формирование профессиональной компетентности педагога через самоообразование.docx
Всякое настоящее образование добывается только
путем самообразования.
Н.А.Рубакин
Формирование профессиональной компетентности педагога через
самообразование
Руководитель МО ЕМЦ: Ахметова Л.Г.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая
самой личностью для приобретения системных знаний в какой либо области науки,
техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование
как "приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя".
Самообразование одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою
историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является
его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности,
осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении
к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному,
профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и
воспитания для реализации поставленных задач;
3. Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен
постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием,
обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях
информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются
ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую
роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная
система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается
огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях очное обучение,
очно – заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации,
семинарах, опорных методических площадках, методических объединениях и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою
актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения
квалификации как старший воспитатель, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование, причем
постоянное и непрерывное. Предварительно изучив инновационные методы методической
работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с
педагогами.
Инновационные направления методической работы
маркетинговое: изучение спроса педагогов;
информационное: создание единой информационной, организационной,
методической, коммуникативной учебновоспитательной среды в ДОУ;
социальноадаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию
профессиональной карьеры.
1. научноэкспериментальное: вовлечение педагогов в опытно
экспериментальную работу ДОУ
2. психологопедагогическое: психологическая поддержка педагогов
3. управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда в образовательном
учреждении созданы определенные условия. Используемые диагностические карты,
карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их
потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его
профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно
педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и с методическими
ресурсами в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового
опыта деятельности наших педагогов на областном, городском и районном уровне.
Педагоги МБДОУ №189 «Детский сад комбинированного вида" систематически
принимают участие в областных, городских и районных конкурсах педагогических
инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и благодарственные письма; разработан
мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов ДОУ;
администрация ДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в
педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность
профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного
процесса, готовность воспитанников к школьному обучению), творческий рост педагогов,
внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального
самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления
профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального
благополучия, профессионального признания и др. Условия профессионального роста
1. Самостоятельная работа над рефератом по теме
2. Изучение методической, педагогической литературы.
3. Обзор в Интернете информации по теме
4. Посещение семинаров, методических объединений, опорных методических
площадок, открытых показов педагогической деятельности коллег.
5. Семинары, педсоветы, обмен опытом с коллегами.
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
8. Изучение информационных компьютерных технологий.
9. Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.
10. Участие в конкурсах в Интернете.
11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с
большим успехом справляться со старыми. Самообразование невозможно без умения четко
формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на
главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и
приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к
рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов
нам помогает созданная в ДОУ "Школа педагогического мастерства", целью которой
является повышение результативности методической работы по самообразованию
педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
стажировка у опытного коллеги;
консультации по заявкам педагогов;
семинары;
семинарыпрактикумы;
презентации.
Направления деятельности "Школы педагогического мастерства": формирование
мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в
малых группах с презентацией педагогических достижений и т.п.
формы самообразования педагогов:
1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением
профессионального и методического уровня. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования (опыт работы по данному направлению представлен
здесь).
2. коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе
ДОУ.
Результативность:
Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу пополнять и
конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в
работе с детьми ситуаций.
У педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний,
гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно
образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность
подготовиться и перейти к целенаправленной научнопрактической, исследовательской
деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном
уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательнообразовательного
процесса и результативность педагогической деятельности в целом. "Школа
педагогического мастерства" поможет более успешно адаптироваться начинающим
педагогам, позволит найти новые нестандартные подходы в организации воспитательного
процесса в работе с детьми опытным педагогам.
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад на тему: "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.