Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
14.11.2019
Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Время информационных технологий и введение Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности, самостоятельности. В связи с этим педагогами разрабатываются, изучаются и внедряются в практику новые методы, помогающие осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка, развитию творческих способностей детей и мыслительной деятельности.
метод интеллект карт..docx
Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеёк»  города Гая Оренбургской области (МАДОУ №19)                                             462635, Оренбургская область, Гайский городской округ,  проспект Победы, 12А,     тел. (35362) 4­08­76  e­mail: gaidetsad. 19@   yandex    .  ru Выступление на муниципальном методическом объединении воспитателей подготовительных групп. Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников» Подготовила:  воспитатель высшей квалификационной  категории  МАДОУ № 19 Макарова М.В. Гайский городской округ,  2019 год   Слайд 2. Время   информационных   технологий   и   введение   Федерального государственного   образовательного   стандарта   в   дошкольное   образование подчеркивает   необходимость   поиска   новых   средств   развития   ребенка, применение   различных   образовательных   технологий   и   методик,   которые способствуют   приобретению   дошкольниками   интегративных   качеств личности,   а   именно   любознательности,   активности,   самостоятельности.   В связи   с   этим   педагогами   разрабатываются,   изучаются   и   внедряются   в практику   новые   методы,   помогающие   осуществить   комплексно­деятельный подход   к   развитию   личности   каждого   ребенка,   развитию   творческих способностей детей и мыслительной деятельности. Сегодня   важно   не   столько   дать   ребенку   как   можно   больший   багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,   вооружить   таким   важным   умением,   как   умение   познавать   мир, учиться.   Одним   из   способов   решения   данной   задачи,   по   моему   мнению,  является   использование в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста   метода интеллект – карт.  Слайд 3. Интеллект – карта ­ что это такое? Интеллект карта, или карты мышления (mind­maps) ­ это отображение на   бумаге   эффективного   способа   думать,   запоминать,   вспоминать,   решать творческие   задачи,  а  также   возможность   представить   и  наглядно  выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Интеллектуальная   карта   –   это   графический   способ   представления информации.  Интеллектуальная   карта   –   это   наглядный,   графический   инструмент мышления.    Интеллектуальная   карта     ­   это   уникальный   и   простой   метод запоминания информации.  Интеллект   ­   карта   —   это   техника   представления   любого   процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Варианты названия:   «интеллект­карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».  Слайд 4. Метод   «интеллект   ­   карт»     был   создан   американским   учёным   и бизнесменом Тони Бьюзеном. Этот   метод   был   предложен   для   обучения   дошкольников   кандидатом педагогических   наук,   доцентом   кафедры   специальной   педагогики   и предметных   методик   Ставропольского   государственного   педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.  Слайд 5. В   условиях   реализации   ФГОС   ДО   использование   интеллект   ­   карты позволяет   осуществлять   интеграцию   областей:   познавательное   развитие, речевое   развитие,   социально   –   коммуникативное   развитие.   Данный   метод содействует реализации целевых ориентиров: любознательности, активности, овладению средствами общения и способами взаимодействия.  Слайд 6. Использование интеллект – карты. Первое направление. Сбор   материала   о   предмете   или   объекте,   развитие   познавательной активности. Создание интеллект ­ карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь детей,   развиваются   процессы   мышления   ­   анализ,   синтез,   аналогия, обобщение. Работа по созданию интеллект – карты проводится как индивидуально, так и фронтально. Второе направление.  Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект ­ карте.  Выполняя   данное   задание,   дети   учатся   самостоятельно   и последовательно   излагать   свои   мысли,   становятся   более   активными   при разговоре. У них формируется умение отвечать на вопросы распространенно, словарь   становится   точен   и   разнообразен.   Данная   работа   выполняется   на подгрупповых занятиях по развитию связной речи. Третье направление. Закрепление и обобщение материала. Создание   обобщенной   интеллект   ­   карты   может   являться   итоговой работой по изученным темам. Выполняя   данное   задание,   дети   развивают   умение   выделить   главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения   составлять   и   распространять   предложения,   развиваются   процессы мышления   ­   анализ,   синтез,   аналогия,   обобщение,   сравнение,   сериация, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.  Слайд 7. Составление   интеллект   ­   карты   ­   необычный   вид   деятельности, имеющий   много   общего   с   игровой,   но   это   эффективный   способ   работы   с информацией, причем универсальный: составлять интеллект ­ карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект ­ карты стимулирует творчество   обучающихся,   потому   что   в   её   создании   активно   участвуют   и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Результативность   применения   метода   интеллект   ­   карт достигается:  наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;  привлекательностью:   хорошая   интеллект   ­   карта   имеет   свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;  запоминаемостью:   благодаря   работе   обоих   полушарий   мозга, использованию образов и цвета, интеллект­карта легко запоминается;  своевременностью: интеллект ­ карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;  творчеством:   интеллект   ­  карта   стимулирует   творчество,   помогает найти нестандартные пути решения задачи;  возможностью   пересмотра:   пересмотр   интеллект   ­   карт   через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.  Слайд 8. Общие требования к составлению любой интеллект ­ карты. • Лист располагается горизонтально. • Главная идея обводится в центре страницы. • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления   (в   любом   направлении),   используя   ручки,   карандаши   или фломастеры разного цвета. • Каждая мысль обводится. • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д. Слайд 9. Методика интеллект – карт способствует:  Пополнению  словарного запаса;    Улучшению  лексико­грамматической структуры речи; • • •       Дети   связно,   последовательно   учатся   излагать   свои   мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. •     С помощью  интеллект – карт дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Слайды 10­14. Можно составлять интеллект ­ карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз.  Во   время   совместного   с   детьми   создания   интеллект   ­   карты   идет обсуждение и проговаривание. Готовую интеллект ­ карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз. С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять. Мы начали составлять интеллект – карты с детьми в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правила   поведения   в   природе»,   «Зима»,   «Одежда»,   «Весна»,   имеющие   в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.  Далее мы продолжили составлять интеллект ­ карты в старшей группе на темы  «Берегите зверей!», «Крайний Север. Сибирь», «Детские писатели», «Город Гай».  Слайд 15. В   итоге   мы   отметили   качественное   усвоение   детьми   материала, улучшение   связной   речи,   памяти,   познавательного   интереса.   Дети   стали интересоваться   пройденными   темами.   Родители   наших   воспитанников отмечают, что у детей появилось стремление узнать больше и рассказать об этом своим близким.  Таким   образом,   использование   интеллект   ­   карт   открывает   новые возможности   педагогов   в   развитии   познавательных   способностей дошкольников.   Развивается   память,   мышление,   ребенок   не   только   учится усваивать   информацию,   но   и   оперативно   с   ней   работать.   Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. (слайд 13) Безусловно,   мы   планируем   продолжать   работу   с   детьми   в   данном направлении и в подготовительной группе. Слайд 16. Используемая литература 1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12. 2. 3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск, 2008. Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н. И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. ­ №10. 4. http://dou24.ru/276/index.php? option=com_content&view=article&id=832&catid=117&Itemid=229

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Доклад  на тему «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019