Доклад на тему: Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.(методическое объединение)
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.(методическое объединение)

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов..Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.docx
МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Доклад на тему: Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах. Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе. Прием «Кластер» «Корзина идей» «Загадка» «Мозговой штурм» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Таблица«ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал») «Да – нетка» «Дискуссия» I. Стадия «Вызова» Это способ графической организации материала, позволяю­щий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при  погружении в ту или иную тему.  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово  или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,  факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже  появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В  итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной теме.      В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме. Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки­описания Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти  выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения  фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по  степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные»  отбрасываются, перспектив­ные берутся на вооружение. Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же  вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него  дети должны самостоятельно дать ответ. В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы,  требующие более сложного, развернутого ответа. Один из способов графической организации и логико­смысло вого  структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает  комплексный подход к содержанию темы.  1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе  заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».  2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения  прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».  3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся  записывают ответы в виде: «да» или «нет». Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: 1.Выдвигать идеи, слушать внимательно, 2. Не повторяться. 3. Каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст). Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается  личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5­ МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. «Проблемный вопрос» «Верные – неверные утверждения» «Зигзаг» балльной системе, Они отвечают на вопросы: 1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии?     1 2 3 4 5 2) Внимательно ли я слушал?    1 2 3 4 5 3) Выдавал ли я интересные идеи?   1 2 3 4 5 Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него  учащиеся получают в ходе урока. Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой  теме. учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной  теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный  опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на  изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования  позволяет удерживать внимание до конца урока.  II. Стадия осмысления Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той  же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и  мнения обсуждаются, дискутируются. Цель­ систематизация большого  по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на  смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно  совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на  5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) ­ 5  человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый  учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм  (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в  другие группы ­ группы экспертов.  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались  «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей  работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме.  Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.  Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы.  Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов  группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В  группе происходит обмен информацией всех участников рабочей  группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе  экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам,  которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения,  отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.  Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание  по изученной теме. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В  начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём  пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают  предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы дети  делают предположения о содержании, рассказывают о своих  ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из  предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. «Чтение с остановками» Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную,  непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ» Маркировка: " V "новое для меня  " + " знал ранее " ­ " удивило меня " ? " не очень понятно Этот прием помогает строить предположения по поводу развития  сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют  дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева ­  тема, ветви ­ предположения, которые ведутся по двум основным  направлениям ­ "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не  ограничено), и, наконец, "листья" ­ обоснование этих предположений,  аргументы в пользу того или иного мнения. Опорное  слово­это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в  столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы,  прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По  сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и  иметь продолжение дома. Данный прием может использоваться на любой фазе занятия.                    Толстые?                                              Тонкие?                                             Объясните, почему...?                           Кто?                                                   Почему Вы думаете..?                           Что?                                               Почему Вы считаете ..?                         Когда?                                               В чем различие ...?                                 Может..?                                         Предположите, что будет если...?        Согласны ли вы..?                             Что, если...?                                             Верно ли..?                               «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие  однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие  размышления, привлечения дополнительных знаний, умения  анализировать). Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу  определённого цвета.  Белая шляпа    :   статистическая. Белый цвет символизирует чистоту,  «Инсерт» или «Чтение с пометами» «Дерево предсказаний» «Круги по воде» «Толстые и тонкие вопросы» Метод «Думательных шляп» МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.  : эмоциональная. Красный цвет ­ цвет жизни, крови,   негативная. Черный цвет ­ цвет земли, почвы, основы,  правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы  задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных  недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее  получить. Красная шляпа   любви, чувственности, страданий.  Учащиеся  могут высказать свои чувства и интуитивные догадки  относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о  том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по  поводу данной проблемы? Черная шляпа:    здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и  осуществимы. Основной смысл ­ сработает ли это? Насколько это  безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа:     позитивная. Желтый ­ это цвет солнца, тепла, золота,  выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на  поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой  идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это  делать? Зеленая шляпа:    Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки,  задачи, ребусы,составляют кластер,синквейн. Синяя шляпа:    этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего  мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает  следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах: Белая шляпа. Сколько?  