Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"
Оценка 5

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
11 кл
31.05.2019
Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"
Сегодняшние дети – это будущий мир. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Можно использовать некоторые интересные методы и приёмы при разработке уроков: 1. Работа в группах – «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. 2. «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) − 5 человек. 3. Метод шести шляп (Шесть думающих шляп). В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.docx
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС МБОУ СОШ № 2 г.Искитим Новосибирской области Сидорова Е.Н. Сегодняшние дети – это будущий мир. Современному обществу нужны образованные,  нравственные, предприимчивые люди. Новые требования к результатам образовательной  деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного  процесса. Как разработать урок по­новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при  этом новые требования ФГОС? Современный урок русского языка и литературы,  направленный на формирование метапредметных и личностных результатов. При  подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с  учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Можно использовать некоторые  интересные методы и приёмы при разработке уроков: 1. Работа в группах – «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в  организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же  проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются,  дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной  действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в  процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения  принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения,  выдвинутого кем­либо из группы. 2. «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по  объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для  взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.  Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно  рабочими) − 5 человек. 3. Метод шести шляп (Шесть думающих шляп). В основе метода Эдварда де Боно  находится концепция параллельного мышления. 1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой  мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем,  «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной  информации, и подумать о том, где ее раздобыть. 2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на  этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх,  негодование, восхищение, радость и так далее.), возникающими при мысли о том или ином  решении или предложении. 3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми  преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и  перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не  сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и  попытаться выявить скрытые положительные ресурсы. 4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти  исключительно критические оценки ситуации. Надо обратить взгляд на возможные риски и  тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включить режим поиска подводных  камней и побыть немного пессимистом. 5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения  изменений. 6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для  управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки  предложения и проработки его содержания. Это подведение итогов сказанного. Можно использовать этот метод и немного по­другому – пусть каждый участник надевает  шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы  таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную  наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди  наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не  давайте примерить главному креативщику. Это даст возможность участвующим раскрыть  потенциал. 4. «Чтение с остановками». Открывает возможности целостного видения  произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии  героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? 5. Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда учащиеся  значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что  является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.  Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал; «+» – Новое  для меня; «­» – Вызывает сомнение; «?» – Вопрос. 6. «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева −  тема, ветви − предположения, которые ведутся по двум основным направлениям «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» − обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Список литературы 1. Асмолов А.Г., Бурменко Г.В., Володарская И.В.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие.  «Просвещение», 2011. – 159с. 2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /. Волгоград: Учитель, 2013. – 174с МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Сидорова Е.Н. МБОУ СОШ № 2 г.Искитим Новосибирской области Сегодняшние дети – это будущий мир. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по- новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Можно использовать некоторые интересные методы и приёмы при разработке уроков: 1. Работа в группах – «Обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. 2. «Зигзаг». Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) − 5 человек. 3. Метод шести шляп (Шесть думающих шляп). В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. 1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть. 2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и так далее.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. 3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы. 4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации. Надо обратить взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включить режим поиска подводных камней и побыть немного пессимистом. 5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. 6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. Это подведение итогов сказанного. Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае  лучше  распределять  шляпы  таким  образом,  чтобы  они  не соответствовали  типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то,  кто постоянно  все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и  ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте  примерить  главному  креативщику.  Это   даст  возможность участвующим раскрыть потенциал. 4.  «Чтение  с  остановками».   Открывает  возможности  целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие  ассоциации вызывают у вас имена,  фамилии  героев?  Что  вы  почувствовали,  прочитав   эту  часть?  Какие ощущения у вас возникли? 5.  Инсерт  (чтение  с  пометами).  Это  приём такой  маркировки  текста, когда  учащиеся  значками  отмечают  на  полях  то,  что   известно,  что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также  то,  о  чём  хочется  узнать  более  подробно.  Маркировка  производится  с  помощью специальных значков: «!» – Я это знал; «+» – Новое для меня;  «­» – Вызывает  сомнение; «?» – Вопрос. 6. «Дерево предсказаний». Правила работы данным прие При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и  литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы: 1) ассоциативный ряд; 2) опорный конспект; 3) мозговая атака; 4) групповая дискуссия; 8 синквейн; 9) эссе; 10) ключевые термины; 11) перепутанные логические цепочки; 12) дидактические игры; 13) лингвистические карты; 14) лингвистические задачи; 15) исследование текста; 16) работа с тестами; 17) задания поискового характера; 18) нетрадиционные формы домашнего задания. Остановлюсь лишь на некоторых из них.  Эссе ­  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой­либо  литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.  Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике.  Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на  стадии рефлексии. Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку  зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут  проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более  подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не  давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе:  каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать  самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не  останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5­минутное эссе обычно  применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания  по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.  Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация  изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. П.1.  Эссе­  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой­либо литературной,  философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе очень  распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно  использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических  особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке  ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи,  предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием  эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать  самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.  При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и  постараться писать дальше. 5­минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы  помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это  возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.   П.2. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет  эффСЛАЙД 14 Тема нашего занятия «Творческое эссе» Исходя из темы, сформулируйте цель нашего занятия. Хочу узнать… Приобрету навык… Буду уметь… Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого  эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, мы  расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной  творческой работе. II.               Актуализация опорных знаний 1.    Погружение в тему Педагог. Прежде чем мы займемся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие  по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты. Таинственное слово «эссе» Эссе – это, пожалуй, один из самых распространённых и таинственных жанров, который мне  когда­либо приходилось встречать в литературе. Когда я училась в школе, мне говорили, что это «свободное течение мысли», что написать эссе сможет каждый. И всё. Казалось, что  дальше я могла писать что угодно и (или) как угодно, не подчиняясь никаким законам. Я  выдумывала то, что мне больше всего нравилось, хаотично излагала свои мысли  и была  весьма довольна. Создавалось твёрдое убеждение, что я знаю, как писать эссе. Позже, в  университете мне снова начали задавать написать эссе. После объяснений стало понятно,  что я должна найти информацию и просто переписать её (или перепечатать). Работу я  сдала, свою законную пятёрку получила, а вот, что же такое на самом  деле литературный жанр эссе, как­то и не поняла. И только спустя несколько лет, я смогла  открыть для себя некоторые тайны этого отнюдь не легкомысленного жанра и понять, каким же законам он подчиняется, каковы особенности жанра эссе… СЛАЙД 15 Хочу напомнить вам, что ЭССЕ – это разновидность очерка, в которой главную роль играет  не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и  ассоциаций. Вы знаете, что жанр эссе возник на рубеже XVII века, распространился в европейской  литературе, но особенно популярен стал в Англии. СЛАЙД 16 Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: образность, афористичность,  близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений,  раздумий, ассоциаций. СЛАЙД 17 Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и  обычное сочинение по литературе: вступление, основная часть, заключение, но важной  отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное  соотношение частей не является жестким. ективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории  активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. П.3.

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад на тему "Методы и приемы на уроках литературы"

Доклад  на тему "Методы и приемы на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2019