Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
11.05.2018
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
1.Повышение положительной мотивации к предметам
2.Использование наглядности на уроке.
3.Повышение производительности труда.
4.Установление межпредметных связей с информатикой.
5.Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся.
6.Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
В классе нет компьютера.
Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.docx
Использование ИКТ на уроках истории и
обществознания
Учитель истории СОШ с .
Комгарон Цоциева Е.З
Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам
история и обществознание и качества знаний учащихся через
использование ИКТ.
Современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные
методы и технологии в преподавании учебных предметов, потому что
современное общество требует от образования подготовленных
учащихся , которые должны уметь самостоятельно находить
информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим,
осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть
активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как
показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению
интереса и качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему
и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально
расходовать средства и время педагогов и детей для достижения
устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и
развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности
результатов учебно- воспитательного
процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать
новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы
использования информационных технологий на уроках очень
разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий,
которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК
технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения.
Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться,
модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее
время расширение информационного пространства - основная
тенденция общественного развития, которая соответствует
социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск
более эффективных методов работы в образовании. Как учитель - предметник и классный руководитель я стараюсь
использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом
руководствуясь следующими нормативными документами и
материалами:
Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом
документе говорится о том, что необходимо ":создание условий для
ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере
образования, связанной с внедрением в образовательную практику
новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более
полную реализацию права на образование:".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", в
которой говорится следующее: ":В школе будет обеспечено изучение не
только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в
будущем:". ":Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам
школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая
особенность школы будущего:".
"Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года". В этом документе говорится о том, что ":В условиях
приоритетной поддержки образования со стороны государства система
образования должна обеспечить эффективное использование своих
ресурсов - человеческих, информационных, материальных:".
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК
технологий в свою практическую деятельность, т.к.
В нашей школе произошло существенное укрепление материальной
базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе
появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры,
Интернет. "Использование ИКТ" стало ведущей методической темой
почти всех методических структур. Все это послужило толчком для
использования мною информационных технологий в процессе
обучения. Использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела
возможности, потому что в моём кабинете не компьютера. Но при
необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои
уроки.
Изучение методической литературы: - Предметно-содержательные
журналы "Современный урок" за 2007-2010 год. - Развитие
познавательного интереса учащихся на уроках истории и
обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта
экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное
образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении.
Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М.,
Владос, 2001 г.
Курсы повышения квалификации. - Краткосрочное повышение
квалификации при Волгоградском областном институте повышения
квалификации работников образования по информационным
технологиям, задачному подходу в обучении экономики, права,
истории, обществознания. Дистанционные курсы Педагогического
университета "Первое сентября" по теме: "Как преподавать историю в
современной школе: теория и методика". На всех вышеперечисленных
курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном
процессе.
РМО учителей истории и обществознания. - Тема "Использование
информационно-коммуникативных технологий в процессе
преподавания наук социально-гуманитарного цикла" является одной из
главных тем в работе РМО. Проводились, обсуждались и
анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.
Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в
грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь
самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно
очевидно, что используя только традиционные методы обучения,
решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не
столько содержания образования, сколько используемых технологий
обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость
организации процесса обучения на основе современных
информационно-коммуникативных технологий, где в качестве
источников информации всё шире используются электронные средства,
в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит
изменить саму парадигму образования, и новые информационные
технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности,
заложенные в новых педагогических технологиях.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с
учеником получать удовольствие от увлекательного процесса
познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного
кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в
яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения,
ведь в настоящее время существует большое количество
энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного
характера. Систематическое использование персонального компьютера и
информационных технологий на уроках приводит к целому ряду
положительных результатов:
1.Повышение положительной мотивации к предметам
2.Использование наглядности на уроке.
3.Повышение производительности труда.
4.Установление межпредметных связей с информатикой.
5.Учитель способствует организации проектной деятельности
учащихся.
6.Учитель, создающий, или использующий информационные
технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного
материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний
учащихся.
В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня,
как для пользователя, заключается в следующем:
В классе нет компьютера.
Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно
влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в
этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или
обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
В отдельных моментах трудность составляет недостаточная
компьютерная грамотность учителя.
На составление презентаций уходит много времени.
Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в
Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью
соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям
моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть,
убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на
школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных
затрат.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные
технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что
эффективным в этом случае является только деятельностный подход.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет
использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и
т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ.
Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение
материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность
продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс
обучения интересным - это более эффективный подход, его следует
использовать.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания
ученика, которые могут быть получены в том числе и путем
правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить
уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны
чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит
помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так,
что в самый ответственный момент компьютер "зависает",
электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у
учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к
отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел,
и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший
друг, никогда не подведёт.
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые
образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники,
которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего
мира (V класс).
Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних
веков (VI класс).
Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8
классы)
История России XIX века (VIII класс).
История России XX век.
Неизвестная война (документальный фильм - ВОВ)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного
материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука
(музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто
компьютерных возможностей: диалога с учеником,
автоматизированного контроля усвоения пройденного материала.
Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем,
анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии,
плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками,
документами, уникальными фонограммами (речи политических
деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются
одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией,
справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные
программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему,
позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно
то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю.
Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что
существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно
изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России,
так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории,
подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и
контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает
учебный процесс разнообразным, нескучным.
Учебный материал излагается в доступной форме.
Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в
большом объёме исторической информации, изучить отдельные
аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему
запоминанию.
Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют
зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания
учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями,
документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах
есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных
и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме
даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае
очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии,
портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные
произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него
информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах,
но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока "С" направлены
именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его
на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом
воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Они
позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого
слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной
войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и
отвечают на поставленные вопросы учителя.
Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и
закрепления нового материала презентации. Презентация составляется
в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть
возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с
учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно
дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В
старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом
процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя
их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные
презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается
следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-
иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения.
Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными
преимуществами использование информационных технологий в
процессе обучения может иметь противоречия и своего рода
недостатки, если не учитывать их особенности и требования к
использованию. Однако не следует забывать и о значении для
учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том,
что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы
красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы
обучения предмету с использованием той самой презентации.
В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег
и собственные.
Мною составлены презентации по следующим темам:
История России:
Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
Реформы Петра I.
Реформы Александра II. Экономические реформы 1985-1991 годов.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового
материала.
Обществознание:
Глобальные проблемы современного человечества (используется при
изучении нового материала).
Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
Экономическая сфера жизни общества (используется на
повторительно- обобщающем уроке по данной теме).
Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
Использование новых информационных технологий способно
существенно углубить содержание материала, а применение
нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние
на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении
исторического и обществоведческого материала, более глубокую
заинтересованность предметами.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто
обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы
ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на
качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках
традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим
коллегам, ведущим занятия с использованием информационных
технологий.
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.