Доклад на тему: "Преемственность детского сада и школы."
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
18.11.2018
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»,- писал В.А. Сухомлинский. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Доклад на тему.docx
Доклад на тему : «Преемственность
детского сада и школы.»
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на
первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Составила: руководитель ШМО учителей начальных
классов Полинко О.Н. Проблема преемственности между дошкольным и начальным
образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс
воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для
каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями
развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов
целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением
преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и
изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Переход начальной школы на четырехлетнее обучение является
реальным фактом перспективного планирования образовательной стратегии в
нашей стране. Насколько целесообразным он является с точки зрения
возрастных этапов развития ребенка и создает ли для него условия
благоприятной адаптации к школьному обучению это вопрос, по которому
мнения части психологов и методистов расходятся. С точки зрения анализа
возрастных этапов развития ребенка, ориентированного на периодизацию,
связанную с кризисами возрастного развития (Л.С. Выготский), возраст 6,5
лет, определенный как оптимальный для поступления в четырехлетнюю
начальную школу, не является благоприятным для ребенка периодом,
поскольку совпадает с кризисом седьмого года жизни.
Реальные наблюдения в школьной практике дают основания полагать, что
у значительной части детей кризис происходит именно под влиянием
начавшегося школьного обучения. Ребенок попадает в новую социальную
ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с
игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее
подкрепление. И.Ю. Кулагина пишет: «Маленький школьник с увлечением
играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным
содержанием его жизни». Суть в том, что сам ребенок может еще долго не
понимать, что игра «перестала быть основным содержанием его жизни».
Учителя практически весь первый год пребывания «шестилеток» в школе
отмечают этот факт. Именно это несовпадение внутренних и внешних условий
существования ребенка в данный период может являться причиной
обострения кризиса седьмого года жизни. Не секрет, что многие
«шестилетки», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября
испытывают жестокое разочарование в школьной жизни. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями
рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного
образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного
образования это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы
рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного
образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят
цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве
узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность
между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем,
развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления
новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а
только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики,
природоведения.
Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно
различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными
нормативными документами ( программами, инструкциями и т.д.). Однако,
если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной
атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и
нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют,
чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для
контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но,
выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной
единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей
неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник
детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном
в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность
педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный
возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего,
поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности
может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и
школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти
время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа
«не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального
благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательного процесса в
дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой
системы. В этой связи любая диагностика готовности детей к школе может
рассматриваться только как этап в организации последующей
индивидуализации обучения.
Решение вопроса преемственных связей на дошкольном и школьном
этапах по линии формирования ведущих видов деятельности ребенка
позволит развести понятия «учение» как приобретение знаний и «учебная
деятельность» как деятельность по самообразованию, по формированию
ребенка, «умеющего учиться».
Литература:
А.Б. Николаева «Детский сад и начальная школа: психологический аспект
преемственности».
Н.И. Лехнер «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их
решения»
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и школы."
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и школы."
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и школы."
Доклад на тему: "Преемственность детского сада и школы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.