Доклад на тему: «Концепция развивающего обучения»(методическое объединение)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: «Концепция развивающего обучения»(методическое объединение)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развитие личности и его закономерности Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным). Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Концепция развивающего обучения.docx
МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Доклад на тему: «Концепция развивающего обучения»          Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А.  Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В  советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В.  Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф.  Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время  исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивающего  обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы  заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии:  обучение — это компонент дидактики, развитие же — процесс психологический. Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую  педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется  уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В.  Давыдов). Его содержание, смысловое значение, взаимосвязи с основными психолого­ педагогическими категориями раскрываются в данной главе в ряде определений­ обобщений.      Под развивающим обучением понимается новый, активно­деятельностный способ (тип)  обучения, идущий на смену объяснительно­иллюстративному способу (типу). Развитие личности и его закономерности Личность ­ динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые  называют развитием (прогрессивным или регрессивным). Развитие (прогрессивное) — это процесс физического и психического изменения индивида  во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и  параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.       Термин «формирование личности» употребляется как: 1) синоним «развития», т.е. процесс внутреннего изменения личности; 2) синоним «воспитания», «социализации», т.е. создание и реализация внешних условий для развития личности. Свойства и закономерности процесса развития. Развитие личности происходит согласно  всеобщим диалектическим законам. Специфическими свойствами (закономерностями)  этого процесса являются следующие. • Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть  неотъемлемое свойство личности. • Биогенностъ: психическое развитие личности во многом определяется биологическим  механизмом наследственности. • Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает  огромное влияние на формирование личности. • Психогенность: человек ­ саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, процесс  развития подвержен саморегуляции и самоуправлению. • Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся  индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. • Стадийность: развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности,  претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка. • Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в  своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и  противоречия роста (кризисность). • Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные  (сензитивность) возможности психического развития. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития,  приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.   Обучение и развитие Физическое развитие ребенка осуществляется весьма наглядно по генетической программе  в виде роста размеров скелета, мышечной массы и пр. Также очевидно, что внешние  условия определяют огромный диапазон результатов: ребенок может быть более или менее  здоров, физически натренирован, вынослив. Как же обстоит дело с психикой, с личностью? В какой мере развитие сознания зависит от  обучения и социальных условий, а в какой ­ от естественного возрастного созревания?  Ответ на этот вопрос принципиально важен: он определяет границы потенциальных  возможностей человека, а следовательно, цели и задачи внешних педагогических  воздействий.       В истории педагогики проблема представлена двумя крайними точками зрения. Первая  (биологизаторская, картезианская) исходит из жесткой предопределенности развития  наследственными или исходящими от Всевышнего факторами. Сократ говорил, что учитель — повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться. Вторая (социологизаторская, бихевиористская), наоборот, все результаты развития  приписывает влиянию среды. Одиозный советский академик Т.Д. Лысенко писал:  «Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека».          Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с  отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познания и  деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение ­ это форма психического  развития человека, необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает  банк памяти и условных рефлексов.            Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся  как форма и содержание единого процесса развития личности. Однако и здесь существуют две принципиально различные концепции (рис. 1).         Концепция обучаемого развития (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Дьюи): ребенок должен  пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии (дооперационные  структуры ­ формальные операции ­ формальный интеллект) до того, как обучение сможет  приступить к выполнению своих специфических заданий. Развитие всегда идет впереди  обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.   Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит  обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В.  Занкова, В.В. Давыдова и др. В интересах общества и самого человека обучение должно  быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов  развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические  возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается  специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют,  направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок ­ субъект своего развития. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта,  взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы  деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ  результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие  личности. В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива,  организованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность,  дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть,  ответственность, долг. Позиция ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его полностью или частично действий  целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития.  Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности,  положительной Я­концепции, нравственно­волевой сферы личности, происходит  самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения ­ учащего себя индивида. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы психического  развития: традиционные для XX века социологизаторские и биологизаторские теории  обучения уступают место способам, основанным на субъектных, психогенных факторах  развития. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. Чрезвычайно важной проблемой в этой гипотезе является мотивация деятельности  ребенка­субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обучения разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации различные потребности,  способности и другие качества личности: ­ технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин ­ В.В.  Давыдов), ­ на потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко), ­ на индивидуальный опыт личности (технология И.С. Якиманской), ­ на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер), ­ на социальные инстинкты (И.П. Иванов). Содержание развития Современный этап педагогической практики это переход от информационно­ объяснительной технологии обучения к деятельностно­развивающей, формирующей  широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные  знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие  познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств  личности. С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы называть развивающей  педагогикой, или педагогикой развития. Зона ближайшего развития Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на  завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития ­ уже сформировавшиеся качества и то, что  ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития ­ те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в  состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью  взрослых. Зона ближайшего развития ­ большая или меньшая возможность перейти от того, что  ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в  сотрудничестве. Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой  актуального развития и зоной ближайшего развития ­ областью неведомой, но  потенциально доступной для познания. Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и  недоступной зоны ­ задача, которая решается пока только на интуитивном уровне,  зависящем от опыта и мастерства учителя.
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: