Доклад на тему "Конфликты в системе «ученик – учитель»".
Оценка 4.7

Доклад на тему "Конфликты в системе «ученик – учитель»".

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.01.2017
Доклад на тему "Конфликты в системе «ученик – учитель»".
Рассмотрение межличностных взаимоотношений в системе «учитель – ученик». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.
Klass4.doc.docx

 

ОГКООУ «Санаторная школа - интернат».

 

 

 

 

 

КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ

«УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»

 

 

 

 

 

Автор: учитель

Уварова Лариса Валериевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Шуя 2014

 

 

 

Конфликты в системе «ученик – учитель».

      Задачей моего доклада было рассмотрение межличностных взаимоотношений в системе «учитель – ученик». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

      Конфронтация с детьми, условия  жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. За основу своего доклада я брала работу психолога М. Рыбаковой, в которой исследуются конфликтные ситуации между учителем и учеником. М. Рыбакова выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают учитель и ученик. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

•    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

•    поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

•    отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащегося и учителя (1, с. 379-380).

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: лень, утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотива, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

     Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядят следующим образом:

•     участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

•     разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

•     различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

•     присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

•     профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

•     всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое? Работа содержит анализ опроса, проведенного среди учащихся Санаторной школы – интерната. В нем принимали участие ученики 7, 8, 9 классов. Анкетирование было посвящено исследованию межличностных взаимоотношений.

Советы детей:

·         надо успокоиться

·         не обращать внимания

·         обдумать ситуацию

·         досчитать до 10

·         съесть шоколадку

·         выпить стакан воды

·         «прокричаться» где – нибудь в другом месте

·         «не нарываться»

·         держать себя под контролем

Советы психолога:

·         будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа

·         помните, что прямолинейность хороша, но не всегда

·         критикуйте, но не критиканствуйте

·         чаще улыбайтесь

·         не будьте самонадеянны

·         будьте справедливы и терпимы к людям

·         не переоценивайте свои способности и возможности, не умаляйте способности и возможности других

·         не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются

·         реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах

·         проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции

      Конфликтные ситуации в системе «ученик – учитель», происходят между профессионалом и формирующейся личностью. Исследования М. Рыбаковой показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (1, с. 382).

Наиболее часто встречающиеся конфликты в школе:

а) конфликты на уроках (озорство учащихся, с кем сидеть, попытка сорвать урок и т. д.)

Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме урока, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников.

В ответ на это, многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки.

б) «трудные» в классе (сбегание с уроков, прогуливание уроков и т. д.)

Ученики, не имеющие авторитетной позиции, не имеющие по поведению и обучению успешного положения, самореализуются и самоутверждаются с помощью словесного унижения, физических действий по отношению к более успешным ребятам или к тем, кто слабее их. Такое поведение может перейти в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и к педагогу – это одна из труднейших задач учителя. Если это происходит во время урока, учителям приходится брать эту ситуацию под контроль, применяя различные меры воздействия по отношению к «трудным» в классе.

в) школьная «война» (курение, алкоголь и т. д.)

К сожалению, война без победного конца, ведется не только с юношами – курильщиками, но и с девушками, о чем они сами сказали в анкетах. Исследования показали, чем хуже успеваемость школьников, тем более они склонны к курению и употреблению прочих отравляющих детский организм веществ.

      Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

     Что делать, если вы заходите в класс, где есть «раздражитель»? Как подготовиться?

Советы психолога:

·         не слушать его

·         не реагировать

·         не общаться с ним

·         избегать его

·         попробовать подружиться с ним

·         думать о приятном, отвлечься

·         попытаться выслушать и понять

·         применить чувство юмора

·         ответить ему в его стиле

·         не говорить сразу с взвинченным, возбужденным человеком

·         постараться посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место»

·         заставить себя молчать, когда вас задевают

·         в мелкой ссоре быть выше мелочных разборок

     Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

·          контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

·          не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» - высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

·          не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

·          стараться не выгонять ученика из класса;

·          по возможности не обращаться к администрации;

·          не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

·          дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения (1, с. 382-383).

      Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. Конфликт нужно устранять (разрешать).

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на основе этого возможность строить гармоничные  отношения.

Что должен сделать ученик, если произошел конфликт с учителем?

