Доклад на тему: «Понятие девиантного поведения учащихся»
Оценка 4.8
Видеоуроки +1
docx
дефектология +1
Взрослым
28.01.2018
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
девиантное повед учащихся.docx
Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.
Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Доклад на тему:
«Понятие девиантного поведения учащихся»
Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело)
Ногинск.
2015 Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.
Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в
выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно
добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств,
обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать
существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и
негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях
большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы
школьного поведения, что может стать эффективным средством решения
актуальных проблем современного образования.
Среди решаемых проблем социальноэкономического оздоровления, важное
место занимает создание принципиально новой модели государственной системы
социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Этим
проблемам государство уделяет внимание и принимает ряд законов. Подписана
Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс,
отвечающий общепринятым международным нормам. Приняты законы: «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
дополнения к
Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ».
Весьма актуальной остается проблема девиантного поведения
несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу очень важно иметь
представление о том, что такое поведение, какое поведение можно считать
соответствующим нормам, а какое девиантным.
Научные представления об этих понятиях и о человеческом поведении в
целом, возникли в начале ХХ века. Первоначально под поведением ученые
понимали любые внешние проявления человека. К ним относились двигательные,
вегетативные, речевые реакции. Эти реакции рассматривались как ответные, на
какоелибо раздражение из внешней среды.
Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности
реакций на внешнюю среду. Практически все ученые сошлись на, том, что
поведение это еще и внутренние проявления личности. К ним относится тип
нервной системы, мотивация, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
Таким образом, под поведением следует понимать процесс взаимодействия
личности со средой, на основе ее индивидуальных особенностей.
Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то,
как он себя ведет по отношению к обществу, идеям, другим людям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных
нормах нравственности, эстетики и права.
Нормальное поведение
– это любое поведение, которое не разрушает
общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. В переводе с
латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание. Норма выполняет
функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить
поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы
существуют и непрерывно действуют.
Нормальное поведение учащегося предполагает его адекватное, отвечающее
потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и
обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди
способны
своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки ребенка, то его
поведение почти всегда будет нормальным.
Девиантное поведение это поведение, противоречащее общепринятым
нормам,
нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам
человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям.
Девиантное
поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и
практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила явление
девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов,
медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим
миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные
понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность
и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.
Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, и они
трактуются с точки зрения различных наук.
Философия имеет дело с наиболее общими вопросами, касающимися
человеческой жизни и мира – того мира, в котором человек живет и действует. Это
приемлемо и для подросткового возраста. Особенности поведения могут быть
связаны с такими вопросами как причины и цели существования мира, со смыслом
жизни человека, с категорией свободы и возможностью для человека пользоваться
этой свободой.
Психология видит причины девиантного поведения в структуре личности
человека, его внутреннем мире, уровне сознания, в особенностях психологических
реакций на возможность удовлетворять основные потребности, а также в
различных типах характера, восприятия и эмоциях. Один из главных интересов
психологии это стремление понять, что лежит в основе поступков человека. У
каждого человека есть свой особый комплекс представлений, переживаний,
склонностей поступать определенным образом, а психологам интересно знать по
каким законам функционирует внутренний мир человека. Социальная психология одна из самых молодых отраслей знания о человеке и
обществе. Доктор социологических наук Т.А. Хагуров считает, что «социальная
психология изучает устойчивые, повторяющиеся психологические феномены,
лежащие в основе социального поведения людей, их отношения друг к другу и
характерных способов мышления». Социальнопсихологический подход объясняет
причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное
поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в
обществе и сознании человека.
Педагогика под девиантным поведением понимает нарушение традиционно
сложившихся в обществе социальнонравственных, правовых норм и стандартов
поведения. С точки зрения педагогики норма поведения – это сформированные в
определенной культурной среде социально ожидаемые реакции и действия
человека определенного возраста, пола и положения на ту или иную ситуацию.
Поведение это категория, присущая учащимся как личности. Личность это
конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель
определенного социального положения в семье, в школе, в обществе. В поступках
учащегося, в его действиях и поведении проявляется внутренняя зрелость
личности.
Доклад на тему: «Понятие девиантного поведения учащихся»
Доклад на тему: «Понятие девиантного поведения учащихся»
Доклад на тему: «Понятие девиантного поведения учащихся»
Доклад на тему: «Понятие девиантного поведения учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.