Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающей среды на
уроках» учитель химии и биологии Ахметова Л.Г.
“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное
образование должно стать
здоровьесберегающим. В законе «Об
образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в
приоритетную задачу.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и
единственной цели образовательного процесса, а только в качестве
условия, одной из задач достижения главной цели.
Задача современной школы не "дотянуть" ребенка до последнего
звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а
полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все
предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И
здоровье здесь играет не последнюю роль.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.
И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу
здоровьесберегающих
технологий.
Под
здоровьесберегающими
образовательными технологиями в широком смысле слова следует
понимать все те технологии, использование которых в образовательном
процессе идет на пользу здоровья учащихся.
СРЕДА специально организованная оказывает позитивное влияние на
развитие способности ребёнка к самообучению, а также способствует
установлению и утверждению чувства уверенности в себе. СРЕДА
РАЗВИВАЮЩАЯ даёт возможность школьнику испытать способности,
проявить самостоятельность, утвердить себя как активного деятеля.
Существуют проблемы здоровьесбережения такие как: Учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных,
эмоциональных, мотивационных, его темперамент, тип памяти
и т.д.
Исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной
нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала.
Исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной
нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала.
Обеспечение благоприятного материальнопсихологического
климата в классе и школе; сохранение и поддержание и
укрепление психического и физического здоровья детей.
Обеспечение благоприятного материальнопсихологического
климата в классе и школе; сохранение и поддержание и
укрепление психического и физического здоровья детей
Школьные факторы риска:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения
здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и
укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
Цели и задачи здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения.
Задачи:
изучение теоретического материала по реализации
здоровьесберегающих образовательных технологий;
создание базы данных на каждого учащегося, выявление личностных
особенностей; использование элементов современных технологий для сохранения
здоровья школьников;
создание комфортной обстановки для организации учебного
процесса;
организация взаимодействия с коллегами и родителями;
анализ и обобщение результатов полученных в ходе реализации
проекта.
В решении обозначенных задач для достижения цели помогают
следующие технологии:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса.
2. Элементы технологии Шаталова.
3. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников.
4. Психологопедагогические технологии здоровьесбережения.
5. Личностноориентированные технологии:
технологии проектной
деятельности,
дифференцированного обучения,
обучения в
сотрудничестве, игровые технологии.
6. Информационные технологии.
7. Технология психологического сопровождения учебной группы.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный
подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не
нанести ущерб здоровью учащихся.
Задача педагога:
сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл
здоровье или хотя бы не потерял его.
Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике.
На уроках использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе
жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем
здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать
систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать
и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть
на основные жизненные процессы глазами математика и физика.
Содержание заданий соответствует прохождению программы в течение
учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности
и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс,
можно определить следующие
цели:
создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально
дифференцированного подхода к работе с учащимися;
создание условий для успешной социализации различных категорий
учащихся с учетом состояния их физического и моральнопсихологического
здоровья,
анализ,
обобщение и распространение опыта использования
здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.
и индивидуальных
особенностей;
возрастных
Задачи:
• Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня,
учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся.
• Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе
жизни.
• Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации
учащихся.
• Повышение физической и санитарногигиенической культуры учащихся.
• Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин
неуспеваемости учащихся,
• Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.
развитие мотивации к обучению.
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в
школе:
1. Ребенку важно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только
положительные эмоции.
Здоровьесберегающие задачи:
1.1. 1Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся.
Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц. Развитие наблюдательности, памяти,
воображения. Создание доброжелательной обстановки для принесения
детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на
занятие снова.
Для снятия зрительной нагрузки:
рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах
усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После
нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в
дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
простейшие упражнения для глаз:
1) вертикальные движения глаз вверх вниз;
2) горизонтальное вправо влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно
отчетливее.
Поэтапная смена деятельности.
Использование различных форм работы с учащимися помогает
избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной
усталости детей.
Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы,
технологии, которые связаны со здоровьесберающей
технологией:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны
соответствовать норме (температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 47 (опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой
потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности – 710 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный,
самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование
видов преподавания не позже чем через 1015 минут.
5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали
активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые
соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты:
физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз. Норма: на 1520 минут урока по одной минуте из 3х
легких упражнений с 34 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым
образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое
влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка,
небольшое стихотворение.
Основополагающие принципы программы по здоровьесберегающей
деятельности:
Поддержание интереса и познавательной активности.
Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
Единство физического и психического развития.
Наглядность.
Принцип непрерывности физического воспитания и образования
личности на всех этапах жизнедеятельности.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий
по развитию физической культуры.
Учёт возрастнополовых особенностей учащихся в содержании
учебного материала. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим
детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье,
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут
более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно,
но и физически.
Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!
Берегите себя и своих учеников!
.
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.