Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.
«Поликультурное и полиязычное образование в школе»
Китарова Лайла Толыбаевна
учитель русского языка и литературы
ЗападноКазахстанская область
Чингирлауский район
Тасмолинская СОШ
"Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна,
население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный,
русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной
интеграции в глобальную экономику".
Из Концепции развития
системы образования РК до 2015 года:
«Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор
человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию
установки на толерантность и объемное видение мира»
Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно.
Сегодня невозможно представить себе, что гдето ещё существуют страны, люди которых
владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила
бы только одна нация. Для нормального функционирования любого многонационального
государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.
По мнению Президента Н. Назарбаева «...Казахстан уникален и силен своей
многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное
пространство… Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития
общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные,
азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант
развития поликультурности».
Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент
является одним из главных направлений в системе средне – специального и высшего
образования. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и
развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные
ценности и жизненные принципы.
Будущее нашего государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники,
студенты. Уже с детского сада они узнают культуру народов, изучают казахский, русский и
основы английского языка. Это является одним из важнейших условий успешного
вхождения ребенка в современный мир.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие
поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет
несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию.
Полиязычное образование – основа становления полиязыковой личности, уровень
сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной
самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его
профессиональную конкурентность.
Владения казахским, русским и иностранным языками становится в современном
обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности
человечества. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан,
практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с
этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в
профессиональном отношении положение. Одно из задач приобщения подрастающегопоколения к глобальным ценностям, формирования у подростков умений общаться и
взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве.
Для того чтобы подготовить профессиональных кадров отвечающих этим
требованиям большое внимание уделяется полиязычному образованию, которое
рассматривается как действенный инструмент подготовке молодого поколения в условиях
взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос
обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки учащихся.
Важнейшей из проблем полиязычного образования является качественная
подготовка педагогических кадров, поэтому в школе проводятся занятия по изучению
казахского языка для учителей; внедряются интегрированные уроки и внеклассные
мероприятия. Ежегодно в сентябре проводится декада языков; все предметные недели
включают задания на трех языках; проводятся по четвергам дни казахского языка.
Согласно учебного плана дети изучают английский, казахский, русский языки. Важное
место при этом отводится прикладным курсом и курсам по выбору для учащихся
профильных старших классов по соответствующим запросам учащихся, которые их
выбирают.
Успешному продвижению и культурного многообразия общества, предотвращению
межэтнических конфликтов и развитию стабильных, сплоченных полиэтических обществ
способствует поликультурное и многоязычное образование.
Целью поликультурного образования в школе является формирование личности
школьника как культурно образованного человека, способного к успешному
самоопределению в условиях культурного многообразия общества, обладающего
гуманистическим мировозрением, умением жить в мире и согласии с носителями
различных культур.
Содержание поликультурного образования должно способствовать воспитанию в
духе уважения к родной, казахстанской и мировой культурам; давать возможность
формировать умения и навыки межкультурного общения.
В системе поликультурного образования ведущая роль принадлежит языкам
носителям культуры. Язык, как величайшее достижение человечества является важнейшим
средством формирования ценностных ориентаций и мировоззрения. Именно в языке
наиболее полно выражается динамика развития отношений между предстватилеми
различных народов.
Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию, что казахский язык и казахская литература,
как средство трансляции духовных и художественных ценностей народа Казахстана
фактически составляют основу казахстанской межкультурной коммуникации и диалога
культур.
И свою работу хочу закончить словами нашего Президента:
«Народ будет мудр в воспитании потомства заботясь о его здоровье образовании и
мировоззрении...Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английскими
языками...Он будет патриотом своей страны известной и уважаемой во всем мире.»
Таким образом,
для формирования конкурентоспособного специалиста,
коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым
пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии
необходимо поликультурное и полиязычное образование.Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278).
— 2007. — 1 марта
2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 20112020
годы
3.Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 20112020 годы
4. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу
Всеобщего Труда // Казахстанская правда. — 2012. — № 218219. — 10 июля.
5. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения. –
Алматы, 1999.
6. Большая советская энциклопедия: Языкознание, 1998.
7.Кондубаева М.Р. Научноисторические основы формирования культуры речи
двуязычного учителясловесника: автореф. дис. ... дра пед. наук. – Алматы, 1995. – 339 с.
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 261 с.