Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Оценка 4.6
Лекции
docx
математика +1
Взрослым
30.03.2017
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?»
«Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается
до творчества»
М.Горький
Цель: создание условий для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.
Познакомить учащихся с приемами решения нестандартных заданий
Способствовать развитию интеллектуальных способностей
Повысить интерес учащихся к изучению математики
Актуальность:
Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся. Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика.
Каждый современный обучающийся должен уметь: планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, владеть способностью принимать, и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Заниматься поиском путей и средств ее осуществления; логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей.
Доклад Развитие логического мышления на уроках математики.docx
Муниципальное общеобразовательное казеное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Рятамак
Доклад на тему:
« Развитие логического мышления младших школьников
на уроках математики»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОКУ СОШ с.Рятамак
Габсабирова Э.Р. Ермекеево,2015 г.
Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?»
«Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается
до творчества»
М.Горький
Цель: создание условий для развития мыслительных операций: сравнение, анализ,
синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.
Познакомить учащихся с приемами решения нестандартных заданий
Способствовать развитию интеллектуальных способностей
Повысить интерес учащихся к изучению математики
Актуальность:
Одной из важнейших развивающих, образовательных и воспитательных задач всегда
было и остается развитие мыслительной деятельности учащихся. Основная задача
учителя разбудить мысль каждого ученика.
Каждый современный обучающийся должен уметь: планировать, контролировать и
оценивать свои учебные действия, владеть способностью принимать, и сохранять
цели и задачи учебной деятельности. Заниматься поиском путей и средств ее
осуществления; логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно следственных связей.
Современные условия требуют от учителя начальных классов так организовать
обучение детей, чтобы научить их учиться сберечь огонек пытливости, дать им
познавательные средства для изучения основ наук, возможности раскрыть и развить
природные задатки. Необходимо учить самостоятельно пополнять и обновлять
знания. Это доказывают исследования психологов. При этом мы не забываем, что ум
ребенка «не сосуд, который нужно наполнить, а очаг, который надо зажечь»
(Плутарх). Вот почему я уже четвертый год работаю над своей поисковой темой
«Развитие логического мышления, памяти, внимания на уроках в начальных
классах».
Развитие мышления это изменение его содержания и форм, которые образуются в
процессе познавательной деятельности. Часто бывает так, что развитие логического
мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся даже
старших классов не овладевают начальными приемами логического мышления, а
этим приемам необходимо учить младших школьников.
Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способность к анализу и
синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах.
Способность помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть длинной цепью
умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими
закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных
обобщений и решений. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, т.е.
способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и
группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известным. Продуктивность
мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если ребенок
выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива и самого себя,
пусть известное для других, это уже показатель продуктивности мышления.
Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках математики и во внеклассной
работе вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать
выводы.
С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах
свойства. В 1 классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два три свойства,
в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.
Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный вот те
свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко,
вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще
несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный, несъедобный, легкий. Подходим
к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.
Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к
формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов
Предлагаю Вите сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш и
выделить общие и отличительные свойства. Витя называет общие признаки
предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные
свойства форма предметов, размер. После того, как дети научились сравнивать
конкретные предметы, предлагаю карточки. Не считая изображения предметов и
геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше.
Подавляющее большинство учащихся дели неверные ответы: они сделали вывод, что
если фигура занимает больше места, значит, их больше. Прошу учащегося сделать
анализ общих и отличительных свойств предметов, изображенных на карточках.
После проведенного анализа, дети делают находят карточку где больше предметов.
Делают вывод, что поспешность не приводит к правильному решению.
Особый интерес представляют головоломки. Цифры, соединившись в числа и
участвуя по нашей воле в математических действиях, образуют иной раз весьма
причудливые и по своему красивые числовые комбинации.
Например: «Числовой треугольник» . «Нарисуй такие кружки и заполни их
различными нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне
«треугольника» была равна 20,17 и др». Проведение и классификация предметов, геометрических фигур и т.д. с выделением
разных признаков предметов
Логические упражнения постепенно усложняю, например поиск недостающей
фигуры. Как правило, они наглядно предоставлены тремя горизонтальными и
вертикальными рядами: это могут быть изображения предметов, сюжетные картинки,
геометрические фигуры, числа. Путем зрительного и мысленного анализа рядов
фигур по горизонтали и по вертикали или на основе подсчета количества фигур
рисуют недостающую.
В отдельную группу выделяю элементарные комбинаторные задачи. Их
особенность заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при
их решении детям необходимо осуществлять выбор решений в рациональной
последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные
случаи и не пропущен ни один из них. Важно, чтобы дети увидели и осознали
возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их
выбора.
Например:
1) Сколько раз за неделю стрелки часов проходят через 6
2) Запишите различные двузначные числа, пользуясь только цифрами 4 и 7. В первом и во вторых классах рассматриваются задачи логического характера с
целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение
делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между
первым и вторым объектами, вторым и третьим; умения сравнивать числа,
выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения; умения
делать обобщения.
Например: Сравни: 1) два числа 1 и 10, 16 и 61
2)Два выражения 17+1 и 71+1
3) решения трех текстовых задач:
У Миши 6 книг, а у Веры на 2 книги меньше. Сколько книг у Веры?
Длина минутной стрелки настенных часов 9 см, а часовая стрелка на 2 см ее короче.
