целью   совершенствования   мыслительных   операций   младших   школьников;   умение делать   заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым   и     вторым   объектами,   вторым   и   третьим;   умения   сравнивать   числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения; умения делать обобщения. Например: Сравни: 1) два числа 1 и 10, 16 и 61                        2)Два выражения 17+1 и 71+1                        3) решения трех текстовых задач: ­ У Миши 6 книг, а у Веры на 2 книги меньше. Сколько книг у Веры? ­Длина минутной стрелки настенных часов 9 см, а часовая стрелка на 2 см ее короче. Какой  длины часовая стрелка? ­ Жене 8 лет, сестра на 2 года  моложе его. Сколько лет сестре? Сравнение   предметов   с   указанием   сходства   и   различия,   дробление   недостающих элементов. Например: рассмотрим пары предметов, дорисуй у второго предмета то, что забыл нарисовать художник. Обобщение, где требуется или продолжить или дорисовать недостающий предмет. Например: 1) Сколько квадратов     должно быть в четвертой строке, нарисуй их. Нарисуй третью елочку, сравнив первую и вторую. В   дальнейшем,  работая   с   логическими   приемами,   предлагаю   учащимся   самим выбрать   предметы,   в   которых   они   хотят   выделить   свойства.   Дети   называют предметы   и   все   свойства.   После   небольшой   тренировки   провожу   игру:   Руслан   и Ильяс должны выделить как можно больше свойств мяча. Самостоятельно сравнивая мяч с другими предметами. Для разнообразия использую такие  задания: 1) Называю свойства предмета, а дети должны назвать предмет 2) Выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать Дети называют предмет. В   первом   классе   при   знакомстве   учащихся     со   знаками   «равно»,  «больше» «меньше»,   «не   равно»   на   первых   порах   предлагаю   сравнивать   конкретные предметы.   Дети   измеряют   палочки,   полоски   бумаги   путем   прикладывания друг к другу. Усваивают, что если первый предмет равен второму, то второй равен первому.      Работая над   развитием логического   мышления,   я опираюсь на свою веру в потенциальные возможности детей. Одни ребята могут думать быстро, способны на импровизацию,   другие   ­   медлительны.   Мы   часто   торопим   ученика   с   ответом, сердимся,  если   он   медлит.  Требуем   от   ребенка   быстроты   реакции,  а   добиваемся часто того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.         Уже   в   начальной   школе   при   построении   содержания   обучения   необходимо предусмотреть   систему   необходимых   логических   приемов   мышления.   И   хотя логические   приемы   сформированы   при   изучении   математики,   они   в   дальнейшем могут   широко   применяться   как   готовые   познавательные   средства   при   усвоении материала   других   учебных   предметов.   Следовательно,   при   отборе   логических приемов, которые должны быть сформированы при изучении какого­то предмета, следует учитывать межпредметные связи. С учетом предметных связей использую следующие задания: 1. Найди  неизвестное число: Селедка  Солистка  17350  Ответ: 3 лед  лист  ?    В словах первого столбика исключены две первые  и две последние буквы. Значит и в   числе   надо   соответственно   исключить   две   первые   цифры   и     две   последние. Получим число «3». 2. Найдите неизвестное число: Самолет                           лом Скворец                            ров 350291                                   ? Ответ:20 3. Найдите неизвестное число: Машина  Тир  Школа  Ответ : 10 12 6 ?    Анализируем слова и числа, замечаем, что в слове машина 6 букв, а число в 2 раза больше, в слове тир­ 3 буквы, число в 2 раза больше, в слове школа – 5 букв, то число большее в 2 раза­ 10.       Дети   младшего   школьного   возраста   очень   восприимчивы,   впечатлительны.   С возрастом   их   нервная   система   укрепляется,   но   многие   ее   свойства, благоприятствующие   активному   развитию   способностей,   в   значительной   мере утрачиваются,  поэтому   нужно   спешить   использовать   период   начального   обучения для развития творческих способностей детей.    Некоторые дети испытываю  потребность в умственной нагрузке. Они готовы часам и просиживать за книгами, читать даже во время шумной   перемены, с увлечением заниматься   решением   задач.   Такой   ребенок   наслаждается   тем,   что   имеет возможность   проверить   свои   умственные   силы.   Каждое   новое   задание,   более сложное, чем то, которое   ему было предложено ранее, вызывает у него интерес. Работа   захватывает   его,   он   мобилизует   свои     силы.   Будучи   подвижным   и жизнерадостным,   ребенок   при   выполнении   интересного   для   него   задания преображается: становится сосредоточенным и усидчивым. Он стремится преодолеть трудность,   чтобы   достичь   цели­   выполнить   задание.   Такое   отношение   к   труду­ свидетельство одаренности ребенка.      Однако одаренность   ребенка, проявляющаяся  в младшем школьном возрасте, может сойти на нет, если неправильно  строить процесс обучения. Велика опасность приучить детей к формализму   в мышлении. Он состоит прежде всего в том, что ребенок, находясь под влиянием непререкаемого авторитета учителя, принимает все на   веру,   что   от   него   слышит,   и   оказывается   не   в   состоянии   выйти   за   пределы усвоенных в школе выводов и приемов решения задач. Чтобы этого не случилось с моими учениками, я выделила группу наиболее способных в области математики и веду математический кружок. Задания подбираю такие, чтобы ребенок, сопоставляя, анализируя, доказывая, приходил к определенным умозаключениям. Например,   предлагаю   задание?   Продолжить   ряд   чисел:   47,45,41,35,27….   Ребенок записывает числа 17 и 5. Числа уменьшаются вначале на 2, потом на 4, на 6, на 8, значит, следующее число будет меньше на 10 и  на 12.      Вводятся нестандартные задачи. Одни из них требуют повышенного внимания к анализу  условия и построения цепочки  взаимосвязанных логических рассуждений.    В третьем классе мы продолжаем, углубляем направления, заложенные в первом и втором классах, но имеются и свои особенности. 1.Смещение   акцента   на   усиление   роли   содержательного­   логических   заданий   для развития   мышления   учащихся.   Задания   становятся   более   разнообразными   как   по содержанию , так и форме их представления 2. Увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля, развитие познавательной активности детей.    Содержательно –логические задания развивающего характера стараюсь включать в каждый урок математики в течение всего учебного года, ограниченно   увязывая с программным     математическим   материалом.   Ребята   очень   любят   математические игры и фокусы, кроссворды, лабиринты, нестандартные задачи  и т.д.      Заметила, что только регулярное использование на уроках математики системы специальных   задач   и   заданий   расширяет   математический   кругозор   младших школьников,   способствует   математическому   развитию,   повышает   качество математической   подготовленности.   Дает   возможность   детям   более   уверенно ориентироваться  в простейших закономерностях окружающей  их действительности и   активнее   использовать   математические   знания   в   повседневной   жизни,   создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе. Используя   на   уроках     такие   виды   заданий,   я   заметила,   что   учащиеся   с интересом   выполняют   предложенные     задания,   лучше   усваивают   учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребенка.

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Доклад на тему: « Развитие  логического мышления младших школьников  на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017