Мнение детей:

·         выслушать учителя

·         не спорить с учителем

·         промолчать

·         если учитель прав, то извиниться

·         в остальных случаях - не реагировать

·         искать компромисс

·         класс должен все обсудить и принять решение

·         если учитель виноват, объявить ему бойкот

Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с учеником?     Мнение детей:

·         перевести разговор на другую тему

·         шутить

·         проанализировать свои действия

·         искать компромисс и способ примирения

·         встать на место ученика

·          поговорить с учеником после урока

·          извиниться

·         забыть обиду

·         не обращать внимания или уволиться

     По результатам анкетирования мнения большинства учащихся нашей школы по поводу разрешения конфликта совпали с мнением психолога, а это значит, что не так все плохо, и дети готовы к сотрудничеству и компромиссу

Мнение психолога:

·         за развитие и способ разрешения конфликта отвечает педагог!

·         необходимо помнить, что дети усваивают стратегию и стиль поведения учителя, способ разрешения конфликта (т. е. необходимо не забывать о «воспитывающем» эффекте конфликтной ситуации)

·         стиль поведения – сотрудничество и компромисс

Всем известна истина, что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Технология предупреждения конфликтов строится, прежде всего на доверии и взаимодействии с учащимися, построенном на сотрудничестве.

Однако все же больший упор следует делать именно на просвещение учащихся с учетом позиции гуманистического подхода и толерантного отношения к ближнему.

Предупреждение конфликтов включает в себя и постоянную работу всего педагогического коллектива: учитель - предметник – классный руководитель – соц. педагог – психолог и т. д. Первым звеном  этой цепи, а соответственно и помощником в сложившейся ситуации между учителем и учеником является классный руководитель.

Что должен сделать классный руководитель, если произошел конфликт?

·         должен поговорить с учителем и с классом

·         должен вмешаться и помочь найти компромисс

·         разобраться в ситуации

·         примирить стороны

·         поддержать и защитить учеников

·         выступить в роли судьи

·         если ничего не может сделать, то лучше не участвовать

     Пользуясь сегодняшним выступлением, хочу сказать слова благодарности всем классным руководителям, в том числе и классным руководителям начальных классов, а в особенности Крыловой Светлане Анатольевне (с 5 классом мне приходится больше всего работать). Благодаря сотрудничеству классных руководителей и учителя - предметника удается избегать обращений за помощью к администрации школы и предотвращать возможные конфликты с обучающимися.

 Поставленную задачу в начале работы считаю выполненной, дан теоретический анализ причин конфликта, рассмотрена технология предупреждения и разрешения конфликтных ситуации с подбором конкретных рекомендаций успешного взаимодействия с ребенком.

   

 

 

 

 

Литература

3.   Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Новосибирск, 1989.

7.   Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. "Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993.

10.    Ильина Т.А. тема обсуждения – педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11.

11.    Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

12.    Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., 1989. – 255с.

13.    Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков// Воспитание школььника. – 2006.№ 2. – С. 20-24.

16.    Меттус Е. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения// Директор школы. – 2006. № 2. – С 34 -40.

18.    Муравьева И. Конфликты в нашей жизни// Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 34-37.

21.    Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие ВУЗов. - М, 2001.- 512 с

22.    Осипова И. Нарушения межличностных отношении, как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков// Воспитание школьника. – 2006.№ 2. – С.40-46.

23.    Профилактика агрессивных и террористических проявлении у подростков: метод. пособие / под ред. И. Соковни. – М., 2005. – 158с.

24.    Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

25.    Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2001. – 480с.

26.    Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учебное пособие/ под ред. А.Б. Белинской. – М., 2000.


 

ОГКООУ «Санаторная школа - интернат»

ОГКООУ «Санаторная школа - интернат»

Конфликты в системе «ученик – учитель»

Конфликты в системе «ученик – учитель»

Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядят следующим образом: • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;…

Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядят следующим образом: • участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;…

Конфликтные ситуации в системе «ученик – учитель» , происходят между профессионалом и формирующейся личностью

Конфликтные ситуации в системе «ученик – учитель» , происходят между профессионалом и формирующейся личностью

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не…

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими: · контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»; · не…

По результатам анкетирования мнения большинства учащихся нашей школы по поводу разрешения конфликта совпали с мнением психолога, а это значит, что не так все плохо, и…

По результатам анкетирования мнения большинства учащихся нашей школы по поводу разрешения конфликта совпали с мнением психолога, а это значит, что не так все плохо, и…

Литература 3. Бородкин Ф.М

Литература 3. Бородкин Ф.М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017