Какой длины часовая стрелка?
Жене 8 лет, сестра на 2 года моложе его. Сколько лет сестре?
Сравнение предметов с указанием сходства и различия, дробление недостающих
элементов.
Например: рассмотрим пары предметов, дорисуй у второго предмета то, что забыл
нарисовать художник.
Обобщение, где требуется или продолжить или дорисовать недостающий предмет.
Например: 1) Сколько квадратов должно быть в четвертой строке, нарисуй их.
Нарисуй третью елочку, сравнив первую и вторую. В дальнейшем, работая с логическими приемами, предлагаю учащимся самим
выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют
предметы и все свойства. После небольшой тренировки провожу игру: Руслан и
Ильяс должны выделить как можно больше свойств мяча. Самостоятельно сравнивая
мяч с другими предметами.
Для разнообразия использую такие задания:
1) Называю свойства предмета, а дети должны назвать предмет
2) Выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать
Дети называют предмет.
В первом классе при знакомстве учащихся со знаками «равно», «больше»
«меньше», «не равно» на первых порах предлагаю сравнивать конкретные
предметы. Дети измеряют палочки, полоски бумаги путем прикладывания
друг к другу. Усваивают, что если первый предмет равен второму, то второй
равен первому.
Работая над развитием логического мышления, я опираюсь на свою веру в
потенциальные возможности детей. Одни ребята могут думать быстро, способны на
импровизацию, другие медлительны. Мы часто торопим ученика с ответом,
сердимся, если он медлит. Требуем от ребенка быстроты реакции, а добиваемся
часто того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные
суждения, либо уходит в себя.
Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо
предусмотреть систему необходимых логических приемов мышления. И хотя
логические приемы сформированы при изучении математики, они в дальнейшем могут широко применяться как готовые познавательные средства при усвоении
материала других учебных предметов. Следовательно, при отборе логических
приемов, которые должны быть сформированы при изучении какогото предмета,
следует учитывать межпредметные связи.
С учетом предметных связей использую следующие задания:
1. Найди неизвестное число:
Селедка
Солистка
17350
Ответ: 3
лед
лист
?
В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и
в числе надо соответственно исключить две первые цифры и две последние.
Получим число «3».
2. Найдите неизвестное число:
Самолет лом
Скворец ров
350291 ?
Ответ:20
3. Найдите неизвестное число:
Машина
Тир
Школа
Ответ : 10
12
6
?
Анализируем слова и числа, замечаем, что в слове машина 6 букв, а число в 2 раза
больше, в слове тир 3 буквы, число в 2 раза больше, в слове школа – 5 букв, то число
большее в 2 раза 10.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. С
возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства,
благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере
утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения
для развития творческих способностей детей.
Некоторые дети испытываю потребность в умственной нагрузке. Они готовы часам
и просиживать за книгами, читать даже во время шумной перемены, с увлечением
заниматься решением задач. Такой ребенок наслаждается тем, что имеет
возможность проверить свои умственные силы. Каждое новое задание, более
сложное, чем то, которое ему было предложено ранее, вызывает у него интерес.
Работа захватывает его, он мобилизует свои
силы. Будучи подвижным и
жизнерадостным, ребенок при выполнении интересного для него задания преображается: становится сосредоточенным и усидчивым. Он стремится преодолеть
трудность, чтобы достичь цели выполнить задание. Такое отношение к труду
свидетельство одаренности ребенка.
Однако одаренность ребенка, проявляющаяся в младшем школьном возрасте,
может сойти на нет, если неправильно строить процесс обучения. Велика опасность
приучить детей к формализму в мышлении. Он состоит прежде всего в том, что
ребенок, находясь под влиянием непререкаемого авторитета учителя, принимает все
на веру, что от него слышит, и оказывается не в состоянии выйти за пределы
усвоенных в школе выводов и приемов решения задач. Чтобы этого не случилось с
моими учениками, я выделила группу наиболее способных в области математики и
веду математический кружок. Задания подбираю такие, чтобы ребенок, сопоставляя,
анализируя, доказывая, приходил к определенным умозаключениям.
Например, предлагаю задание? Продолжить ряд чисел: 47,45,41,35,27…. Ребенок
записывает числа 17 и 5. Числа уменьшаются вначале на 2, потом на 4, на 6, на 8,
значит, следующее число будет меньше на 10 и на 12.
Вводятся нестандартные задачи. Одни из них требуют повышенного внимания к
анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
В третьем классе мы продолжаем, углубляем направления, заложенные в первом и
втором классах, но имеются и свои особенности.
1.Смещение акцента на усиление роли содержательного логических заданий для
развития мышления учащихся. Задания становятся более разнообразными как по
содержанию , так и форме их представления
2. Увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, развитие навыков
контроля и самоконтроля, развитие познавательной активности детей.
Содержательно –логические задания развивающего характера стараюсь включать в
каждый урок математики в течение всего учебного года, ограниченно увязывая с
программным математическим материалом. Ребята очень любят математические
игры и фокусы, кроссворды, лабиринты, нестандартные задачи и т.д.
Заметила, что только регулярное использование на уроках математики системы
специальных задач и заданий расширяет математический кругозор младших
школьников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности. Дает возможность детям более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности
и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, создает
условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.
Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с
интересом выполняют предложенные задания, лучше усваивают учебный
материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к
вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребенка.
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Доклад на тему: « Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.