Доклад на тему: «Интеграция предметов гуманитарного цикла»
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
русская литература
Взрослым
22.11.2017
В докладе преподавателя «Интеграция предметов гуманитарного цикла» рассмотрены преимущества интегрированного урока при изучении литературных произведений. Приведены конкретные примеры синтеза уроков литературы и технологии кулинарии. Сделан вывод, что познавательный интерес обучающихся на подобных уроках значительно выше, чем на традиционных, что способствует лучшему усвоению учебного материала.
Доклад для портфолио.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сызранский политехнический колледж"».
«Интеграция предметов гуманитарного и профессионального цикла»
Доклад на тему:
Подготовил: преподаватель русского языка
и литературы Борисова Ю.В.
2017 год
1 На тему «Интеграция предметов гуманитарного и
профессионального цикла»
Доклад
Современное преподавание литературы стремится к поиску таких форм
обучения, которые призваны не только закреплять знания обучающихся, но и
расширять их кругозор, развивать творческое мышление, память и грамотную
речь.
К числу подобных инновационных технологий относятся
интегрированные уроки. Понятие «интеграция», пришедшее в российскую
педагогику в 80е годы ХХ века, стало обозначать высшую форму
межпредметных связей. Однако, интеграция – явление более глубокое,
нежели привлечение знаний смежных наук или видов искусства для
объяснения тех или иных теоретических положений. Цель таких уроков
приобретение системы знаний и ценностей, формирование разносторонних
представлений об эпохе, осознание нравственных ценностей определенной
цивилизации, расширение кругозора и развитие творческих способностей
учащихся. В настоящее время меняются цели общего среднего образования,
разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению
содержания учебных дисциплин. В центре внимания работников образования
поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и
внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Литература один из предметов гуманитарного цикла. Она призвана
воспитать всесторонне развитого человека, активизировать мыслительную
деятельность обучающихся, формировать обобщенные знания и умения,
воспитать эстетически подготовленную личность. Решить все эти задачи
поможет интеграция предметов: и элективные курсы, и внеклассная работа по
предметам гуманитарного цикла, и интегрированные уроки.
Интегрированные уроки развивают нравственную культуру, творческие
способности учащихся, на таких уроках учащиеся становятся более
активными, самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и
умеют аргументированно ее отстаивать.
Интегрированный урок особый тип урока, объединяющего в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного
понятия, темы, явления.
При проведении интегрированных уроков
необходимо чётко сформулировать тему, цели, задачи, понятия, которые
объединяют литературу, искусство и науку. Подобные уроки могут
проводиться и на понятийноинформационном уровне (когда учителя разных
предметов согласуют информацию, определяют цели и задачи, но проводят
урок по отдельности), и бинарном (одновременное обучение). Важным
моментом здесь является реализация принципов интегративного личностно
развивающего образования (личностный подход, формирование обобщённых
структур (таблицы, схемы, алгоритмы), системность, диалогичность.
2 В своей работе я достаточно часто обращаюсь к интегрированным
урокам. Поскольку наш техникум выпускает специалистов разных профессий,
то на уроках литературы я использую не только сведения из предметов
гуманитарного, но и профессионального цикла.
Открытый интегрированный урок по литературе на 1 курсе по
изучению творчества писателей Х1Х века.
Урок проводили учитель литературы Борисова Ю.В. и учитель
технологии Голованова Е.Г.
Целью нашего урока является анализ использования темы кулинарии в
литературных произведениях XIX века, выявление взаимосвязи литературы и
кулинарии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить кулинарные пристрастия писателей XIX века (изучить
произведения русских классиков, где присутствуют описания блюд русской
кухни и научиться готовить блюда).
проследить историю русской кухни.
узнать, знакомы ли обучающиеся с блюдами из литературных
произведений.
В течение урока рассматривались следующие произведения (творчество
данных писателей входит в изучение программы по литературе 1 курса):
СалтыковЩедрин М.Е. «Как один мужик двух генералов прокормил»;
Гоголь Н.В. «Старосветские помещики»;
Гончаров И.А. «Обломов»;
Чехов А.П. «Апоплексический удар».
В ходе небольшого исследования обучающиеся находят несколько
«кулинарных» отступлений и получают интегративное задание. Его
особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных учебных
дисциплин, в объединении их вокруг одной проблемы; это задания,
связывающие теорию и личный опыт.
Обучающиеся подробнее рассматривают блюда, любимые авторами и его
героями, а в этом им помогает учитель технологии Голованова Е.Г.
Преимущества интегрированного урока:
1) на таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития
самых разных интеллектуальных умений обучающихся;
2) происходит формирование более широкого мышления, обучающиеся
учатся
применять теоретические знания на практике, в конкретных
жизненных и профессиональных ситуациях;
3) интегрированные уроки помогают обучающимся найти и постичь единые
закономерности разных наук;
4) такие уроки взаимообогащают учителей, помогают их творческому росту.
3 урока
интегрированного
Целостность
характеризуется
взаимообусловленностью целей, содержания обучения, способов и средств их
реализации. И если интеграция в области естественных наук связана прежде
всего с расширением границ и мотиваций активной деятельности
обучающихся, то интеграция в области гуманитарных дисциплин
способствует мировоззренческому развитию личности, осознанию причинно –
следственных связей между явлениями общественной жизни и искусством.
Следовательно, интегрированные уроки не только позволяют развивать
аналитические способности, но и помогают выбрать правильную личностную
позицию в сложной социальной ситуации.
Источники:
1. Е. Ю. Сухаревская. Технология интегрированного урока. Практическое
пособие для учителей/ 2е издание – Ростов на Дону: РПИ, 2007
2.Интегрированный урок//Учительская газета 2000№37
4
Доклад на тему: «Интеграция предметов гуманитарного цикла»
Доклад на тему: «Интеграция предметов гуманитарного цикла»
Доклад на тему: «Интеграция предметов гуманитарного цикла»
Доклад на тему: «Интеграция предметов гуманитарного цикла»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.