Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
14.11.2019
Время информационных технологий и введение Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности, самостоятельности. В связи с этим педагогами разрабатываются, изучаются и внедряются в практику новые методы, помогающие осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка, развитию творческих способностей детей и мыслительной деятельности.
метод интеллект карт..docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Ручеёк» города Гая Оренбургской области
(МАДОУ №19)
462635, Оренбургская область, Гайский городской округ,
проспект Победы, 12А,
тел. (35362) 40876 email: gaidetsad. 19@
yandex
. ru
Выступление на муниципальном методическом
объединении воспитателей
подготовительных групп.
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство
повышения познавательной активности дошкольников»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной
категории МАДОУ № 19
Макарова М.В. Гайский городской округ, 2019 год
Слайд 2.
Время информационных технологий и введение Федерального
государственного образовательного стандарта в дошкольное образование
подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенка,
применение различных образовательных технологий и методик, которые
способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств
личности, а именно любознательности, активности, самостоятельности. В
связи с этим педагогами разрабатываются, изучаются и внедряются в
практику новые методы, помогающие осуществить комплекснодеятельный
подход к развитию личности каждого ребенка, развитию творческих
способностей детей и мыслительной деятельности.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж
знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить таким важным умением, как умение познавать мир,
учиться. Одним из способов решения данной задачи, по моему мнению,
является использование в организованной образовательной деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста метода интеллект – карт.
Слайд 3.
Интеллект – карта что это такое?
Интеллект карта, или карты мышления (mindmaps) это отображение
на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать
творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить
свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения,
совершенствовать.
Интеллектуальная карта – это графический способ представления
информации.
Интеллектуальная карта – это наглядный, графический инструмент
мышления.
Интеллектуальная карта
это уникальный и простой метод
запоминания информации.
Интеллект карта — это техника представления любого процесса,
события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме.
Варианты названия: «интеллекткарта», «карта ума», «карта разума»,
«карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная
диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».
Слайд 4.
Метод «интеллект карт» был создан американским учёным и
бизнесменом Тони Бьюзеном.
Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом
педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического
института Валентиной Михайловной Акименко.
Слайд 5.
В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект карты
позволяет осуществлять интеграцию областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Данный метод
содействует реализации целевых ориентиров: любознательности, активности,
овладению средствами общения и способами взаимодействия.
Слайд 6.
Использование интеллект – карты.
Первое направление.
Сбор материала о предмете или объекте, развитие познавательной
активности.
Создание интеллект карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь
детей, развиваются процессы мышления анализ, синтез, аналогия,
обобщение.
Работа по созданию интеллект – карты проводится как индивидуально,
так и фронтально.
Второе направление.
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект
карте.
Выполняя данное задание,
дети учатся самостоятельно и
последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при
разговоре. У них формируется умение отвечать на вопросы распространенно,
словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на
подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Третье направление.
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект карты может являться итоговой
работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную
мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется
активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются
умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы
мышления анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация,
классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Слайд 7.
Составление интеллект карты необычный вид деятельности,
имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект карты можно по
самым разным темам. Сам процесс создания интеллект карты стимулирует
творчество обучающихся, потому что в её создании активно участвуют и
правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми
схемами.
Результативность применения метода интеллект карт
достигается:
наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом;
привлекательностью: хорошая интеллект карта имеет свою
эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга,
использованию образов и цвета, интеллекткарта легко запоминается;
своевременностью: интеллект карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает;
творчеством: интеллект карта стимулирует творчество, помогает
найти нестандартные пути решения задачи;
возможностью пересмотра: пересмотр интеллект карт через
некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также
увидеть новые идеи.
Слайд 8.
Общие требования к составлению любой интеллект карты.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или
фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Слайд 9.
Методика интеллект – карт способствует:
Пополнению словарного запаса;
Улучшению лексикограмматической структуры речи;
•
•
•
Дети связно, последовательно учатся излагать свои мысли,
рассказывать о событиях из окружающей жизни.
• С помощью интеллект – карт дети быстрее и легче запоминают и
вспоминают нужные факты.
Слайды 1014. Можно составлять интеллект карту во время беседы, в этом случае
готовая карта потом используется много раз.
Во время совместного с детьми создания интеллект карты идет
обсуждение и проговаривание. Готовую интеллект карту можно прикрепить
на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко
может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять.
Мы начали составлять интеллект – карты с детьми в средней группе.
Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему
«Правила поведения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», имеющие в
своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.
Далее мы продолжили составлять интеллект карты в старшей группе
на темы «Берегите зверей!», «Крайний Север. Сибирь», «Детские писатели»,
«Город Гай».
Слайд 15.
В итоге мы отметили качественное усвоение детьми материала,
улучшение связной речи, памяти, познавательного интереса. Дети стали
интересоваться пройденными темами. Родители наших воспитанников
отмечают, что у детей появилось стремление узнать больше и рассказать об
этом своим близким.
Таким образом, использование интеллект карт открывает новые
возможности педагогов в развитии познавательных способностей
дошкольников. Развивается память, мышление, ребенок не только учится
усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное
использование методики позволит сделать мышление более организованным,
четким, логичным. (слайд 13)
Безусловно, мы планируем продолжать работу с детьми в данном
направлении и в подготовительной группе.
Слайд 16. Используемая литература
1.
Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе
обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.
2.
3.
Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008.
Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном
процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016.
№10.
4.
http://dou24.ru/276/index.php?
option=com_content&view=article&id=832&catid=117&Itemid=229
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.