Красная шляпа. Что понравилось? Чёрная шляпа. Что не понравилось? Желтая шляпа. Что хорошо? Синяя шляпа. Почему? Зеленая шляпа. Задания. см. стадия вызова   Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на  следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? После чтения текста учащимся предлагается построить события в  логической последовательности. Данная стратегия помогает при  пересказе текстов.   аналитическая. Синий цвет ­ цвет мудрости и знания. В   творческая. Зеленый цвет ­ это обновление, рост.  III. Стадия рефлексии. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были  действительно верными. При обобщении и систематизации   знаний   этот   прием   можно   использовать   только   на стадии рефлексии для получения обратной связи .  В переводе с французского ­ стихотворение из пяти строк, которое  требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.  или «Шесть шляп мышления» «Кластер» «Бортовой журнал» «Логическая цепочка» «Верные – неверные утверждения» «Синквейн» МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Правила написания синквэйна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно  существительным). 2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя  прилагательными). 3. Третья строка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя  словами. 4. Четвертая строка ­ предложение из четырех слов, раскрывающее  суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет  суть темы. Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю  (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное состояние 6. Этот рассказ учит меня Эссе – письменные размышления на заданную тему.  «Пятиминутное  эссе»  помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме,  учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании  последующих уроков. Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому­либо письмо от имени героя произведения. см. стадию осмысления Приемы для выполнения заданий дома «Загадка» «Кластер» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Круги по воде» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» и др. «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» «Напишите письмо» «Толстые и тонкие вопросы» Надо отметить, что некоторые приёмы универсальны, используется на всех стадиях урока. Примеры использования ТРКМ на разных стадиях урока. Стадия вызова 1 приём «Корзина идей» Урок окружающего мира, 3класс Тема: «Почва»  ­ Мы говорим почва. А что же такое почва?  Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Почва – это …  … земля  … растительная земля  … вещество  … суша, а не вода  … место обитания, дом животных  2 прием «Кластер»  Урок окружающего мира, 3 класс. Тема: Живая природа (обобщение) Ученики разделены на 3 группы. Каждая группа составляет кластер – модель на темы  «Насекомые», «Птицы», «Рыбы». Вариант кластера: Дышат Плотоядные Животные Живые организмы Питаются Двигаются Размножаются Живород­щие Яйца Травоядные Всеядные Ползают Летают Урок окружающего мира, 4 класс Тема: «Природные зоны. Лес» Климатические  условия Тайга животны е растения Географическ ое положение Ле с  Широколиственн ый животны е растения Изображение на  карте Смешанный  животны е растения МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. 3 прием «Верите ли вы, что…» Урок окружающего мира 3класс,  Тема: «Почва» ­ Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я  буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и  минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица? 3 1 2 4 5 6 7 ­ Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были  правы. 4. Прием «Верные – неверные утверждения».  Учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет».                        Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? ­ да – нет                                                          Верите ли вы, что в пустыне нет растений? ­ да – нет                                                               Верите ли вы, что в пустыне жарко? ­ да – нет                                                                Верите  ли вы, что в пустыне идет снег? ­ да – нет и т. д.  II    стадия «Осмысление» 5. Прием «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения,  которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество  «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений,  аргументы в пользу того или иного мнения.  Урок русского языка Тема: Склонение имен существительных. – Как изменяются имена существительные? – Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово. – Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./ – Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./ – Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? – Давайте составим «дерево предсказаний». МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. 6. Прием «Сюжетная таблица» Урок литературного чтения.  Тема: Н.Носов «Заплатка»  Кто? Бобка  Что? Порвал штаны  Когда? Однажды  Где? На заборе  Почему?  Зацепился Мама Ругала Увидела  7. Приём «Инсерт»  При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и  заполнение таблицы «Инсерт».  Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» –  новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу  значков маркировки:  «V» «+» «–» «?» поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы для вас новым; читаете, противоречит поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы тому, что вы уже получить более знали, или думали, что знаете; подробные сведения по данному вопросу. Проверка понимания и первичное закрепление. ­ Что было для вас знакомым из прочитанного? ­ Что нового вы узнали для себя из этого текста? ­ У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? 8. Прием «Сводная таблица» Окружающий мир, 4 класс МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Тема: «Полезные ископаемые» ­ Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные  ископаемые и выполнит практическую работу. 1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их  название. 2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или  непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или  нет.3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано  его применение. Заполни Сводную таблицу. Практическая работа в группах. Название Известняк Гранит Основные свойства Белого, серого или желтого цвета Зернистый. Твердый и прочный Глина Песок Железная  руда Очень мельчайшие  частички,скреплённые между собой. В виде крупинок, сыпучий, жёлтый,  серый. Черного цвета, плотное, притягивает  металлические предметы. Использование Строительство, мел, мрамор. Строительство фундаментов зданий,  набережных, дорог, памятником,  отделка станций метро.  Кирпич, посуда Дороги, стекло Машины, железнодорожные рельсы,  вагоны и др. 9. Приём Таблица «ЗХУ» Литературное чтение, 4 класс Тема:  «А.Чехов «Ванька» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. ­ Произведение «Ванька»  написал А. П. Чехов; ­ Это рассказ; ­ Ванька писал письмо дедушке  в деревню; ­ Ванька жаловался на тяжёлый  труд; ­ Внешность, одежда, жесты,  походка Ваньки. ­ Обязанности Ваньки; ­ Обстановка ­ интерьер; ­ Поведение; ­ Поступки; III    стадия «Рефлексия»: 10. Метод «Шесть шляп» Окружающий мир, 4 класс Тема: «Полезные ископаемые» Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах   выслушиваются ответы детей. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча  полезных ископаемых. Черная. Проблема. Придобычи полезных ископаемых нарушается экологическое  равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные  ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не  известно. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. ­ Мне  очень хочется, чтобы вы подвели итог сегодняшней работы в нашей мастерской  закончив любую понравившуюся вам  фразу. (Ребята по кругу высказываются одним  предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске) я понял, что… я почувствовал, что… я научился… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
скачать по прямой ссылке